Все о проведение СОУТ пошаговый алгоритм 2020 года

Содержание

Основания внеплановой СОУТ

Работодатель должен провести внеплановую СОУТ только в определенных ст. 17 Закона № 426-ФЗ случаях:

  1. Ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест; в течение 12 месяцев со дня наступления соответствующих случаев. Под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем не осуществлялся (письма Минтруда России от 02.11.2016 № 15-1/ООГ-3847 и от 16.04.2015 № 15-1/ООГ-2242). В случае перемещения рабочего места из одного помещения в другое работодатель заново его организует и вводит в эксплуатацию в новом помещении, то есть вводит в эксплуатацию новое рабочее место (письмо Минтруда России от 23.01.2017 № 15-1/ООГ-169).
  2. Получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой СОУТ, в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, нарушениями требований Закона N 426- ФЗ, или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ: в течение 6 месяцев со дня наступления соответствующих случаев.
  3. Изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников; в течение 12 месяцев со дня наступления соответствующих случаев.
  4. Изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников: в течение 6 месяцев со дня наступления соответствующих случаев.
  5. Изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников: в течение 6 месяцев со дня наступления соответствующих случаев.
  6. Произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов: в течение 6 месяцев со дня наступления соответствующих случаев.
  7. Наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой СОУТ: в течение 6 месяцев со дня поступления таких предложений.

Если условия труда на рабочих местах не изменились, а изменились только наименование работодателя и его реквизиты при сохранении наименований профессий (должностей) работников и состава выполняемых ими должностных обязанностей, то проводить внеплановую СОУТ нет необходимости (письмо Минтруда России от 21.05.2015 № 15-1/ООГ-2852).

Кому необходимо проведение СОУТ?

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» СОУТ должны проводить все работодатели Российской Федерации – от руководителей крупных предприятий до индивидуальных предпринимателей. Именно на руководителей возлагается ответственность за здоровье и жизнь сотрудников в процессе работы на предприятии. Обязательная фактическая оценка условий труда осуществляется перед получением разрешительной документации на ведение хозяйственной деятельности и в следующих ситуациях:

  • введение новых рабочих мест и должностей на предприятии;
  • внесение изменений в технологическую схему, модернизация и переориентация производства;
  • использование нового сырья и материалов и их непосредственный контакт с сотрудниками;
  • использование новых средств защиты;
  • несчастный случай на предприятии, в результате которого пострадал один или несколько сотрудников;
  • требование на проведении СОУТ специальной комиссии профсоюза.

При наступлении любого из перечисленных выше случаев, руководитель сам должен инициировать проведение специальной оценки условий труда и привлечь аккредитованных специалистов в этой области. Законом на проведение СОУТ предусмотрен срок в полгода.

СОУТ обязателен, но не для всех

Каждый работодатель должен проводить специальную оценку, независимо от формы собственности.

Исключение составляют следующие категории сотрудников:

  • надомники;
  • дистанционные работники;
  • сотрудники, вступившие в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Организовать и оплатить специальную оценку должен работодатель (ч. 1 ст. 8 Закона). При этом оценка проводится им совместно со специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона).

Для того чтобы понять, в какие сроки необходимо провести плановую спецоценку, обратимся к схеме:

Сроки проведения плановой специальной оценки рабочих мест, созданных до 01.01.2014

Специальная оценка проводится не реже одного раза в 5 лет. Срок исчисляется со дня утверждения отчета о ее проведении (ч. 4 ст. 8 Закона). Однако, если проведенная спецоценка подтвердит оптимальные или допустимые условия на рабочих местах, а в течение 5 лет с даты утверждения отчета в организации не будут выявлены профзаболевания и не произойдет несчастный случай – результаты такой спецоценки автоматически продлеваются на следующие 5 лет. Но в случае выявления вредных/опасных условий труда данные рабочие места подлежат плановой спецоценке каждые 5 лет.

Как менялось законодательство о СОУТ до 2020 года

Сначала мероприятия по спецоценке именовались «Аттестация рабочих мест», затем их переименовали в СОУТ (специальную оценку условий труда). С 2014 года основные нюансы проведения этой процедуры регламентируются Законом от 28.12 2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

С тех пор этот закон изменялся 5 раз: законами от 23.06.2014 № 160-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 01.05.2016 № 136-ФЗ, от 19.07.2018 № 208-ФЗ и от 27.12.2018 № 553-ФЗ.

Несмотря на то, что процедура проведения СОУТ уже изучена и не первый год применяется на практике, законодательство о спецоценке продолжают корректировать. Цель поправок — повышение качества проведения спецоценки в целях обеспечения гарантий и прав работников.

Сейчас на подходе очередной пакет поправок в Закон № 426-ФЗ ─ проект № 769142-7 уже находится в Госдуме. Начало применения новой редакции закона запланировано на январь 2020 года.

Кто принимает решение о проведении ВСОУТ

По внеплановому проведению СОУТ в 2019 г. ввели изменения. Спецоценку производят на всех предприятиях, включая малые формы, микроорганизации. Поэтапное проведение работ не обязательно. Инициативу об осуществлении проверки вне положенного периода чаще всего принимает инспектор ГИТ, имеют соответствующие полномочия представители профсоюзов, сами работодатели.

Штрафы и тарифы ПФР

Штрафы

За отсутствие или не проведение специальной оценки условий труда статьей 5.27.1 КоАП предусмотрены штрафы: от 60 000 до 80 000 рублей на юр.лицо, а так же от 5 000 до 10 000 на должностных лиц.

Тарифы ПФР

Тарифы в пенсионный фонд устанавливаются на основании результатов проведенной специальной оценки условий труда, так как в зависимости от класса условий труда присваивается страховой тариф, и если при оптимальных и допустимых условиях он будет равен 0%, то при классе 4 это будет уже 8%.

А что если?

Наиболее интересующий работодателя вопрос — требуется ли проводить внеплановую СОУТ в следующих случаях:

  1. Смена сотрудника на рабочем месте;
  2. Изменение наименования предприятия или его структурного подразделения;
  3. Изменение имени, фамилии, отчества работодателя;
  4. Изменение наименование должности, профессии.

Это явление также может быть внеплановое СОУТ не проводится в случаях, если произошедшие изменения не повлекли за собой наступление условий, отраженных в части 1 статьи 17 426-ФЗ. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда принимается комиссией и должно быть отражено в протоколе заседания.

Декларация СОУТ

Рабочие места, на которых вредных факторов не обнаружено, подлежат декларированию. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда должна быть предъявлена в трудовую инспекцию в 30 (тридцати) дневный срок со дня утверждения отчета спец.оценки условий труда. Помимо декларации работодатель предоставляет в Трудовую инспекцию заверенные копии следующих документов:

  1. Титульный лист утвержденного отчета по СОУТ;
  2. Заключение эксперта по результатам СОУТ;
  3. Сводная ведомость результатов проведения СОУТ.

Отчет СОУТ

В отчет СОУТ включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:

  1. сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие требованиям;
  2. перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
  3. карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
  4. протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
  5. протокол оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом, проводимой в целях снижения класса (подкласса) условий труда (в случае проведения такой оценки);
  6. протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений;
  7. сводная ведомость специальной оценки условий труда;
  8. перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;
  9. заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Отчет подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии не позднее 30 (тридцати) календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей специальную оценку условий труда.

В 30 (тридцати) дневный срок со дня со дня утверждения отчета работодатель должен ознакомить с отчетом каждого работника под роспись. В те же сроки сводные данные спец.оценки размещают на официальном сайте организации. Также не позднее 10 (десяти) дней со дня утверждения отчета данные о проведенной спец.оценке передаются в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения спец.оценки условий труда.

Сроки

В большинстве перечисленных ситуаций организация должна провести внеплановую проверку не позднее, чем через шесть месяцев с момента возникновения такой необходимости. Однако в некоторых случаях, в число которых входит введение новых рабочих мест или существенное изменение технологии, на это предприятию отводится двенадцать месяцев.

Отвечая на часто задаваемые вопросы, заметим: перепланировка или ремонт помещения в перечень обязательных условий для внепланового проведения СОУТ не входят, за исключением тех случаев, когда изменившиеся размеры помещения могут стать действительно серьезным фактором, влияющим на работу (для сотрудника остается слишком мало пространства, он вынужден работать слишком близко к источнику шума, излучения, запаха или вибрации и т. д.).

Как работодателю использовать результаты СОУТ

Полученные по итогам проведения СОУТ результаты работодатель может использовать следующим образом:

Приказ о создании комиссии по проведению СОУТ

Рассказывая про алгоритм проведения СОУТ, первое на что нужно обратить внимание – это понимание того, что выполнить требование законодательства нужно и назад пути нет. Если с этим проблем нет, то далее необходимо подготовить приказ о создании комиссии по проведению СОУТ.

Кого включить в состав комиссии? Председателем всегда выступает работодатель или его представитель, к примеру, если это филиал или обособленное подразделение, то председателем комиссии назначается руководитель данного подразделения.

Специалист по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ) или сотрудник, который выполняет данную функцию также должен быть включен в состав комиссии, а также представитель профсоюза. Количество членов комиссии должно быть нечетным. Тут же приложением к приказу готовим график проведения СОУТ.

График проведения специальной оценки условий труда должен быть обязательно (ч.1 ст.9 ФЗ № 426). Вроде бы, мелочь, а такая важная, а может очень неплохо прилететь за его отсутствие. Регламентированной формы графика проведения спецоценки нет, главное, чтобы он был утвержден приказом.

Поэтому идеальный вариант включить его как приложение в приказ о создании комиссии по проведению специальной оценки условий и утвердить руководителем. Особо мудрить не стоит, главное прописать последовательно все виды работ последовательно и продолжительность каждого.

Как будут проверять выполнение спецоценки рабочих мест

Выполнение спецоценки рабочих мест проверять, помимо выездных плановых и внеплановых проверок трудовой инспекцией, скорее всего, будут автоматизированно. Для этого существует:

  • отчет 4-фсс, где работодатель на 5 странице обязан указать количество рабочих мест страхователя, в отношении которых проведена специальная оценка условий;
  • сервис проверки деклараций СОУТ, где можно сверить данные отчета.

Административная ответственность

Нарушение работодателем определенного ФЗ порядка проведения СОУТ на рабочих местах либо ее не проведение (ст. 5.27.1 КоАП):

  • должностные лица — административный штраф в размере 5-10 тысяч рублей,
  • ИП — административный штраф в размере 5-10 тысяч рублей,
  • юридические лица — административный штраф в размере 60-80 тысяч рублей.

Уголовная ответственность

Нарушение требований ОТ, совершенное лицом, отвечающим за их выполнение, повлекшее по неосторожности причинение тяжелого вреда здоровью человека (ст.143 УК РФ):

  • штраф до 400 тыс.рублей либо лишение свободы сроком на 1 год с невозможностью занимать определенные должности;
  • то же, повлекшее смерть человека по неосторожности – лишение свободы до 4 лет;
  • то же, повлекшее смерть двух лиц и более – лишение свободы до 5 лет.

Специализированная организация, проводящая спец.оценку, также может быть оштрафована, если она нарушила установленный порядок проведения процедуры спец.оценки. В этом случае штрафы могут быть выписаны как эксперту (в размере 20 тыс.руб. до 30 тыс.руб.), так и самой организации (размер составит от 70 тыс.руб. до 100 тыс.руб.)

Перечень рабочих мест для СОУТ

Все на руках есть комиссия и график, которого в своей работе она должна придерживаться, теперь нужно определить, какие же рабочие места у вас есть на предприятии и какое их количество. Для этого потребуется штатное расписание и понимание того, что такое аналогичные рабочие места, всем поголовно проводить не стоит, можно, так сказать, сэкономить и законом это предусмотрено (ч. 5 ст. 9 Закона N 426-ФЗ).

Вот в этом месте, часто бывает недопонимание того, что и как нужно делать или вообще ступор, потому как по статистике 90% предприятий составляют его не корректно и переплачивают. Либо их все же поправит специализированная организация, с которой заключен договор, но об этом чуть позже, многие могут этого и не делать, чтобы больше заработать за каждое рабочее место. Так “гонорар” считается по рабочим местам.

Здесь есть еще такой момент, как определить аналогичные рабочие места. Что это вообще такое? Аналогичные рабочие места – это рабочие места, на которых работающие сотрудники имеют одно и то же:

  • название должности;
  • наименование оборудования;
  • одинаковые должностные и функциональные обязанности;
  • помещение;
  • оснащение и прочее.

Например, специалист по охране труда и главный специалист по охране труда работают в одном кабинете, используя одинаковые компьютеры (одной и той же модели, и года выпуска), но так как наименование должностей разное, то и места аналогичными уже не считаются.Или другой пример, не так давно оказывала консультативную помощь при оформлении документов в проведении СОУТ для небольшой компании, где в штате, помимо всего остального персонала, есть два водителя, работающие на разных авто.

Один работает на Мерседесе и возит директора, а второй на Газеле и занимается развозкой товаров по городу. Так вот, почитав статьи в интернете и не вникнув в суть, бухгалтер пыталась меня убедить, что можно сэкономить, посчитав данные рабочие места водителей, как аналогичные. Пришлось убеждать ее в обратном, для каждой должности в данном случае будет своя карта СОУТ, потому как разные автомобили и должностные обязанности, несмотря на то, что называются одинаково.

А теперь как правильно рассчитать аналогичные рабочие места. Определив все аналогичные места, нужно запомнить формулу. Необходимо общее количество умножить на 20%, но по требованию закона, должно быть не менее двух. Предположим, есть пять конструкторов, было определено, что места аналогичные. Количество мест = 5 * 20% = 1, не смотря на результат в перечне рабочих мест, указываем 2.

Еще один пример, охранники КПП в смену работает 3 человека, сутки через трое, функционал совершенно одинаковый, значит, три рабочих места. Но производя расчет по форме, имеем два аналогичных. С расчетом покончено, читаем алгоритм проведения СОУТ и переходим к перечню рабочих мест. Определенной законом формы нет, поэтому вы вправе составить его на свое усмотрение, но обязательно, утвердив работодателем. Для понимания того, как примерно таблица должна выглядеть, приведу свой образец.

А как быть с проведением СОУТ на вакантных местах? Уместно будет и об этом сказать, чтобы не было допущено ошибки, ведь для свободных рабочих мест специальная оценка условий труда не проводится, потому что, выполняя лабораторные замеры, не будет возможности определить воздействие вредных факторов, и означает, что производственные процессы в данный момент не проводят.

Это, конечно, очень неудобно, потому что если через какое-то время будет принят работник на данную должность, то придется снова организовывать проведение СОУТ.

Заключение договора на проведение СОУТ

Вроде бы все просто открыл интернет, «загуглил», выбрал, что подешевле и пусть работают. Ан, нет! Мошенников везде хватает и в этом деле, к сожалению тоже. Если хотите выбрать организацию, которая соответствует требования закона, то определите ее по реестру аккредитованных организаций по проведению специальной оценки условий труда.

Этапы работы

Специальная оценка условий труда работников имеет законодательно регулируемые сроки и порядок проведения. Спец. оценка проводится 1 раз в пять лет. Если в организации изменились условия труда (технологический процесс, произошло сокращение штата и перераспределение функций и обязанностей), осуществляется внеплановая спецоценка (например по требованию инспектора). При создании новых рабочих мест, спецоценка должна быть проведена в течение 12 месяцев.

В состав аттестационной комиссии могут входить:

  • представитель работодателя (председатель комиссии)
  • специалист по охране труда
  • представитель профсоюза (при наличии)

По окончании оценки издается приказ о ее завершении. Работники должны быть ознакомлены с результатами спецоценки на их рабочих местах в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета. При необходимости, наша организация может провести обучающий семинар для членов комиссии и специалистов по охране труда для понимания задач проведения СОУТ.

Оценка вне плана

В некоторых случаях работодателю необходимо провести специальную оценку внепланово, то есть ранее, чем по прошествии 5 лет (ч. 1 ст. 17):

  • при введении нового рабочего места;
  • при наличии предписания ГИТ о проведении спецоценки;
  • при изменении технологического процесса на рабочем месте, при замене производственного оборудования, состава применяемых материалов, сырья и т.д.;
  • если произошел несчастный случай на рабочем месте (не по вине третьих лиц);
  • если выявлено профессиональное заболевание;
  • если имеется мотивированное предложение выборного органа первичной профорганизации о проведении внеплановой СОУТ.

Срок проведения внеплановой спецоценки составляет 6 месяцев. Причем если организация начала свою деятельность после 1 января 2014, все рабочие места считаются вновь созданными и подлежат спецоценке в течение 6 месяцев.

Как проводится специальная оценка условий труда?

Для проведения СОУТ руководитель предприятия привлекает специализированную компанию, имеющую современную аккредитованную государством лабораторию, точную измерительную базу и профессиональную команду специалистов. Именно таким характеристикам соответствует компания «Экобезопасность», готовая взять на себя все хлопоты, связанные с проведением СОУТ на предприятиях любого класса. Сотрудничество с заказчиком осуществляется на основании договора, в котором строго описывается порядок проведения оценки условий труда:

  1. 1. Образование комиссии по проведению СОУТ. Приказом руководства утверждается состав комиссии по проведению СОУТ, в которую должны входить исключительно сотрудники предприятия. Чаще всего в комиссию входят руководители отделов, специалист по охране труда, члены профсоюза и т.д. Сотрудники привлеченной для проведения СОУТ компании и лаборатории считаются исключительно исполнителями и не входят в состав комиссии.
  2. 2. Составление перечня рабочих мест. Список рабочих мест, подлежащих фактической оценке условий труда, составляется членами образованной комиссии по СОУТ и утверждается руководством.
  3. 3. Проведение идентификации производственных факторов. В рамках этого этапа СОУТ специалисты производят комплекс необходимых осмотров, замеров, исследований и лабораторных испытаний, с целью объективной оценки всех производственных факторов, оказывающих влияние на работника в процессе осуществления его трудовой деятельности. Этот этап СОУТ самый длительный и трудоемкий.
  4. Классификация рабочих мест по классу вредности. После того как данные замеров и лабораторных исследований получены, специалисты могут определить класс вредности для каждого рабочего места. По результатам специальной оценки условия труда могут быть признаны оптимальными (соответствие всем нормативам), допустимыми (показатели на границе нормы), вредными (обнаружено негативное воздействие на здоровье сотрудника) и опасными (выявлена угроза жизни и здоровью сотрудников).
  5. Формирование отчета СОУТ. По результатам оценки формируется отчет, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается руководством предприятия. В этом отчете кроме результатов исследований и классификации приводится комплекс мер и рекомендаций по улучшению и оптимизации условий труда.

Когда ВСОУТ проводить не требуется

Во внеплановой специальной оценке условий труда необходимости нет в следующих случаях:

  • по причине выполненных реорганизационных процедур изменились реквизиты для регистрации, юридическое наименование субъекта хозяйствования, но условия ведения деятельности остались без корректив;
  • в штатное действующее расписание внесли такие изменения, как переименование должностей, но фактический функционал, рабочее место исполняющего сотрудника не затрагивались;
  • на работу взят новый исполнитель, но за последнее время корректив условий труда по рабочему месту не было;
  • если несчастный случай произошел, то по вине третьих лиц, что может быть доказано, или на территории предприятия, но на рабочем месте, которое не закреплено за сотрудником.
Аттестация рабочих мест или специальная оценка условий труда

Решение о том, что внеплановая проверка на месте происшествия или просто на предприятии производиться не будет, принимает специально собранная комиссия.

Обратите внимание! По итогам ее заседания, рассмотренных вопросов составляется протокол (он должен соответствовать законодательным требованиям, образцы есть в Сети и нормативах работы предприятий).

Что появилось нового в процедуре СОУТ с 2020 года

Глобально Закон № 426-ФЗ законодатели переписывать не стали. Но в нем с 2020 года появится ряд существенных корректировок порядка проведения СОУТ.

Изменения затронули не саму процедуру спецоценки, а подготовительные этапы к ней и завершающие процедуры, а также ряд других положений Закона № 426-ФЗ.

Если перечислить очень коротко эти поправки, они уложатся в несколько строк:

  • на организацию, проводящую спецоценку, возлагается обязанность по регистрации работодателя до начала проведения спецоценки в системе ФГИС СОУТ с последующим сообщением ему присвоенного системой специального идентификационного номера ─ без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным;
  • сдвинется начало действия результатов СОУТ ─ использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (федеральной информационной системе учета результатов спецоценки). Сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета.

Важное уточнение! Новая редакция ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ предусматривает, что срок проведенной спецоценки по-прежнему будет исчисляться со дня утверждения отчета в отношении результатов СОУТ, содержащих сведения, которые составляют государственную или иную охраняемую законом тайну.

Но это не все изменения. В новой редакции Закона № 426-ФЗ подправят и добавят ряд других аспектов, касающихся дополнительных обязанностей организаций-оценщиков, сроков утверждения отчета СОУТ, применения УКЭП при пересылке копии утвержденного отчета и т. д.

Порядок проведения

В период существования аттестации рабочих мест, ее внеплановое проведение было регламентировано Приказом Минздравсоцразвития № 324н (пункты 47 и 48) «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» . Введение федерального закона № 426-ФЗ упразднило ранее действующий приказ, и специальная оценка, в том числе и внеплановая, проводится на основании этого документа.

Этапы внеочередной спецоценки

В целом, внеплановая проверка специальной оценки условий труда проводится в том же порядке, что и обычная. Этапы проведения внеплановой СОУТ так же включают в себя:

  • подготовку (определение перечня рабочих мест, которые подвергнутся оценке, выбор экспертной организации и оформление комиссии);
  • идентификацию вредных и опасных факторов и декларирование соответствия;
  • проведение измерений влияния факторов с последующим присвоением класса вредности;
  • составление и согласование образца отчета о проведенной оценке;
  • ознакомление работников с итогами и обнародование результатов.

Подготовка к внеплановому проведению СОУТ

Поскольку проведение СОУТ — процесс сам по себе не скоропалительный, лучше всего заранее спланировать и подготовить рабочие места, которые будут оценены в первую очередь — ими должны стать те места, на которых наиболее остро ощущается влияние вредных производственных факторов. В отношении остальных можно будет оформить протокол о непроведении внеплановой СОУТ.

Оплата и подготовка проверки — обязанность работодателя. Затягивать с этим видом оценки не стоит — лучше всего провести ее до того, как на организацию обратят пристальное внимание контролирующие органы, что, в случае с произошедшей травмой или прямым обращением сотрудников или профсоюзов, произойдет довольно скоро. Согласованные и готовые результаты станут подспорьем для работодателя и гарантом принятия мер безопасности для работников, а также сведут к минимуму возможность внезапного визита инспекторов.

В 2019 году проведение СОУТ подвергается изменениям. Теперь спецоценка должна проводится на всех предприятиях, в том числе в микрофирмах и малых. Специальная оценка условий труда больше не осуществляется поэтапно.

Всегда ли нужно привлекать специализированную организацию?

Одновременно фирма обязана выбрать и заключить договор со специализированной организацией на проведение СОУТ.

На следующем этапе в дело вступает специализированная организация. Ее задача – идентифицировать вредные либо опасные факторы труда. Проще говоря, решить, может ли нанести вред здоровью человека его работа, а если может, то чем именно. Вредные факторы перечислены в Классификаторе, утвержденном Приказом Минтруда N 33н от 24.01.2014.

Следует отметить, что идентификация не осуществляется в отношении (ч. 6 ст. 10 Закона):

  • рабочих мест сотрудников, профессии, должности или специальности которых включены в списки на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • рабочих мест, на которых сотрудникам в соответствии с законодательством предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации или специальной оценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

При этом остальные процедуры специальной оценки по отношению к этим рабочим местам проводятся.

Итак, эксперт специализированной организации проводит идентификацию, а ее результаты утверждает комиссия работодателя (ч. 2 ст. 10 Закона).

Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены, то дальнейшие исследования не проводятся (ч. 4 ст. 10 Закона).

По таким рабочим местам, а также местам, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми, работодатель подает в свою трудинспекцию декларацию соответствия условий труда государственным требованиям.

Если вредные/опасные производственные факторы выявлены, то комиссия принимает решение о проведении исследований и измерений данных факторов (ч. 5 ст. 10 Закона). Закончив измерять вредные факторы, экспертная организация и комиссия проверяемой фирмы составляют отчет об итогах спецоценки. Его подписывают все члены комиссии и утверждает ее председатель. Форма отчета есть в Приказе Минтруда N 33н от 24.01.2014 г. К нему прикладываются карты оценки каждого рабочего места, прошедшего процедуру. В результате условия труда делятся на классы и подклассы по степени вредности, работники получают те или иные гарантии и компенсации, а также определятся дополнительный тариф взносов в ПФР.

Характеристика условий труда

Класс

Подкласс

Условия труда

Размер доп.тарифа

Характеристики класса (подкласса)

1

Оптимальные

Вредные (опасные) факторы отсутствуют или не превышают норм.

2

Допустимые

Вредные (опасные) факторы не превышают норм; функциональное состояние работника восстанавливается за время междусменного отдыха.

3

3.1

Вредные

1 степени

2%

После воздействия вредных (опасных) факторов состояние организма работника восстанавливается при более длительном времени, чем междусменный отдых; увеличивается риск повреждения здоровья.

3.2

Вредные

2 степени

4%

Вредные (опасные) факторы способны вызвать появление и развитие начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (15 и более лет).

3.3

Вредные

3 степени

6%

Вредные (опасные) факторы способны вызвать появление и развитие у работника профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности.

3.4

Вредные

4 степени

7%

Вредные (опасные) факторы способны привести к появлению и развитию у работника тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

4

Опасные

8%

Вредные (опасные) факторы, воздействующие на работника в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу его жизни, а их последствия обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.

Ответственность за непроведение внепланового контроля

В случае, если предприятие не выполнит обязанность по организации спецоценки вне установленного графика, к нему будут применены санкции, предусмотренные частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Эта статья предусматривает разные типы наказаний. Они дифференцированы по категории виновника допущенного нарушения:

  • должностные лица, отвечающие за проведение работ – штраф 5-10 тыс. рублей (первичное нарушении) либо 30-40 тыс. рублей (повторное невыполнение требований). В последней ситуации денежное наказание может быть заменено дисквалификацией от 1 года до 3 лет;
  • ИП – штраф 5-10 тыс. рублей (первичное нарушение) либо 30-40 тыс. рублей (повторное невыполнение требований). Если имеет место повторное невыполнение правил, денежное наказание могут заменить остановкой работы до 90 дней;
  • юридические лица – штраф 60-80 тыс. рублей (первичное нарушение) либо 100-200 тыс. рублей (повторное невыполнение требований). Во второй ситуации вместо финансового взыскания к виновнику могут применить такую меру как остановка работы до 90 дней.

Что работодатель будет дополнительно получать от компании-оценщика с 2020 года

С 2020 года компанию-оценщика обяжут сообщать работодателю о факте отправки в ФГИС СОУТ сведений о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).

Данная обязанность будет считаться надлежаще исполненной только в том случае, если работодатель получит от компании-оценщика уведомление в одной из указанных в законе форм:

  • в виде бумажного уведомления, доставленного почтой заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • в форме электронного документа, подписанного УКЭП.

Заметим, что компания-оценщик согласно новой редакции закона наделяется еще рядом обязанностей с точно очерченными сроками их выполнения:

  • 10 рабочих дней со дня утверждения отчета ей дается на передачу сведений о результатах спецоценки в ФГИС СОУТ. Закон предписывает сделать это в форме электронного документа, подписанного УКЭП (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).
  • В 10-ти дневный срок ей надлежит сообщать в Роструд об изменении состава квалифицированных экспертов и сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (ст. 19 новой редакции Закона № 426-ФЗ).

Применение результатов проведения специальной оценки условий труда

Результаты проведенной специальной оценки по текущим условиям труда на производстве, их соответствию нормативам могут применяться в разных целях:

  • разработка мероприятий, направленных на улучшение текущей ситуации, контроль за реализацией процедуры;
  • информирование сотрудников по возможным рискам (важно для опасных производств с высокими рисками травм или развития профессиональных заболеваний);
  • обеспечения средствами индивидуальной, коллективной защиты;
  • контроль за состоянием условий ведения деятельности сотрудников рабочих местах;
  • осуществление медосмотров в случае необходимости. 

Дополнительно данные СОУТ используются для расчета компенсаций, гарантий, тарифов взносов в рамках действующей системы страхования Пенсионного фонда, надбавок к ним.

Важно! Именно СОУТ и результаты проверки — основа для составления заявок на финансирование мероприятий, направленных на улучшение условий труда.

Данные СОУТ применяют в подготовке статистических отчетов по условиям труда, составлении плана решения проблемы с профессиональными заболеваниями (в частности, вспышками), урегулировании вероятных разногласий, связанных с обеспечением безопасности труда в будущем. Незаменимы они для принятия решений по трудовым ограничениям для отдельных групп (лиц) работников, оценки общей системы профессиональных рисков. Возможно применение данных СОУТ для решения других предусмотренных законодательством задач.

Внеплановая оценка условий труда проводится в промежутках между плановыми проверками, инициировать ее может работодатель либо инспектор ГИТ. Рабочие места следует должным образом подготовить к визиту специалистов. Ее проведение важно, как для работодателя, так и для сотрудников.

Когда нужна повторная спецоценка, а когда экспертиза

Результаты спецоценки могут не устраивать работодателя либо работников. Для проверки качества проведенной СОУТ можно провести государственную экспертизу по конкретному рабочему месту. Порядок проведения экспертизы СОУТ утвержден приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н.

Другое дело, если при проведении спецоценки были допущены нарушения методики ее проведения или требований закона и эти нарушения были выявлены контролерами в ходе проверок. В таком случае не исключено, что спецоценку придется проводить повторно. Проводится повторная спецоценка на основании предписания государственного инспектора труда.

В новой редакции ч. 6 ст. 24 Закона № 426-ФЗ отмечено, что результаты проведения экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества и результатам ее проведения также нужно передавать в ФГИС СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений в информационную систему возложены на орган, уполномоченный на проведение экспертизы — орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведения спецоценка (п. 1 ст. 24 Закона № 426-ФЗ).

Источники

  • https://olgasofronova.ru/vneplanovoe-provedenie-sout-osnovaniya-i-sroki.html
  • https://ecobez.ru/zachem-nuzhna-specialnaja-ocenka-uslovij-truda-sout-i-kak-ona-provoditsja/
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/446174/
  • http://bishelp.ru/business/specocenka-2020-novye-pravila
  • https://ohranatryda.ru/pryntsypy-organizatsyy-ot/vneplanovaa-specialnaa-ocenka-uslovij-truda-provoditsa-v-sleduusih-slucaah.html
  • https://ecostandardgroup.ru/services/spetsialnaya-otsenka-usloviy-truda/
  • https://ecostandardgroup.ru/journal/vneplanovaya-spetsialnaya-otsenka-usloviy-truda-sroki-i-etapy-provedeniya/
  • https://firmmaker.ru/stat/nalogovye/special-ocenka
  • https://www.CentrAttek.ru/info/provedenie-vneplanovoj-spec-ocenka-uslovij-truda/
  • https://oxrana-truda.ru/specialnaya-ocenka-uslovij-truda-poshagovo
  • https://asout.ru/
  • https://oxrana-bez.ru/stati/vneplanovaya-speczialnaya-oczenka-uslovij-truda/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Cardmoscow
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

error: