Территории опережающего развития: что это, список, закон

Что это такое

Территория опережающего социально-экономического (ТОР) развития включает в себя некоторые области России, которые объединены в общую зону, где действуют общие льготы по налогам, преимущества по определенным административным процедурам. Делается это для того, чтобы привлечь инвестиции и сделать возможности ведения бизнеса более простыми.

Основная цель – сделать на территории опережающего развития конкурентоспособные условия для реализации и ведения различных видов бизнеса по сравнению со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Но, необходимо учитывать, что в России список территорий опережающего развития на 2019-2020 год включает регионы, в которых необходимо развивать не только бизнес, но также и инфраструктуру.

Когда становится понятно, что такое территория опережающего развития, это понятие нужно расширить и сравнить их с другими аналогичными образованиями.

История создания

О создании на территории России подобных территорий впервые заявил президент РФ Владимир Путин в своем ежегодном послании Федеральному собранию 12 декабря 2013 г. Глава государства предложил «создать на Дальнем Востоке и в Сибири сеть специальных территорий и зон опережающего экономического развития с особыми условиями для создания несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт».

В октябре 2014 г. правительство РФ внесло в Госдуму пакет из трех законопроектов, направленных на формирование территорий опережающего социально-экономического развития: проект закона о ТОРах, поправки в Налоговый кодекс РФ (подписаны президентом 29 ноября 2014 г.) и изменения в ряд других нормативных актов, в том числе в Гражданский и Земельный кодексы (соответствующий документ подписан 31 декабря 2014 г.). Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ» был подписан главой государства 29 декабря 2014 г., документ вступил в силу 30 марта 2015 г.

Согласно закону, границы территорий опережающего развития не могут совпадать с особыми экономическими зонами или зонами территориального развития в субъектах РФ. Для каждой территории правительством устанавливается перечень видов экономической деятельности, при котором действует особый правовой режим ведения бизнеса, минимальный объем капитальных вложений резидентов, положение о применении (или неприменении) процедуры свободной таможенной зоны. В границах таких территорий разрешено создавать индустриальные (промышленные) парки.

Отличие от ОЭЗ и ЗТР

Под ОЭЗ понимается особая экономическая зона, а точнее, определенная территория, за которой закреплен специфический юридический статус в отличие от остальных частей страны. Этот проект является одним из наиболее масштабных с точки зрения оснащения новой современной инфраструктурой, минимальных административных барьеров, сниженных цен по аренде и выкупу земельных участков, а также налоговых преференций. На сегодняшний день в стране функционируют 26 ОЭЗ, общее количество которых включает:

  • 10 производственных и промышленных;
  • 6 технически современных и технологичных;
  • 9 с направлением в туристическую отрасль и рекреацию;
  • 1 портовая.

Эта совокупность включает в себя 730 резидентов, из которых приблизительно 1/5 часть – это компании с иностранным капиталом из почти 40 стран мира. Благодаря созданию ОЭЗ в экономику страны удалось привлечь инвестиций около 350 млрд руб., хотя совокупные инвестиции составили более 900 млрд руб. Что касается количества рабочих мест, то их было создано около 35.000.

А вот под зонами территориального развития (ЗТР) понимается специфические субъекты Российской федерации, где для резидентов предоставляются определенные условия и гарантии поддержки от государства. Это делается для того, чтобы ускорить социально-экономическое развитие территории и улучшить состояние населения и экономики в целом.

Поэтому между территорией опережающего развития зоной территориального развития и особой экономической зоной есть существенные отличия, которые необходимо учитывать при планировании той или иной деятельности в таких областях.

Старт — в ДФО

В первые три года ТОРы могут создаваться только в Дальневосточном федеральном округе и на территориях моногородов (населенный пункт с одним градообразующим предприятием) с наиболее сложным социально-экономическим положением (соответствующий перечень утверждает правительство России). Затем они будут сформированы и в других регионах страны.

Резидентами территорий опережающего развития могут стать индивидуальные предприниматели и юридические лица, заключившие с управляющей компанией соглашение об осуществлении деятельности на данной территории. Для них предусмотрен особый режим налогообложения и облегченные правила ведения бизнеса (в том числе ставка налога на прибыль от 0 до 5 %, нулевой налог на имущество в течение первых пяти лет), таможенные льготы, возможность в ускоренном и льготном порядке привлекать к трудовой деятельности квалифицированный иностранный персонал (без специального разрешения и учета квот). Для резидентов предусмотрено ограничение по количеству и продолжительности проверок их деятельности.

