Земля общего пользования: определение, правовой режим, нормы и правила использования

Содержание

Что такое зонирование земель

Требование о проведении зонирования установлено в ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую». Земельное законодательство РФ определяет разные виды земельно-правового зонирования для:

  • населенных пунктов (ст. 85 Земельного кодекса РФ);
  • земель транспорта, энергетики, промышленности;
  • территорий специального назначения (ст. 87 ЗК).

Итак, зонирование земель — это их разделение на участки с разным целевым назначением и правовым режимом использования.

Такое разделение производится согласно планам развития территорий, главные принципы и положения которого определяет Правительство РФ. Утверждение этих планов относится к компетенции органов местного самоуправления или государственной власти. Решения, принятые ими в отношении земельного зонирования, обязательны к исполнению для всех форм собственности и других прав на наделы.

Подобные нормативные акты регламентируют порядок:

  • создания основных инженерно-транспортных коммуникаций;
  • плотности застройки;
  • посадки зеленых насаждений;
  • расположения культурных и социально-бытовых объектов обслуживания населения;
  • иного использования земли.

Особенности правового статуса

Согласно Земельному Кодексу и Федеральному закону 178-ФЗ земли общего пользования не могут находиться в частных руках. Их нельзя приватизировать или выкупить как для своих, так и для общественных нужд.

Так как у каждого участка земли на территории РФ есть владелец, территории общего использования тоже имеют хозяина: муниципальное образование, на территории которого участок находится. Именно органы государственной власти ответственны за содержание, развитие и охрану земель общего пользования.

Ст.262 ГК РФ предполагает:

  • возможность граждан свободно проходить и перемещаться по территориям, отнесённым на кадастровом плане к землям общественного пользования;
  • право использовать любые ресурсы на этих землях, если способ использования не противоречит законодательству (в сквере можно собирать осенние листья, но нельзя по своему желанию спиливать деревья);
  • запрет на приватизацию;
  • запрет на постройку капитальных строений.

Представители государства могут огораживать участок земли общего пользования, если:

  • расположенные за ограждением объекты могут нанести вред здоровью и жизни граждан;
  • эти объекты нуждаются в усиленной охране;
  • проводятся ремонтные работы, которые будут затруднены, если по территории начнут ходить граждане.

Оградить участок просто так не имеет право даже представитель государства. Однако, даже если есть конкретный запрет на перемещение по территории, гражданин может по ней пройти, если не причинит ущерб и беспокойство собственнику.

Нормативные акты: земли общего пользования

Регламентация земель общего пользования проводится Градостроительным и Земельным кодексами РФ. Данные нормативные акты решают различные задачи, которые связаны с распоряжением территориальными владениями.

Территория для общего пользования – это владения, которые может применять обширное число людей.

Места общего пользования – это участки земли, находящиеся во владении у государства или муниципалитета. Граждане могут беспрепятственно располагаться, использовать природные ресурсы, не спрашивая разрешения, но в законных и правовых рамках. Земли общего пользования невозможно приватизировать.

К видам таких территорий общего пользования относятся:

  • пляжи;
  • парки;
  • уличные места, городские площади;
  • дорога для автотранспорта;
  • городские леса;
  • реки, озера;
  • берег, бульвары;
  • кладбища;
  • места для хранения промышленных и бытовых отходов.

Гражданское население может свободно и безвозмездно находиться в общественных лесах, собирать ягоды, орехи, использовать все ресурсы природы, кроме древесных. Некоторые ограничения предусмотрены Лесным кодексом. Табу на посещение устанавливается на основании законов федерального уровня. К таким территориям относятся: военные земли и природные участки под особой защитой.

В целях пожарной и санитарной безопасности возможно ограничение на пребывание в лесах. Земли общего пользования могут находиться на территориальных зонах. Территориальные зоны – это территории, которые регулируются Градостроительным Кодексом РФ. Присущи правила застроек, использования земли и установлены градостроительные регламенты. В документах по планированию территорий общего пользования границы отмечаются красным цветом.

Как производится зонирование земель населенных пунктов

Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, зонирование — это разделение населенных пунктов и отдельных их территорий на зоны при градостроительном планировании развития. Подобное деление определяет виды градостроительного использования таких зон и устанавливает ограничения их применения.

Зонирование земель населенных пунктов производят органы местного самоуправления, курирующие разработку и реализацию правил застройки. Это относится к территориям сельских и городских населенных пунктов, прочих муниципальных образований.

Правовой режим использования установленных территориальных зон определяется градостроительным регламентом и документацией.

Зоны различного функционального назначения и ограничения их использования отражаются в генеральном плане города или других населенных пунктов (ст. 35 Градостроительного кодекса РФ). Территориальное зонирование земель фиксируется в схемах, включенных в правила застройки. Они представляют собой:

  • графический материал — кодовые обозначения зон разного функционального назначения и их границы;
  • текстовые материалы — градостроительные регламенты для каждой из установленных зон.

Деление населенных пунктов на территории устанавливает правила использования объектов недвижимости (земли и строений) по градостроительному регламенту, ограничения и сервитуты.

К земельным участкам и иным объектам недвижимости, расположенным в пределах территориальной зоны, в равной мере применяется правовой режим, установленный градостроительным регламентом.

Согласно ст. 54 Градостроительного кодекса, сведения о зонировании и регламентах территориальных зон должны быть включены в государственный градостроительный кадастр.

Что входит в состав земель населенных пунктов

Земли, на которых располагаются населенные пункты, занимают относительно небольшие площади, в отличие от иных категорий территорий. Однако именно на них сосредоточена основная часть населения.

В состав территорий населенных пунктов входят зоны, отнесенные к землям:

  • транспортной и инженерной инфраструктуры;
  • жилым
  • общественно-деловым;
  • производственным
  • рекреационного назначения
  • сельскохозяйственного использования;
  • особо охраняемых территорий;
  • специального назначения;
  • расположения военных объектов.

Как устанавливаются границы территорий в населенных пунктах

Границы территориальных участков фиксируются на карте градостроительного зонирования. Они отвечают требованию принадлежности определенного земельного надела к одной территориальной зоне. Это значит, что формирование одного участка из нескольких, расположенных в разных территориях, не допускается.

Применительно к одному земельному участку территориальная зона, как правило, не устанавливается. На картах выделяются границы:

  • территориальных зон;
  • территорий объектов культурного наследия;
  • зон с особыми условиями использования.

Для чего нужна категория земли общего пользования?

Основная цель создания таких территорий – обеспечение удобного проживания и удовлетворения культурно-бытовых потребностей граждан. Для комфортной жизни, беспрепятственного перемещения необходимы зоны общего использования, поэтому их всегда проектируют сразу.

Эти земельные участки используются как:

  1. улицы, дворы, прилегающие территории к жилым и общественным зданиям;
  2. инфраструктура: дороги, подъездные пути;
  3. места отдыха: парки, скверы, площади, бульвары;
  4. кромка (подход, прибрежная территория) водных объектов;
  5. набережные и общественные пляжи.

Таким образом, земли общего пользования в основном находятся в населённых пунктах: городах, посёлках, в СНТ и дачных хозяйствах, и т.д. Они пригодны для публичного свободного использования. Использовать их можно любым образом, не нарушая законодательство РФ.

К землям, которые могут использоваться неограниченным кругом лиц (такое определение даёт Градостроительный Кодекс), относятся не только территории в границах населённых пунктов, но и официально созданные национальные парки, заповедники, заказники. А так же:

  • лесополосы;
  • берега водных объектов за пределами населённых пунктов;
  • охотничьи угодья.

На эти объекты распространяется действие Лесного и Водного Кодекса.

Что относится к землям общественного назначения?

Территории общего пользования – это, прежде всего:

  • бульвары и набережные;
  • городские сады, парки;
  • улицы, площади и проезды;
  • дороги;
  • лесопарки и городские леса;
  • пляжи и водные объекты.

Каждая из категорий участков общего пользования имеет свои особенности использования гражданами.

Основные правила использования

Так как приватизировать такие земли нельзя, рассматриваются следующие варианты использования в сфере правовых отношений:

  • аренда;
  • бесплатное использование без определенного срока.

Аренда считается популярным методом использования территорий общего пользования. Земельный кодекс разрешает арендовать земельные участки для работ по сельскому хозяйству или индивидуальных строительных объектов.

Хозяин здания, находящегося на месте общего пользования, имеет право заключить договор аренды. Однако, невозможно право выкупа, а указание такой возможности в договоре признано нарушением закона.

Вариант аренды популярен в сфере правовых взаимоотношений, когда одна из сторон – юридическое лицо. Вариант безвозмездного и постоянного использования без указанного срока актуален между государством и физическим лицом. В обоих случаях временный хозяин может создавать постройки на территории.

Если строительный объект прошел регистрацию собственности, впоследствии его можно продать, подарить или оставить в наследство. Новый собственник будет считаться владельцем земли. Оформление такой земли в имущественное право запрещено, поэтому будет переуступка права аренды. Опираясь на нормы закона, арендатор не может передать место другим людям.

Участок можно переуступить, если арендатор не имеет возможности им пользоваться. Для такой процедуры предусмотрен договор цессии. В сделке учитываются только воображаемые детали объекта, так как реальными может курировать лишь владелец. В этом случае арендатор теряет возможность использования земли полностью, а новый съемщик будет решать все вопросы с владельцем строительных объектов.

Особенности аренды государственных землевладений

Физическое или юридическое лицо может получить участок в аренду, находящийся в собственности у государства или муниципалитета, в следующих случаях:

  • когда на территории есть строение, оформленное в собственность. Арендный контракт оформляется на время до 49 лет;
  • когда нужна земля для строительства. Срок ограничен временем проведения строевых работ. Требуется предварительное согласование по выбору места для строительства. Землевладения предоставляются на основании аукционных торгов, после чего составляется протокол. На основании этого документа оформляется договор аренды.

Возможна как аренда, так и бесплатное бессрочное пользование. Участники: физические, юридические лица и государственные органы. Основные моменты контролируются Земельным Кодексом РФ.

Порядок использования

На основании правовых документов на улицах, площадях, проездах разрешена постройка временных объектов, не имеющих фундамента. Важно, чтобы не ограничивалось движение пеших людей и транспорта.

В парковых и садовых зонах разрешена постройка капитальных сооружений для обслуживания населения. Территории, прилегающие к рекам, предусмотрены для общественного отдыха. Парки, скверы и бульвары предназначены для досуга. Запрещены любые действия, препятствующие использованию по предписанию.

К сельскохозяйственным землям относятся участки в зоне поселков, к ним относятся:

  • фермерские хозяйства;
  • территории для полезных ископаемых;
  • земли лесопарков.

За чертой населенных пунктов находятся места пригородных зон. На таких землях проводится активное развитие сельскохозяйственного производства. Предусмотрено строительство зданий для отдыха и нормального функционирования населенного пункта.

Некоторые земли пригородных зон помогают обеспечить гигиену и защиту для населенных пунктов. Окрестные черты устанавливаются генеральным планом развития, а также с помощью схем и проектов.

Функциональные зоны

Выбор земельного участка для решения конкретной задачи, дело не простое, будь то: строительство дома или магазина, многоэтажное строительство, организация фермерского хозяйства, для автостоянки или иных планов.

Данный выбор не должен быть случайным и происходить по принципу «вроде подходит», место как бы неплохое, поскольку чреват возможностью или полной неразрешимостью вопроса о застройке, или вызовет серьёзные дальнейшие «доработки ситуации» под поставленную изначально задачу.

Связано это с тем, что не на всех участках можно вести градостроительную деятельность, соответствующую поставленной цели, так участок имеет вполне определённый вид разрешённого использования.

Иными словами, на нём можно вести строительство только тех объектов, которые соответствуют его виду разрешённого использования.
Например, на участках с видом разрешённого использования «для личного подсобного хозяйства» (ЛПХ), находящихся в поселениях (городах, посёлках, деревнях), строительство домов и всех вспомогательных построек (бани, гаражи, сараи и др.) ведётся полномасштабно, так же, как и на участках с разрешённым использованием «для индивидуального жилищного строительства» (ИЖС).

Такие участки относятся к категории земель — земли населённых пунктов — и находятся в так называемой зоне индивидуальной жилищной застройки поселения (это территориальная функциональная зона — то есть, основная функция (назначение) зоны — застройка индивидуальными домами, коттеджами).

В каждой зоне может быть несколько видов разрешённых использований, присвоенных земельным участкам, включённых в зону.

Законодательная база для ЗОП

Право общего пользования землей является разновидностью природопользования. Оно имеет не вещную, а эколого-правовую природу, поэтому реализуется в отношении природных объектов, не индивидуализированных в качестве частного недвижимого имущества.

Понять, что такое земля общего пользования, поможет ст. 262 Гражданского Кодекса Согласно ей, граждане вправе свободно использовать землю и размещенные на ней объекты в пределах, не запрещенных законодательством, если:

  • участки находятся в государственной и муниципальной собственности;
  • территории не закрыты для общего доступа;
  • собственник не огородил участок или иным образом не обозначил, что проход через него без разрешения запрещен. Это касается частных наделов, которые могут использоваться для прохода.

Более уточненное понятие дает п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса, согласно которому земли общего пользования – это территории, которыми пользуется неограниченный круг лиц. Хотя речь идет об участках населенных пунктов, в более широком значении лица могут пользоваться землями и за их пределами.

Аналогичным образом ЗОП рассматривает и земельное законодательство, включая их в состав земель населенных пунктов. Так, земля общего пользования по Земельному кодексу (п. 12 ст. 85 ЗК) может входить в состав разных территориальных зон (жилых, общественно-деловых, сельскохозяйственных, производственных), но ее нельзя приватизировать или передать в частную собственность.

Вышеуказанные нормы законодательства позволяют выделить ключевые признаки ЗОП:

  • территории находятся в муниципальной или государственной собственности;
  • чаще всего они рассматриваются как земли общего пользования населенных пунктов;
  • участки общедоступны;
  • наделы и размещенные на них природные объекты использует неопределенный круг лиц;
  • для их использования в общем виде не требуется специального разрешения.

Эксплуатация территорий общего пользования регулируется не только федеральными законами, но и местными правилами застройки и землепользования. Поэтому в разных регионах и населенных пунктах состав таких земель и порядок их использования может отличаться.

Как можно использовать общественную землю?

Существует несколько вариантов использования территории общего пользования — это:

  1. Пользование территорией на безвозмездной основе. Большинство земель, имеющихся в пределах сел и городов, не могут стать собственностью физического лица. Но любой может распоряжаться землей общего пользования в неограниченном количестве и в любой момент (например, гулять по паркам и скверам).
  2. Аренда земель общего назначения. Арендуют территорию в том случае, когда на ней хотят возвести постройку. Данная сделка совершается между государством и юридическим лицом. Важным нюансом договора является то, что эта территория не может быть выкуплена.

Что грозит за самовольный захват чужого участка

Ответственность за незаконный захват земельного участка указана в статье 7.1 Кодекса об административном правонарушении. Также данная ситуация может попадать под уголовную статью, если истец докажет, что самозахват сопровождается иными нарушениями. В частности, мошенническими действиями.

Штрафная санкция зависит от нескольких критериев:

  • постановка на кадастровый учет;
  • ценовой диапазон.

Вся административная ответственность указана в КоАП. Вне зависимости от статуса правонарушителя – собственника земли, штраф будет фиксирован. Штрафная санкция зависит от цены земли:

  • юридическое лицо заплатит 3%, но не менее 100 тысяч рублей;
  • должностное лицо заплатит 2%, но не меньше 20 тысяч рублей;
  • физическое лицо оплачивает 1,5%, но не более 5 тысяч рублей.

Если должным образом оценка не была проведена, то фиксированная стоимость по штрафу составит:

  • для юридических лиц 300 тысяч рублей;
  • для должностных он составит 50 тысяч рублей;
  • физические лица должны будут уплатить 10 тысяч рублей.

Все штрафы уплачиваются через банк по указанным реквизитам в платежке.

Земельные вопросы между соседями

Земельная тема очень актуальна для собственников участков. Не редко возникают споры между соседями в данном вопросе, например, если они имеют разное представление о пользовании общей дорогой или подъездом к участку. В некоторых случаях суд разрешает одному из граждан осуществлять контроль над автомобильной дорогой, которую используют и собственники соседних участков. При этом данный гражданин не должен препятствовать дорожному движению.

Если один из соседей пытается захватить и незаконно передвинуть границы собственного участка, то в этом случае спор решается путем межевания территории общего назначения.

Незаконное пользование землей

Незаконное использование территории общего пользования — это серьезное нарушение, которое грозит наказанием. Если, например, у гражданина нет документов, доказывающих право владения землей и аренды данного земельного участка, наказание может быть следующим:

  1. Штраф и снесение всех незаконно возведенных построек. В этом случае гражданин должен выплатить штраф, снести за свой счет все строения и вернуть участку первоначальный вид.
  2. Штраф. Размер выплаты рассчитывается в зависимости от месторасположения и размеров земельного участка.

Размеры штрафов:

  • 500 – 1000 рублей (физическим лицам);
  • 1000 – 2000 рублей (должностным лицам);
  • 2000 – 20 000 рублей (юридическим лицам).

Чтобы сообщить о незаконном использовании территории, необходимо обратиться с заявлением в местную администрацию.

Правовой режим

Территория общего пользования и Земельный кодекс оговаривает все требования по использованию земельного надела. Согласно действующим правовым актам, надел для общего использования обязан находиться во владении государства или же организаций местного муниципалитета. Такие наделы запрещается приватизировать по закону.

Территория для общего пользования это наделы для использования всеми людьми. Площадь вправе быть огорожена специальным забором, что позволяет показать запрет людям для времяпрепровождения на указанном пространстве. Если владелец территории никак не обозначил это владение, то любой человек вправе пройти через надел без ограничений.

Основа для выполнения – это хорошее отношение к чужой собственности, соблюдение выдвинутых требований от собственника, а также не причинение ущерба земельному участку. При возникновении его человек должен выплатить штраф. В законодательной базе оговаривается возможность неограниченного использования территории на бесплатной основе. То есть каждый гражданин вправе получить необходимые удобства и использовать их на выделенном наделе.

Регулирование вопроса о землях общего пользования лежит на ключевых нормативных актах – ГК и ЗК. Именно они регулируют все основные вопросы, в том числе эксплуатацию любого статуса земель, расположенных в городе или деревне.

ГК оговаривает статусы, а также утверждает основные требования для приобретения и владения наделом. В правовом акте используется подробная информация о статусе назначения. ЗК контролирует человека, чтобы он использовал земельный участок в соответствии с выделенным целевым назначением.

Особенность земельных участков общего пользования – статус принадлежит сразу нескольким правовым институтам. Именно поэтому на них распространяются и местные правовые акты. Но распространяться нормативная документация может только в том ситуации, если она не противоречит федеральному законодательству. То есть федеральное законодательство должно исполняться в первую очередь, если происходит конфликт между правовыми актами.

Право прохода через чужой участок

Нередко происходит самозахват территории для общего пользования другими людьми или предпринимателями. Тогда приходится бороться за земельный участок для общего пользования, если самозахват был юридически не проведен по документам.

Если у человека имеется документальное подтверждение права владения землей, то он автоматически получает право на использование опций, которые представлены на земельном наделе. Но это допускается, если иного не предусмотрено в законодательстве. Новый владелец вправе совершать действия по отношению к территории по своему усмотрению, но с обязательным исполнением предназначения и правового формата.

Владелец вправе сделать ограждение земельного надела, чтобы другие люди не посещали его участок и не использовали его по своему усмотрению. Совершать походы, где установлено ограждение, другие люди не вправе.

ВАЖНО: если собственник так и не оградил территорию, то она автоматически считается общим наделом, и люди вправе использовать земельный участок по своему усмотрению. Но они не имеют права наносить ущерб объектам, расположенным на нем. При нанесении ущерба они отвечают по всем установленным правилам.

Причинение ущерба или нарушение спокойствия собственника при переходе через чужой земельный участок

Права собственника данного земельного участка указаны в Земельном кодексе. Как было сказано ранее, он вправе огородиться. Но если он этого не сделал, то может получить ущерб своему имуществу.

Причинение ущербов собственнику – это частая судебная практика. Все собственники земли на свое усмотрение вправе как установить ограждение, так и позволить другим людям пользоваться наделом. Если было нарушено спокойствие собственника и причинен ущерб имуществу, то владелец земельного участка вправе подать в суд на обидчика. В исковом заявлении он потребует устранения нарушений.

Градостроительный регламент

Градостроительный регламент зоны определяет возможность застройки таких участков в соответствии с видами их разрешённых использований.

Но на участках с видом разрешённого использования «для личного подсобного хозяйства» и относящихся к категории сельхозземель (такие участки называются ещё «полевыми участками ЛПХ») строительство как жилого дома, так и производственного объекта станет проблематичным, так как тот же градостроительный регламент ограничивает или вообще запрещает проведение иной деятельности, кроме обусловленной видом разрешённого использования земельного участка.

Не построить на участке ЛПХ или ИЖС внутри поселения и магазин, невозможно без согласования многих вопросов организовать стоянку автотехники.

Поэтому при подборе участков для своей цели, например, для размещения объектов логистики или магазина, необходимо уточнить, прежде всего, — в какой функциональной зоне поселения или муниципального образования находится этот участок и, естественно, вид его разрешённого использования.

Публичные и непубличные места

Публичными считаются те территории, которыми ежедневно пользуются граждане с разными целями: кто-то идёт до места работы, кто-то гуляет, кто-то проходит мимо в магазин и т.д. Но существуют так же непубличные места, которыми пользуется гораздо меньше людей. К непубличным зонам общественного пользования относятся:

  • подъездные пути к домам в частном секторе;
  • земля общего пользования между соседями в СНТ и т.д.

Спорные ситуации возникают, когда частные территории тесно переплетены с общими дорогами или площадками. Например, в садовых кооперативах собственники частенько переносят ограждение своего участка, расширяя его за счёт общей территории. Межевание и обращение в суд всегда остаются на стороне потерпевших, так как увеличивать свой участок таким образом недопустимо.

В целом, территория СНТ или закрытых посёлков относится одновременно к частным и общим. Земля, как правило, принадлежит не государству, а правлению или организации-застройщику. Находится обычно под охраной, и допускаются на неё только члены кооператива (СНТ, жители посёлка) и их гости по предварительному информированию охраны. За ограждением территория поделена на зоны: частные и общие, использовать которые могут все члены кооператива.

Они обязаны своими силами:

  • содержать общественную зону (в основном, это дороги и подъездные пути) в чистоте и сохранности;
  • не захватывать её для личных нужд.

Обычно содержание территории берёт на себя правление или застройщик, они устанавливают цену за эти услуги и берут плату со всех собственников.

Варианты использования ЗОП

В традиционном понимании земли общего пользования населенных пунктов предоставлены гражданам для следующих целей:

  • прохода: тротуары, площади;
  • проезда: дороги, улицы, переулки;
  • пребывания: скверы, парки, бульвары, сады.

Как правило, они используются для развития муниципальной инфраструктуры и удовлетворения культурно-бытовых потребностей граждан, например, для отдыха и проведения массовых мероприятий.

Эти участки привлекают внимание предпринимателей, желающих разместить на них торговые и иные коммерческие объекты. Однако капитальное строительство зданий на таких землях запрещено, а действующие в населенных пунктах градостроительные регламенты, согласно пп. 2 п. 4 ст. 36 ГрК, на эти территории не распространяются. Более того, в собственность граждан они передаваться не могут.

Во многих городах местные правила застройки и землепользования позволяют передавать такие земли во временное пользование для размещения некапитальных построек.

Чаще всего использование ЗОП в коммерческих целях осуществляется на условиях краткосрочной аренды. Например, в Казани на этом основании арендаторы размещают объекты мелкорозничной торговли вдоль дорог и остановок общественного транспорта, в парках и скверах, на площадях и бульварах.

Договора аренды могут заключаться с предпринимателями на конкурсной основе. Сроки аренды в каждом городе отличаются. Например, в Москве он может составлять не более 1 года. Размер оплаты тоже определяется в каждом населенном пункте отдельно.

Несмотря на запрет капитального строительства зданий в пределах ЗОП допустимы хозяйственные сооружения, не предназначенные для длительного пребывания людей. Такие территории часто передаются в безвозмездное пользование собственникам этих сооружений.

Другое дело, когда ЗОП не являются публичными местами. Так, предметом множественных споров является земля общего пользования между соседями. Часто конфликты возникают между членами садовых товариществ и кооперативов, когда один из членов, например, передвигает ограждение участка, ограничивая проезд/проход других участников. Эти действия незаконны, поэтому гражданам приходится доказывать свою правоту в градостроительных инспекциях и суде.

Налоговое бремя

Ст.388 НК РФ определяет порядок уплаты земельного налога: он взимается только с собственников. Возложить обязанность платить в казну на арендатора нельзя. Поэтому до тех пор, пока земля общественного пользования не сменит категорию и не перейдёт в собственность частному лицу или организации, бюджет не пополняется за счёт этих участков.

Если земля находится в собственности СНТ, налог определяется методом, с помощью которого было образовано товарищество:

  • налог делится между членами кооператива или товарищества, если оно было образовано через целевые взносы;
  • налог остаётся за правлением СНТ, если оно было создано за счёт фонда СНТ.

Нарушения использования и административная ответственность

К нарушениям относятся:

  • нецелевое использование с нарушением общественного порядка;
  • нанесение вреда территории, её обеднение;
  • самовольный захват.

Все эти действия квалифицируются как административные правонарушения с наложением штрафов. Размер определяется КоАП. Он зависит от тяжести деяния и от того, определена ли кадастровая стоимость земли. Для физических и юридических лиц размеры штрафов, как всегда, разные.

Нюанс: если самовольный захват осуществило частное лицо и вело на земле общего пользования коммерческую деятельность, оно приравнивается к юридическим лицам с соответствующим ростом штрафных санкций.

Заключение

Как правило, земли общего пользования – это территории населенных пунктов, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц в целях прохода, проезда или пребывания. К ним относят улицы и дороги, проспекты и бульвары, парки и сады, водоемы, пляжи и другие общественные зоны.

В широком понимании к таким землям также можно отнести другие природные объекты и иные участки государственной и городской собственности, доступ к которым неограничен. Такие территории нельзя продать или приватизировать, но их можно сдавать в аренду, например, для ведения мелкорозничной торговли.

Источники

  • https://pravovdom.ru/zemlya/zonirovanie-zemel.html
  • https://pravorf24.ru/zemelnoe-pravo/zemli-obshchego-polzovaniya/
  • https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/ogranicheniya-po-ispolzovaniyu/territorii-obshhego-polzovaniya.html
  • https://BusinessMan.ru/territoriya-obschego-polzovaniya—eto-ponyatie-i-perechen-territoriy-obschego-polzovaniya.html
  • https://ukversion-stroitel.ru/2018/04/14/funktsionalnye-zony/
  • https://pravovdom.ru/zemlya/zemli-obshhego-polzovaniya.html
  • https://urist-bogatyr.ru/article-item/zemlya-obshego-polzovaniya/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Cardmoscow
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

error: