Содержание
- 1 Сфера действия
- 2 Правовое регулирование статуса общественных организаций
- 3 Права членов общественных организаций:
- 4 Перечень обязательств:
- 5 Статья 19. Требования, предъявляемые к учредителям, членам и участникам общественных объединений. Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица — общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, а также законами об отдельных видах общественных объединений.
- 6 Нормативная база
- 6.1 Об общественных объединениях
- 6.2 (В редакции федеральных законов от 17.05.1997 № 78-ФЗ, от 19.07.1998 № 112-ФЗ, от 12.03.2002 № 26-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 02.11.2004 № 127-ФЗ, от 10.01.2006 № 18-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 19.05.2010 № 88-ФЗ, от 22.07.2010 № 164-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 20.07.2012 № 121-ФЗ, от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 21.07.2014 № 236-ФЗ, от 31.12.2014 № 505-ФЗ, от 08.03.2015 № 43-ФЗ, от 31.01.2016 № 7-ФЗ, от 02.06.2016 № 179-ФЗ, от 20.12.2017 № 404-ФЗ, от 02.12.2019 № 394-ФЗ, от 02.12.2019 № 407-ФЗ)
- 7 Понятие
- 8 Виды
- 9 Территориальное распространение
- 10 Перечень лиц, не могущих быть учредителями, членами, участниками общественного объединения
- 11 Устав общественной организации, требования к его содержанию
- 12 Процесс создания
- 13 Почему откажут в регистрации
- 14 Что делать при отказе в регистрации
Сфера действия
Закон «Об общественных организациях и объединениях» распространяется на все социальные институты, сформированные гражданами. Исключением выступают религиозные структуры. Также нормативный акт не регулирует деятельность коммерческих структур и образованных ими некоммерческих союзов и ассоциаций.
Правовое регулирование статуса общественных организаций
Понятие «общественная организация» не претерпело значимых изменений с советских времен. Ими признаются добровольные неправительственные объединения физлиц на основании общих интересов для достижения совместных целей.
Согласно определению ст.8 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественная организация – это основанное на обязательном фиксированном членстве общественное объединение.
Согласно ст.123.4 ГК целями ее учреждения могут быть:
- удовлетворение нематериальных (в том числе – духовных) потребностей;
- представление и защита интересов членов перед третьими лицами;
- внесение лепты в развитие образования, медицины, охраны природы и т. п.
Выявлению значимых характеристик общественных организации способствует определение их места в системе юридических лиц.
В рамках гл.4 Гражданского кодекса общественные организации отнесены к некоммерческим.
Но есть оговорка: такая организация вправе осуществлять приносящую доход деятельность при одновременном соблюдении следующих условий:
- возможность реализации предпринимательской деятельности предусмотрена уставом (если устав положений такого рода не содержит, необходимо внесение изменений);
- она не противоречит некоммерческим уставным целям организации, а служит их достижению;
- общественная организация располагает достаточными активами рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала ООО.
Организационная форма общественной организации является базовой для некоммерческих структур других видов.
Так, ст.50 ГК содержит неисключительный перечень видов некоммерческих общественных организаций. Это:
- политические партии;
- профсоюзы, учрежденные в форме юрлиц
- органы общественной самодеятельности;
- территориальные общественные самоуправления.
Общественные организации вправе объединятся в союзы. Относительно крупных компаний в России существует практика регистрации в качестве самостоятельных юридических лиц не только головной (материнской) организации, но и ее территориальных органов.
Общественные организации могут преобразовываться в автономные некоммерческие организации или фонды. Для этого требуется внесение изменений в устав (ст.123.4 ГК)
Права членов общественных организаций:
- знать о ее деятельности;
- участвовать в управлении, инициировать внесение изменений в устав;
- избирать, быть избранным в руководящие, ревизионные, надзорные органы;
- оспаривать правомерность действий администрации;
- требовать возмещения убытков, причиненных неправомерными действиями организации.
Перечень обязательств:
- уплачивать взносы (члены организации утрачивают право собственность на имущество и средства, переданные общественной организации для реализации уставной деятельности);
- участвовать в формировании активов организации способом, оговоренным уставом;
- воздерживаться от действий, могущих навредить организации, усложнить достижение ее целей;
- участвовать в принятии решений, без которых организация не может продолжить деятельность;
- нести ответственность за неправомерные действия в виде исключения из членов организации.
Количество учредителей общественной организации императивно определено ст.123 ГК на уровне трех лиц. Хотя рассматриваемые организации номинально являются объединениями граждан, ст.6 и 18 82-ФЗ допускает членство в организации юридических лиц, являющихся общественными объединениями. Все члены общественной организации будь то физические или юридические лица, равны в правах и обязанностях.
Статья 19. Требования, предъявляемые к учредителям, членам и участникам общественных объединений. Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица — общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, а также законами об отдельных видах общественных объединений.
Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных Федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет.
Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет.
(в ред. Федерального закона от 17.05.1997 N 78-ФЗ)
Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных объединений по возрасту, определяются уставами соответствующих общественных объединений.
Требование об указании в официальных документах на членство или участие в тех или иных общественных объединениях не допускается. Принадлежность или непринадлежность граждан к общественным объединениям не может служить основанием для ограничения их прав и свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений.
При создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности.
При создании общественных объединений в иных организационно-правовых формах права и обязанности учредителей таких объединений указываются в их уставах.
Комментарий к статье 19
Данная статья конкретизирует признаки учредителей, членов и участников общественных объединений, установленные в ст. 6 комментируемого Закона, и перечисляет предъявляемые к ним специальные требования.
1. Одним из требований является возрастное ограничение. Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений. Согласно ст. 21 ГК РФ граждане РФ начиная с возраста 18 лет считаются полностью дееспособными, т.е. способными своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их в полном объеме.
Для членов и участников молодежных и детских общественных объединений комментируемая статья устанавливает специальные минимальные возрастные ограничения: членство и участие в молодежных объединениях предусмотрено с 14 лет, а в детских — с 8 лет.
ГК РФ ввел новое понятие, не использовавшееся ранее в российском законодательстве, — эмансипация, означающее возможность объявления несовершеннолетнего гражданина дееспособным при наличии определенных условий. В статье 27 ГК РФ устанавливается, что несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия — по решению суда.
С учетом этого Трудовой кодекс РФ допускает заключение трудового договора с лицами, достигшими возраста 16 лет. В отдельных случаях при получении основного общего образования либо оставлении в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор может заключаться с лицами, достигшими 15-летнего возраста. С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимися, достигшими 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения. Учитывая возможность раннего вступления молодежи в трудовую жизнь, Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» устанавливает, что каждый, достигший 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов (п. 2 ст. 2).
———————————
СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148.
В отдельных случаях для членов общественных объединений нормативно устанавливаются верхние возрастные пределы. Так, если общественная организация претендует на название молодежной, в ее уставе следует указать на то, что возраст ее членов не должен превышать 30 лет. Согласно Методическим рекомендациям по применению органами юстиции некоторых положений действующего законодательства об общественных объединениях, утвержденных письмом Минюста России от 1 марта 1996 г. N 08-09-38-96, в уставе молодежного общественного объединения обязательно должны быть учтены нормы, содержащиеся в ст. ст. 4 — 6, 8 — 11 Федерального закона от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» . Статья 4 этого Закона определяет, что государственная поддержка оказывается молодежным объединениям граждан в возрасте до 30 лет и детским объединениям, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане.
———————————
СЗ РФ. 1995. N 27. Ст. 2503; 2002. N 12. Ст. 1093.
2. Комментируемая статья устанавливает ряд специальных требований к составу учредителей, членов и участников общественных объединений.
Наравне с гражданами Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений за исключением случаев, установленных федеральными законами и международными договорами Российской Федерации. Так, в частности, Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях» содержит норму, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть членами политических партий (п. 2 ст. 23) . Данное установление соответствует положениям Конституции РФ (ч. 3 ст. 62), допускающей возможность ограничения в отдельных случаях прав иностранных граждан и лиц без гражданства, если подобные ограничения вводятся федеральными законами. Не противоречит подобный запрет и нормам международного права. Например, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод содержит положение, в соответствии с которым договаривающиеся стороны вправе вводить ограничения на политическую деятельность иностранцев (ст. 16) . Вместе с тем отметим, что граждане РФ, законным образом приобретшие гражданство иного государства, не могут на этом основании быть ограничены в правах, вытекающих из гражданства Российской Федерации (см. п. 3 ст. 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» ).
———————————
СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2950.
Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 1998. С. 543.
Ведомости РФ. 1992. N 6. Ст. 243; N 29. Ст. 1112; СЗ РФ. 1995. N 7. Ст. 496.
Не может быть признано политическим общественное объединение, устав которого допускает членство в нем или принадлежность к нему в иной форме иностранных граждан, иностранных или международных организаций (ст. 12.1 комментируемого Закона).
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации заявленных общих целей. Поэтому органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут выступать в качестве учредителей, членов и участников общественных объединений.
Наряду с физическими лицами — гражданами России и иных стран учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть юридические лица — общественные объединения. Однако как учредители юридические лица выступают только наряду с физическими лицами, гражданами, которым принадлежит решающая роль в создании добровольных общественных формирований.
3. Статья 19 конкретизирует требования к членству общественных объединений. Как известно, большинство видов общественных объединений не требуют обязательного членства. К ним относятся общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности. Относительно основанных на членстве общественных объединений, созданных в форме общественной организации (политической, профсоюзной, религиозной и т.д.), комментируемая статья содержит норму, согласно которой учредители данных объединений при их создании автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности. При создании общественных объединений в иных организационно-правовых формах права и обязанности учредителей таких объединений указываются в их уставах.
4. Конкретные условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных объединений по возрасту, определяются уставами соответствующих общественных объединений. Практика показывает, что в разделы уставов общественных организаций, касающиеся членства в них, включаются, как правило, такие вопросы: процедура приема новых членов (порядок подачи заявления о вступлении в члены и рассмотрение поступивших заявлений), права и обязанности членов организации, процедура уплаты членских взносов, условия исключения членов организации. Данные вопросы иногда включаются в Положения о членстве, которые разрабатываются отдельными общественными организациями. Положения о членстве порой устанавливают испытательный срок и кандидатский стаж для лиц, желающих вступить в общественную организацию. Установление испытательного срока или кандидатского стажа не регламентируется законодательством и является внутренним делом общественной организации.
В процедурных вопросах, касающихся членства в общественной организации, большое значение имеет тщательно разработанный порядок выхода и исключения из членов организации. Здесь следует иметь в виду, что прекращение членства в общественной организации может происходить как в добровольном порядке, так и по решению органов управления организации. Добровольный выход из организации осуществляется на основе личного заявления ее члена. Исключение из членов организации производится по решению общего собрания или иного уполномоченного органа управления организацией. В качестве причин исключения обычно выступают: неуплата членских взносов в установленные сроки, нарушение устава организации, дискредитация деятельности общественной организации .
5. Нормы ст. 19 содержат запрет на требование об указании в официальных документах на членство или участие в тех или иных общественных объединениях. Это означает, что гражданин не обязан предоставлять сведения об участии в деятельности общественных объединений при приеме на работу, при регистрации по месту жительства, при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров, при заключении брака и в ходе оформления других правоотношений.
Принадлежность или непринадлежность граждан к общественным объединениям не может служить основанием для ограничения их прав и свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. По смыслу этой нормы члены общественных объединений не могут быть ограничены в правах и не имеют преимуществ по отношению к иным гражданам в сферах публично-правовых и частных правоотношений.
Отдельные исключения из этого общего правила могут устанавливаться только федеральными законами. Так, принадлежность гражданина к общественным объединениям, осуществляющим противоправную деятельность, может повлечь за собой юридическую ответственность, предусмотренную уголовным законодательством. Соответственно, могут быть ограничены права и свободы гражданина. Уголовный кодекс РФ, в частности, предусматривает ответственность граждан за создание общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных действий, а равно руководство таким объединением (ст. 239).
Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» устанавливает меры государственной поддержки и предоставляет некоторые льготы молодежным и детским организациям. В числе таких мер налоговые льготы, предоставление в пользование государственного имущества, финансирование проектов (программ) молодежных объединений из средств федерального бюджета и другие .
———————————
СЗ РФ. 1995. N 27. Ст. 2503.
Нормативная база
Права физлиц на объединение, их содержание, статус организаций, основные гарантии государства, порядок деятельности, образования, ликвидации/реорганизации регламентируются не только рассматриваемым законом, но и ГК, а также рядом других нормативных актов. Специфика формирования, функционирования, структурных преобразований отдельных типов социальных институтов может регулироваться специально принятыми правовыми документами. К таким организациям, например, относят профсоюзы, благотворительные фонды и пр. Принимаемые относительно них нормативные акты должны соответствовать рассматриваемому правовому документу. Указанные институты могут осуществлять свою деятельность до принятия соответствующих законов. В этом случае их функционирование регламентируется рассматриваемым документом.
Об общественных объединениях
Принят Государственной Думой 14 апреля 1995 года
(В редакции федеральных законов от 17.05.1997 № 78-ФЗ, от 19.07.1998 № 112-ФЗ, от 12.03.2002 № 26-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 02.11.2004 № 127-ФЗ, от 10.01.2006 № 18-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 19.05.2010 № 88-ФЗ, от 22.07.2010 № 164-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 20.07.2012 № 121-ФЗ, от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 21.07.2014 № 236-ФЗ, от 31.12.2014 № 505-ФЗ, от 08.03.2015 № 43-ФЗ, от 31.01.2016 № 7-ФЗ, от 02.06.2016 № 179-ФЗ, от 20.12.2017 № 404-ФЗ, от 02.12.2019 № 394-ФЗ, от 02.12.2019 № 407-ФЗ)
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона
Действие настоящего Федерального закона распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).
(Часть утратила силу — Федеральный закон от 10.01.2006 № 18-ФЗ)
Статья 3. Содержание права граждан на объединение
Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.
Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан.
Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.
Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
Статья 4. Законы об общественных объединениях
Настоящий Федеральный закон определяет содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, а также особенности правового положения общественных объединений, являющихся юридическими лицами. (В редакции Федерального закона от 31.01.2016 № 7-ФЗ)
Особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов общественных объединений — профессиональных союзов, благотворительных и других видов общественных объединений, — могут регулироваться специальными законами, принимаемыми в соответствии с настоящим Федеральным законом. Деятельность указанных общественных объединений до принятия специальных законов, а также деятельность общественных объединений, не урегулированная специальными законами, регулируются настоящим Федеральным законом. (В редакции федеральных законов от 19.07.1998 № 112-ФЗ; от 12.03.2002 № 26-ФЗ)
Статья 5. Понятие общественного объединения
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее — уставные цели).
Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица — общественные объединения.
Статья 6. Учредители, члены и участники общественного объединения
Учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы. Учредители общественного объединения — физические и юридические лица — имеют равные права и несут равные обязанности.
Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. Члены общественного объединения — физические и юридические лица — имеют равные права и несут равные обязанности.
Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом.
Члены общественного объединения имеют права и несут обязанности в соответствии с требованиями норм устава общественного объединения и в случае несоблюдения указанных требований могут быть исключены из общественного объединения в порядке, указанном в уставе.
Участниками общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом. Участники общественного объединения — физические и юридические лица — имеют равные права и несут равные обязанности.
Статья 7. Организационно-правовые формы общественных объединений
Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:
общественная организация;
общественное движение;
общественный фонд;
общественное учреждение;
орган общественной самодеятельности;
политическая партия. (Абзац введен — Федеральный закон от 12.03.2002 № 26-ФЗ)
(Часть введена — Федеральный закон от 19.07.1998 № 112-ФЗ; ИСКЛЮЧЕНА Федеральным законом от 12.03.2002 № 26-ФЗ)
Статья 8. Общественная организация
Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.
Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.
В общественной организации образуется единоличный исполнительный орган, а в случаях, предусмотренных законом или уставом, в общественной организации образуется коллегиальный исполнительный орган. Уставом общественной организации может быть предусмотрено, что утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности общественной организации, принятие решений о создании общественной организацией других юридических лиц, об участии общественной организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств общественной организации, утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора общественной организации, образование и досрочное прекращение полномочий единоличного исполнительного органа относятся к компетенции постоянно действующего коллегиального руководящего органа общественной организации. (Часть введена — Федеральный закон от 02.06.2016 № 179-ФЗ; в редакции Федерального закона от 20.12.2017 № 404-ФЗ)
Статья 9. Общественное движение
Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.
Статья 10. Общественный фонд
Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.
Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.
В случае государственной регистрации общественного фонда данный фонд осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация иных видов фондов (частных, корпоративных, государственных, общественно-государственных и других) могут регулироваться соответствующим законом о фондах.
Статья 11. Общественное учреждение
Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.
Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями).
В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями).
В случае государственной регистрации общественного учреждения данное учреждение осуществляет свою деятельность в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статья 12. Орган общественной самодеятельности
Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.
Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.
В случае государственной регистрации органа общественной самодеятельности данный орган приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.
Статья 121.
(Введена — Федеральный закон от 19.07.1998 № 112-ФЗ; исключена — Федеральный закон от 12.03.2002 № 26-ФЗ)
Статья 122. Политические партии
Порядок создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации политических партий регулируется специальным федеральным законом. (Статья введена — Федеральный закон от 12.03.2002 № 26-ФЗ)
Статья 13. Союзы (ассоциации) общественных объединений
Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.
Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация союзов (ассоциаций) общественных объединений, в том числе с участием иностранных некоммерческих неправительственных организаций, осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 10.01.2006 № 18-ФЗ)
Статья 14. Территориальная сфера деятельности российских общественных объединений
В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.
Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства.
Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства.
Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.
Включение в наименования общероссийских общественных объединений наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается без специального разрешения, выдаваемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 236-ФЗ)
Статья 15. Принципы создания и деятельности общественных объединений
Общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.
Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах — общедоступной.
Статья 16. Ограничения на создание и деятельность общественных объединений
Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. (В редакции Федерального закона от 25.07.2002 № 112-ФЗ)
Включение в учредительные и программные документы общественных объединений положений о защите идей социальной справедливости не может рассматриваться как разжигание социальной розни.
Ограничения на создание отдельных видов общественных объединений может устанавливаться только федеральным законом.
Статья 17. Государство и общественные объединения
Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках выполнения различных государственных программ у неограниченного круга общественных объединений в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. (В редакции федеральных законов от 02.02.2006 № 19-ФЗ; от 28.12.2013 № 396-ФЗ)
Вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений в предусмотренных законом случаях, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними.
На работников аппаратов общественных объединений, работающих по найму, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и законодательство Российской Федерации о социальном страховании.
ГЛАВА II. СОЗДАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ИХ РЕОРГАНИЗАЦИЯ И (ИЛИ) ЛИКВИДАЦИЯ
Статья 18. Создание общественных объединений
Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений. (В редакции Федерального закона от 12.03.2002 № 26-ФЗ)
В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные объединения.
Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.
Статья 19. Требования, предъявляемые к учредителям, членам и участникам общественных объединений
Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет
Понятие
Закон «Об общественных организациях» раскрывает определение социального института. В качестве него выступает самоуправляемое, добровольное формирование, образованное по инициативе граждан. Свою деятельность структура осуществляет на некоммерческой основе. Граждане формируют социальный институт в соответствии с едиными интересами и целями, которые указываются в уставе.
Виды
Закон «Об общественных организациях» допускает формирование:
- Движений.
- Фондов.
- Организаций.
- Учреждений.
- Органов самодеятельности.
- Политических партий.
Общественная организация
Она основывается на членстве. Такая структура формируется для осуществления совместной деятельности. В качестве целей образования выступает обеспечение защиты интересов и реализация задач, предусмотренных в уставе. В качестве членов могут выступать юридические и физлица, если другое не устанавливает рассматриваемый Федеральный закон «Об общественных организациях». Высшей руководящей структурой социального института считается конференция (съезд) либо собрание. В качестве постоянно действующего аппарата управления выступает коллегиальный орган. Он подотчетен конференции или общему собранию. Социальный институт может пройти госрегистрацию. В этом случае действующий постоянно аппарат управления реализует права юрлица от имени организации и выполняет ее обязанности согласно уставу.
Движение
В качестве него Закон «Об общественных организациях Российской Федерации» признает институт, состоящий из участников не на основе членства. Эта структура отличается своей массовостью. Движение может преследовать политические, социальные или другие общественно полезные цели, которые поддерживаются его участниками. Высший руководящий аппарат – конференция/съезд или собрание. Действующим постоянно органом выступает выборная коллегиальная структура. Она подотчетна собранию либо съезду. При государственной регистрации движения его орган управления, действующий постоянно, выполняет обязанности и реализует права от имени института на основании положений устава.
Территориальное распространение
В настоящее время функционируют межрегиональные, общероссийские, региональные и местные организации. Под первыми следует понимать институт, деятельность которого осуществляется на основании уставных целей на территории, охватывающей меньше половины всех субъектов страны. В каждом районе при этом они имеют свои филиалы, представительства, отделения. Общероссийской организацией называют объединение, осуществляющее свою работу более чем в половине субъектов страны. Они также имеют свои подразделения в административно-территориальных единицах. Региональными объединениями именуют организации, действующие в пределах одного субъекта. Существуют также местные социальные институты. Они работают в пределах территории, подконтрольной органу самоуправления. Для более конкретного регулирования указанных институтов могут приниматься специальные нормативные документы. Например, закон «О региональных общественных организациях».
Перечень лиц, не могущих быть учредителями, членами, участниками общественного объединения
Действует императивный запрет на членство в общественной организации публичных образований и их органов: государства, госструктур, региональных властей, территориальной общины в лице муниципалитета (ст.19 82-ФЗ).
Исходя из содержания определения общественных объединений, их членами/участниками не могут быть коммерческие структуры и любые другие организации, не являющиеся общественными объединениями.
В отношении физических лиц действуют следующие правила:
- Возрастной ценз. По общему правилу составляет 18 лет. Учитывая разносторонний характер потенциальных видов деятельности общественных объединений это в целом правильно. Однако есть некоторые сомнения. Так, в порядке эмансипации гражданин может получить полный объем дееспособности до достижения 18-летия (ст.27 ГК). Почему полноценный, несущий полное бремя ответственности за свою жизнь член общества не может быть членом/участником общественного объединения, остается загадкой. Член/участник молодежной организации должен достигнуть хотя бы 14, детской – 8 лет. Стоит обратить внимание, что попущение сделано именно для членов/участников, но не для учредителей, что вполне логично. Госрегистрация молодежных и детских общественных объединений в ЕГРЮЛ производится при условии, что в руководящие органы полностью сформированы из дееспособных граждан (ст.21 82-ФЗ).
Допустимость понижения планки возрастного ценза должна быть обусловлена специфическим статусом организации (детская или юношеская), отображенным в названии и уставе организации. На законодательном уровне специфика такого статуса не определена, в РФ действует 98-ФЗ «О господдержке молодежных и детских общественных объединений», но не об этих объединениях как таковых. - Вопросы гражданства. Ст.19 82-ФЗ определила следующие правила: если иное не оговорено специальными нормативно-правовыми актами, учредителями и членами/участниками общественных объединений могут быть граждане РФ и иностранцы с легальным ПМЖ в РФ. Иностранцы, проживающие за пределами России, могут быть почетными членами общественного объединения без наделения их обычными правами и без возложения на них соответствующих обязательств. Согласно ст.23 95-ФЗ «О политических партиях» их членами могут быть только граждане.
- Дееспособность. Ст.19 82-ФЗ не оперирует таким понятием как дееспособность. И если в отношении членов/участников это, возможно, оправданно, то учредители и члены руководящих и надзорных органов очевидно должны обладать полной общегражданской дееспособностью. Видимо, такое упущение – следствие «застарелости» предписаний закона. 82-ФЗ был принят в 1995 году, а часть I ГК – только в 2001. Между тем, вопросы дееспособности могут быть регламентированы специальным законодательством. Так, согласно ст.23 95-ФЗ членом политической партии может быть только дееспособное физлицо.
Запрет на учреждение, членство/участие в деятельности общественных объединений действует в отношении:
- person non grata – иностранцев, пребывание которых в РФ нежелательно (МИД обнародует поименные перечни);
- лиц, упомянутых в списке, сформированном согласно 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
- общественных объединений, функционирование которых приостановлено по правилам 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
- лиц, в действиях которых выявлены признаки экстремисткой деятельности (устанавливается приговором суда);
- лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы за совершение преступления.
Устав общественной организации, требования к его содержанию
Устав общественной организации должен содержать сведения о:
- ее наименовании;
- юридическом адресе;
- территории, на которую распространяется деятельность организации (последние могут быть общероссийскими, региональными, местными);
- целях и предмете деятельности;
- членстве, участии;
- процедуре и основаниях обретения и утраты членства;
- составе, компетенции, сроке полномочий руководящих и ревизионных органов;
- порядке принятия решений;
- перечне вопросов, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством;
- о правах и обязательствах членов (отдельно описывается их ответственность);
- правах общественной организации и ее территориальных органов по управлению активами;
- процедуре внесения изменений в устав;
- порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации.
Переоценить значимость устава общественной организации невозможно. Это ключевой документ для госрегистрации и функционирования юридического лица.
Правосубъектность организаций в России является специальной. Иными словами, общественные организации вправе предпринимать только те действия, возможность совершения которых оговорена их учредительными документами.
Если это актуально, в типовой устав общественной организации изначально нужно внести дополнительные сведения о:
- потенциально возможных видах деятельности, в том числе – связанных с получением прибыли;
- праве принимать/совершать пожертвования;
- возможностях и процедуре распоряжения имуществом;
- праве организации представлять своих членов в суде и компетентных органах;
- символике, если планируется ее использование.
Процесс создания
Перед вами пошаговая инструкция, как зарегистрировать некоммерческую организацию в Министерстве юстиции.
Шаг 1. Определение направления деятельности, названия, адреса
Основатели на общем собрании определяют цель работы общественной организации, род ее деятельности по статье 24 Федерального закона № 7-ФЗ, дают наименование и подбирают юридический адрес.
Шаг 2. Составление устава
В устав общественной организации включают обязательные пункты:
- полное название;
- цель и род деятельности;
- юридический адрес;
- органы управления;
- территория деятельности;
- членство;
- срок полномочий руководителей;
- порядок изменения устава;
- источники финансирования и способ контроля средств;
- порядок реорганизации и ликвидации.
Шаг 3. Сбор документов
Для регистрации объединения подаются такие документы:
- заявление, подписанное уполномоченным лицом, по форме Р11001 (утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@
- устав (три экземпляра);
- сведения об учредителях;
- квитанция оплаты госпошлины (4000 рублей);
- сведения об адресе общественной организации;
- протокол учредительного собрания;
- заявление о включении объединения в реестр некоммерческих организаций (при необходимости).

Шаг 4. Передача данных в Минюст
Регистрацию производит уполномоченный орган государственной власти — Министерство юстиции. Чтобы зарегистрировать устав в Минюсте, учредители обязаны подать документы на регистрацию не позже трех месяцев со дня проведения учредительного собрания. Передают пакет документации лично или через портал госуслуг.
Шаг 5. Свидетельство об открытии
При позитивном исходе заявитель получает Свидетельство о государственной регистрации. В нем указывается:
- название НКО;
- регистрационный номер;
- юридический адрес общественной организации.
Форма свидетельства утверждена Приказом Минюста № 244 от 03.08.2009.
Почему откажут в регистрации
Причины отказа приведены в статье 23.1 Федерального закона № 7-ФЗ:
- документы противоречат законам РФ;
- название оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства;
- отсутствуют некоторые документы;
- документы поданы не в тот орган;
- учредителем выступает лицо, которое не вправе быть им по закону;
- документы содержат некорректную информацию.
Откажут и в случае, если кто-то другой успел создать общественную НКО с аналогичным названием.
Что делать при отказе в регистрации
Минюст письменно сообщает о причинах отказа. Заявитель вправе устранить недочеты и подать новую заявку на регистрацию. При несогласии остается лишь обжаловать решение через суд.
- https://BusinessMan.ru/new-zakon-ob-obshhestvennyx-organizaciyax-rossijskoj-federacii.html
- https://advokat-malov.ru/yur.-lica/uchrediteli-i-ustav-obshhestvennoj-organizacii.html
- https://www.zonazakona.ru/law/comments/art/15886/
- http://www.kremlin.ru/acts/bank/7877
- https://ppt.ru/art/nko/kak-zaregistrirovat-obshchestvennuyu-organizatsiyu-poshagovaya-instruktsiya