На каждой территории функционирует управляющая компания, которая создаст необходимую инфраструктуру, обеспечит предоставление резидентам таможенных, юридических и др. услуг. Компанию определяет правительство РФ, этот статус может получить акционерное общество (или его дочернее предприятие), 100% акций которого находятся в собственности государства. Управляющей компанией ТОРов в Дальневосточном федеральном округе в настоящее время является ОАО «Корпорация развития Дальнего Востока”.

Для отбора территорий и рассмотрения инвестиционных проектов при правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона сформирована специальная подкомиссия.

Заявки регионов на создание ТОР в моногородах рассматривает комиссия Министерства экономического развития РФ по вопросам создания и функционирования территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований РФ (образована 15 июля 2015 г.).

На сегодняшний день на Дальнем Востоке созданы 12 территорий опережающего социально-экономического развития. 25 июня 2015 г. председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановления о создании ТОРов «Хабаровск» и «Комсомольск» в Хабаровском крае и «Надеждинская» — в Приморском, 21 августа того же года – «Белогорск» и «Приамурская» в Амурской области, «Михайловская» в Приморском крае, «Беринговский» в Чукотском автономном округе и «Индустриальный парк «Кангалассы» в Якутии.

28 августа 2015 г. принят документ о создании территории опережающего развития «Камчатка» в Камчатском крае. 28 января 2016 г. председатель правительства Дмитрий Медведев подписал постановление о создании ТОР «Большой камень» в Приморском крае, а 16 марта того же года — территорий «Южная» и «Горный воздух» в Сахалинской области. На всех территориях будет действовать режим свободной таможенной зоны. По состоянию на март 2016 г. на 12 территориях опережающего развития на Дальнем Востоке зарегистрирован 110 резидентов, а общая сумма заявленных инвестиций составляет 442 млрд руб.

По данным Минвостокразвития РФ (на март 2016 г.), в управляющую компанию ТОР поступило 110 официальных заявок от инвесторов на реализацию инвестпроектов на общую сумму инвестиций 442,3 млрд рублей. За 10 лет совокупный объем отчислений от реализации проектов в бюджеты всех уровней ожидается в объеме 242,4 млрд рублей.

Успешные мировые проекты особых экономических зон

Создание особых экономических зон, как, собственно, и территорий опережающего развития используются как развивающимися, так и развитыми странами для стимулирования роста отдельных территорий, секторов экономики и привлечения в них иностранных инвестиций.

К концу прошлого века в мире насчитывалось 176 особых экономических зоны в 47 странах. К концу нулевых годов этот показатель вырос до 3,5 тысяч, теперь уже в 130 странах, которые обеспечивают работой не менее 66 миллионов человек и производят экспортной продукции на 600 миллиардов долларов США в год.

Самыми успешными примерами особых территорий в мире считаются:

  • Шэньчжэнь (Китай) – особая зона, созданная первой в Китае в 1980 году в городе с населением 30 тысяч человек, получила особый статус в рамках курса реформ Дэн Сяопина. В результате продуманной системе льгот для зарубежных компаний проект привлек более 87 миллиардов долларов иностранных инвестиций, а средние темпы экономического роста за период с момента создания составили более 9%, при средних по стране, достаточно высоких 6%. Город за это время превратился в крупный промышленный, финансовый и транспортный центр региона. В 2008 году был выбран ЮНЕСКО «Творческим городом дизайна», а в 2011 году принимал XXVI Всемирную летнюю Универсиаду. Сегодня численность населения в Шэньчжэне составляет более 10 миллионов человек, при этом в городе самый высокий в стране показатель валового регионального продукта на душу населения – 22 тысячи долларов на человека, что составляет 2,5% валового внутреннего продукта и обеспечивает 13% экспорта Китая.

  • Бангалор (Индия) – крупнейшая в мире специализированная высокотехнологичная особая зона, включающая несколько информационных и технопарков. Сформировался в девяностые годы после создания властями режима наибольшего благоприятствования для ориентированных на экспорт информационных услуг. С 1991 года число работающих в кластере компаний увеличилось с 13 до более чем 2 тысяч. Экспорт услуг за десять последних лет вырос с 1 миллиарда до 17 миллиардов долларов США.

  • Джебель-Али (ОАЭ) – самая большая в мире комплексная экономическая зона, в состав которой входят логистические, индустриальные и бизнес-парки. Здесь инвесторам предоставляется полное освобождение от налогов и сборов на срок до 50 лет. Дата создания зоны – 1985 год, с тех пор число работающих в ней компаний выросло с 19 до более 7 тысяч, что обеспечивает работой 135 тысячи человек, и более 20% от всех привлекаемых иностранных инвестиций, а также 50% экспорта ОАЭ.

Перечень

Рассматривая список территорий опережающего развития, который был установлен правительственными постановлениями в разные годы, к концу 2019-началу 2020 он выглядит следующим образом:

  • В республике Хакасия – это город Абаза.
  • В Томской области – Северск.
  • В Якутии – индустриальный парк Кангалассы, Южная Якутия.
  • В Кемеровской области – Анжеро-Судженск, Новокузнецк, Прокопьевск, Юрга.
  • В республике Мордовия – Рузаевка.
  • В Челябинской области – Бакал, Верхний Уфалей, Озерск, Снежинск.
  • В Еврейской АО – Амуро-Хинганская.
  • В Амурской области – Белогорск, Приамурская, Свободный.
  • В Башкирии – Белебей, Кумертау, Нефтекамск, Белорецк, Благовещенск.
  • В Курганской области – Варгаши, Далматово, Катайск.
  • В Кировской области – Вятские Поляны.
  • В Ярославской – Гаврилов-Ям, Ростов, Тутаев.
  • В Костромской области – Галич.
  • В Белгородской области – Губкин.
  • В Ростовской – Гуково, Донецк, Зверево.
  • В Дагестане – Дагестанские Огни, Каспийск.
  • В Ульяновской – Димитровград.
  • В Смоленской – Дорогобуж.
  • В Тульской области – Ефремов.
  • В республике Коми – Емва.
  • В Алтайском крае – Заринск, Новоалтайск.
  • В Татарстане – Зеленодольск, Набережные Челны, Менделеевск, Нижнекамск, Чистополь.
  • Во Владимирской – Камешково.
  • В Чувашии – Канаш.
  • В Мурманской – Кировск.
  • В Карелии – Кондопога, Надвоицы, Костомукша.
  • В Тамбовской области – Котовск.
  • В Забайкальском крае – Краснокаменск.
  • В Свердловской – Краснотурьинск, Новоуральск, Лесной.
  • В Рязанской – Лесной.
  • В Новосибирской – Линево.
  • В Ивановской – Наволоки, Южа.
  • На Ставрополье – Невинномысск.
  • В Оренбургской – Новотроицк, Ясный.
  • В Архангельской – Онега.
  • В Воронежской области – Павловск.
  • В Саратовской – Петровск.
  • В Ленинградской – Пикалево.
  • В Удмуртии – Сарапул, Глазов;
  • В Иркутской – Саянск, Усолье-Сибирское, Черемхово.
  • В Бурятии – Селенгинск.
  • В Пензенской – Сердобск, Заречный;.
  • В Калужской – Сосенский.
  • В Самарской – Тольятти, Чапаевск.
  • В Новгородской – Угловка.
  • В Вологодской области – Череповец.
  • В Пермском крае – Чусовой.
  • В Красноярском крае – Железногорск.
  • В Нижегородской – Саров, Решетиха, Володарск.
  • В Приморском крае – Большой Камень, Михайловский, Надеждинская, Нефтехимический.
  • На Сахалине – Горный Воздух, Курилы, Южная.
  • В Камчатском крае – Камчатка.
  • В Хабаровская области – Николаевск, Хабаровск, Комсомольск.
  • В Чукотском автономном округе – Чукотка.

Территория опережающего экономического развития: что это

Этот термин используется для обозначения территорий внутри страны, на которых действуют льготы и особые инвестиционные условия, предусмотренные для ведения коммерческой или инвестиционной деятельности инвесторов и других бизнесменов. Чтобы увеличить приток капитала в слаборазвитые и малоосвоенные районы страны, имеющие статус ТОРов, на их территории установлены особые налоговые условия, административные правила и так далее. Перечень таких территорий утверждается Кабинетом министров РФ. В него входят не целые субъекты, а их отдельные районы (города, технопарки).

Список регионов постоянно корректируется. Территория может быть лишена статуса ТОРа, если регион улучшил своё экономическое развитие. Включение в перечень новых территорий осуществляется законодательно путем принятия нового правительственного постановления. При этом для каждого района, которому присваивается статус «ТОР», составляется отдельный нормативный акт.

В каждом нормативном акте, определяющим территорию опережающего развития и принятом правительством, указывается следующая информация:

  • территориальная единица, становящаяся ТОРом, и определяющие ее границы;
  • направления экономич. деятельности, которые получат льготные условия и будут способствовать развитию экономики на данной территории;
  • минимальное количество денежных средств, которое инвесторы обязаны направить при желании создать бизнес в данном районе.

Согласно начальным (временным) положениям федерального закона №473 (от 29 дек. 2014г.), вступившего в силу конце марта 2015 года, в качестве территориальных единиц, на которых могли быть образованы ТОРы, были определены:

  • территория Дальневосточного округа;
  • экономически слабые города, в которых градообразующим является одно предприятие.

Действовало это ограничение в течение трёх лет, но в 2018 г. границы были пересмотрены, что позволило создавать ТОРы на других территориях страны.

Резидентство

На сегодняшний день к ТОР привлечено около 370 резидентов, которые получают в соответствии с Федеральным законом перечисленные преимущества. Чтобы найти реестр участников программы территории опережающего развития, необходимо зайти на официальный сайт Министерства экономического развития РФ.

Некоторые предварительные выводы.

Теперь — к невесёлым размышлениям о смысле и последствиях введения в действие федерального закона от 29.12.2014 № 473-ФЗ.

1.Многими экспертами он воспринимается как Акт законодательно завуалированной Капитуляции перед Востоком, что допускается создание на территории России параллельных частных государств-корпораций, неконтролируемых регионов, где основной контроль будет только за Счётной Палатой.

  1. Принятие подобного закона органами высшей законодательной властью воспринимается как превышение ею должностных полномочий, как грубейшее нарушение Конституции в целом, а не каких-либо отдельных статей.
  2. Почему в пределах ТОР отменены существенные разделы российского законодательства, почему ФЗ-473 конкретно не определяет предельные пропорции земель по формам собственности, их целевому назначению, срокам аренды, не выдвигает ни качественных, ни количественных требований в сфере экологической безопасности, охраны флоры и фауны, интересов местных жителей?. На ТОРах проявляются источники законотворчества, которые не считаются с нашими представлениями о развитии страны, конституционных гарантиях, не содержат наших понятий Родины и права её защиты. Может сложиться впечатление, что авторы закона, когда они в ст.1 заявляют, что РФ имеет некое невысказанное право, а согласно ст.2 допускают резидентам и управляющим компаниям ТОР самим сформулировать требуемое по ходу дела, взводят капкан законодательных смыслосплетений, что даёт большие возможности резидентам ТОР. Большие возможности для развития территории в интересах страны и её жителей или большие возможности для контроля в корпоративных интересах(в лучшем случае)?
  3. В старой загадке лихие ковбои, пожелавшие выяснить, чья лошадь резвее, определяют линии старта и финиша, просят секунданта пальнуть из револьвера и вместо галопа вдруг … начинают плестись едва ли не шагом. Почему? Отгадка в том, что они поменялись лошадьми. Здесь случай сложнее. Наши ковбоям внушили, что под ними чужая лошадь, и они пропускают вперед «свою» — ТОР.

Ещё возможно призвать на службу сохранившихся профессионалов в сфере плановой экономики и экономической безопасности, ввести режим мобилизационного управления, отстранив от власти капиталистическую, некомпетентную «элиту» и национализировав базовые отрасли. Но, главное, сформировать нам, гражданам России — такое представление о будущем страны, которого мы желаем для себя и своих потомков и которое готовы защищать всем, что у нас есть, включая жизнь.

Льготы

Участники экономической деятельности получают следующие преимущества и льготы:

  • Суммы, которые выплачиваются в качестве налоговой ставки на добавленную стоимость возвращают.
  • Если деятельность связана с полезными ископаемыми, то налоговая ставка рассчитывается по уменьшенным показателям (коэффициентам).
  • По отношению к импортным товарам налог по добавленной стоимости не взимается, то есть составляет 0%.
  • Освобождается от налогового обложения на земельные участки, которые располагаются на перечисленных территориях. Послабление действует на протяжении 3 лет.
  • Предприниматель может работать в режиме свободной таможенной зоны.
  • Земельный участок может быть передан в собственность по сниженной арендной плате.
  • Количество проверок деятельности резидентов будет ограничено.
  • Помимо этого, существует также ряд других преимуществ, в частности страховые взносы. Особенно это чувствуется в случае, если предприниматель ведет разработку и добычу полезных ископаемых. В этом случае коэффициенты по налогу начинаются от 0% в течение первых двух лет и заканчивая 1% по нарастающему принципу за 10 лет последующей деятельности.

На территории моногородов

ТОР «Гуково» будет содействовать привлечению инвестиций в моногород Гуково, а также созданию новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий. В рамках «Гуково» предварительно заявлено 22 инвестиционных проектов, реализация которых позволит к 2025 г. снизить зависимость города от градообразующих предприятий, повысить его инвестиционную привлекательность и создать до 5 тыс. постоянных рабочих мест.

«Набережные Челны» на территории одноименного города в Татарстане позволит организовать до 10 тыс. новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующего предприятия ПАО «КамАЗ».

ТОР «Усолье-Сибирское» (одноименный город в Иркутской области) обеспечит до 5,8 тыс. новых рабочих мест (не связанных с градообразующим предприятиями ООО «Усольехимпром» и ООО «Усолье-Сибирский Силикон»). Реализации инвестпроектов повысит количество малых предприятий, увеличит дополнительные налоговые поступления в бюджет муниципального образования.

Мировая практика в создании “особых” территорий

Первым примером «особой» территории можно считать греческий остров Делос. Ещё в 166 году до нашей эры римляне, стремясь не допустить возрастающего могущества острова Родос и разрушения его политических и экономических связей с Сирией и Македонией, провозгласили Делос свободным портом, установив там беспошлинную торговлю. В итоге остров Делос на столетие становится центром торговли в Средиземноморье.

В средние века, в 1547 году, городом свободной торговли был объявлен портовый город Ливорно, где купцы добились права вести торговлю, не облагаемую налогами. В европейских портовых городах Генуе, Венеции, Марселе возникают первые районы «порто-франко», что означало отделение их от остальной территории города (государства) специальной таможенной границей. Торговля товарами между «порто-франко» и зарубежными государствами проходила без таможенного оформления и уплаты пошлин. Итогом создания таких районов стал их экономический и социальный подъем – развивалось производство, активизировались транзитные перевозки, создавались новые рабочие места. Позднее вместо «порто-франко» появляются «свободные порты», их примерами в истории можно считать европейские города Гамбург, Генуя и Марсель, а также крупнейшие порты российской империи – Одесса, Феодосия, Владивосток и Батуми. Даже в наше время в мире действует более 400 «свободных портов».можно считать родоначальниками свободных экспортно-производственных зон. В этих зонах предпринимателям предоставлялся ряд налоговых послаблений, при этом их деятельность четко регламентировалась государством. Создание таких зон способствовало активизации производственной, торговой, сервисной деятельности, что приводило к созданию новых рабочих мест, а производство товаров, в основном, ориентировалось на экспорт. Во второй половине двадцатого века изменяется организация функционирования таких зон. В Ирландии в 1959 году создается такая зона в районе аэропорта Шеннон, где используется весь накопленный к тому времени научно-технический потенциал. Далее «свободные экспортно-производственные зоны» распространяются и весьма успешно в развивающихся странах.

Главное отличие и в то же время главное преимущество таких зон заключается в том, что на основе использования льготного правового, налогового и валютно-финансового режима в них обеспечивается ускоренное развитие производств с привлечением государственных, региональных, частных ресурсов, а также иностранных инвестиций.

Почему власть не слышит народ?

Практики сдачи в аренду земель, в частности для ведения сельскохозяйственной деятельности, в России имеют место, однако принятие и реализация нового закона коренным образом изменит социально-экономическую ситуацию в стране. Согласно Закону и ряду сопутствующих ему нормативных актов на выделенных территориях вводятся таможенные и иные налоговые послабления инвесторам, устанавливаются особые нормы рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, планируется передача на правах собственности или в аренду государственной и муниципальной собственности инвесторам, в том числе иностранным, допускается принудительное отчуждение земельных участков, привлечение иностранных специалистов к осуществлению медицинской и образовательной деятельности и др.

Учитывая серьёзность последствий данного нововведения, АНО «Независимый исследовательский Центр» сразу же после принятия данного закона провела опрос населения Забайкальского края с целью изучения отношения к Закону о ТОРах (территориях опережающего социально-экономического развития). Общее количество опрошенных — 400 респондентов, опрос поимённый. Выборка квотная, пропорциональная по полу, возрасту, городскому / сельскому населению. Статистическая погрешность не превышает 5%. Опрос проводился в декабре 2015 года.

Опрос жителей именно данного региона не случаен. В общественном дискурсе широко обсуждается вопрос о передачи территорий Забайкальского края в аренду Китаю на 49 лет. На уровне официальных структур проводятся заседания и обсуждения, в частности, «Забайкальский форум приграничного сотрудничества-2015» (18 ноября 2015 года) проходил с участием высокопоставленных чиновников, функционеров, бизнесменов и учёных из России, Китая, Монголии и Японии. Со стороны общественности — организовано движение «Защитим российскую землю», выступившее против передачи земель в аренду.

Результаты научного опроса жителей Забайкальского края показали, что более половины респондентов (57,5%) знают о принятии закона о ТОРах, согласно которому целые города вместе с государственным имуществом передаются в управление частным (управляющим) компаниям для извлечения максимальной прибыли на срок 70 лет с правом продления. При этом подавляющее большинство опрошенных (93%) уверены, что власть не имела права без согласия с населением страны решать вопрос о передачи земель и государственного имущества в собственность бизнесу.

Подавляющее большинство опрошенных (90,5%) ответили, что они не хотят жить на территории, управляемой не государственными органами и местным самоуправлением, а управляемыми компаниями (бизнесом), иностранным в том числе. Также подавляющее большинство респондентов (93,7%) разделяют мнение, что вопросы передачи территорий в собственность, в длительную аренду бизнесу и иностранцам должны решаться с учётом мнения коренного населения.

78,3% опрошенных жителей Забайкальского края считают, что следует отменить Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития» как антинародный, антиконституционный, угрожающий территориальной целостности РФ.

Подавляющее большинство опрошенных не согласны с ключевыми пунктами данного закона — возможность получения разрешений на работу иностранцам без учёта квот, изъятие у местного населения, бизнеса земли, недвижимости и иного имущества, и выступает за отмену закона. Среди последствий реализации нововведения опрошенные видят больше негативных последствий — вероятность заселения иностранцами и сокращение численности коренного населения. Результаты опроса, действия общественных активистов свидетельствуют, что часто органы власти не прислушиваются к мнению россиян по важным вопросам функционирования государства.

Недостатки, критика и подводные камни ТОСЭР

Экономисты, бизнесмены и даже политики часто с большим скепсисом относятся к самой идее создания территорий опережающего социально-экономического развития, считая ее мало перспективной. Результаты опроса предпринимателей, проведенные экспертно-аналитическим центром Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) свидетельствуют, что территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) могут повторить судьбу особых экономических зон (ОЭЗ), которые начали создавать с 2005 года.

Ниже мы привели самые важные из озвученных специалистами проблем. Следует обратить внимание, что часть из них мешает, либо затрудняет реализацию этой государственной программы, другая часть проблем ставит под сомнение основные идеи, заложенные в создание ТОСЭР и, наконец, третья категорически оспаривает правильность выбранных правительством инструментов.

Проблемные моменты и критика ТОСЭР:

  • Льготные условия производства для резидентов ТОСЭР создадут конкурентные преимущества перед предприятиями региона, в том числе градообразующими.

  • Необходимость жесткого контроля со стороны местных органов власти над движением рабочей силы на территориях опережающего развития. Должно быть отдано абсолютное преимущество собственным трудовым ресурсам, но в законе, в тоже время, не указан приоритет местных кадров перед иностранными.

  • Изоляция – закон не стимулирует резидентов ТОСЭР к распространению позитивного социально-экономического эффекта от реализации проекта на остальную территорию региона и фактически способствует изоляции резидентов ТОСЭР от остальных инвесторов.

  • Слишком короткий льготный налоговый период – пониженные ставки применяется во время, по сути, проектно-сметных и строительных работ, а к моменту запуска предприятий льготный период заканчивается.

  • В законе нет четких гарантий социальной ответственности инвесторов.

  • Большая зависимость проектов, планируемых на территориях опережающего развития, от федерального центра, при этом развитие уже работающего местного бизнеса на таких территориях не стимулируется.

  • Усиление экономической зависимости дальневосточных областей и в целом всего региона от сопредельных стран.

  • Проигрышное положение местного бизнеса перед новыми резидентами ТОСЭР – если давать льготы бизнесменам, то всем, а не только резидентам ТОСЭР.

  • Идея ТОСЭРов и ОЭЗ взята из иностранного опыта, в том числе опыта некоторых стран Азиатско-Тихоокеанского региона, где иные условия – доступ и наличие ресурсов, культурные, ценностные и ментальные ориентиры, учтенные правительствами этих стран, а не простого внедрения чужеродных проектов, как это вновь пытаются сдлать в России. В очередной раз переносить без соответствующей адаптации опыт зарубежных стран на Россию – стратегическая ошибка.

Резюмируя, заметим, что создание территорий опережающего социально-экономического развития в нашей стране актуально и необходимо. Но, при этом, обязательно нужно гораздо более серьезно учитывать местную специфику, специфику отраслей и, конечно, адаптировать закон к потребностям не только крупного бизнеса, но и всего предпринимательства на местах создаваемых территорий.

Федеральный закон о территориях опережающего развития: ключевые положения

Закон о ТОРах гласит, что функционировать субъект в качества ТОРа может до 70ти лет, но при необходимости срок может быть увеличен. Законом также регулируются и случаи, в которых кабинет министров имеет право прервать существование таких территорий:

  • для улучшения степени подготовленности страны к защите от внешней агрессии, увеличения обронной способности;
  • в случае, когда район представляет опасность для здоровья граждан страны, небезопасен для окружающей среды или пагубно действует на культуры объекты;
  • если по прошествии трёх лет с момента признания района ТОРом не было привлечено ни одного инвестора.

В статье 2 ФЗ-№473 говорится также о том, какие юрлица могут выступать в роли резидентов. Это могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации. Они подписывают соглашение, действующее на этой територии, получая право осуществления своей деятельности в границах ТОРа. В качестве резидентов не могут выступать государственные или муниципальные организации.

Инвесторы, относящиеся к ТОР, внесеный в специальный реестром и наделены особыми льготами и преимущества, которые перечислены в статье 17 ФЗ-№473. Инвестор может получить льготы следующего характера:

  • при аренде;
  • при осуществлении процедур, связанных с таможенным контролем;
  • сниженный процент налоговой ставки (также налог может быть полностью отменён);
  • подключение к элементам инфраструктуры в первую очередь.

Однако, точного списка доступных льгот в ФЗ-№473 нет, так как они разбросаны по разным законодательным актам. К примеру, весь объём льгот касательно налогов указан в Налоговом кодексе РФ:

  • ст. 176.1: более простой процесс возврата НДС;
  • ст. 284, п. 1.8; ст. 284, п.4: нулевая процентная ставка НДС;
  • ст. 427: снижение взносов по страховке (для нерезидентов – 30%, для инвесторов – 7.6%).

Заключение

Суть программы ТОРов пока сводится к тому, чтобы завлечь инвесторов на конкретную территорию условиями льготного налогообложения и предоставлением инфраструктуры, построенной за бюджетные деньги. Системная работа и единое комплексное планирование отсутствует. Государство словно полило грядку золотым дождём и теперь сидит сложа руки. Ждёт, когда кто-нибудь придёт туда «сажать свои семена». Но желающих инвестировать средства в «глухие уголки» оказывается негусто. Бюрократия, коррупция и недоверие к местным органам власти не дают возможности работать на них добропорядочным предпринимателям. Территории опережающего развития плохо изолированы от окружающих условий. Также стоит понимать, что целью современных «Карабасов» по-прежнему остаются власть и сверхприбыли и под свои задачи они будут выжимать эти территории до последнего. Глобальный межотраслевой кризис, изменение климата, участившиеся природные катаклизмы, масштабное загрязнение окружающей среды, политическая и экономическая нестабильность — всё это беспокоит и настораживает. В таких условиях «Карабасы» всех стран всё настойчивее ищут глобальный «золотой ключик» истории, а не какие-то невыгодные Поля Чудес.

Источники

  • https://rosinfostat.ru/territorii-operezhayushhego-razvitiya/
  • https://tass.ru/info/2215388
  • https://www.openbusiness.ru/biz/business/toser/
  • http://fincan.ru/articles/86_territorii-operezhayushchego-razvitiya-spisok-2019/
  • https://www.planet-kob.ru/articles/8296/territorii-operezhayuschego-razvitiya-zachem-oni-nuzhny-i-komu-eto-vygodno

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Cardmoscow
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

error: