Теперь любой квадрокоптер надо регистрировать, иначе штраф

Содержание

Что придумало правительство?

Ещё в середине октября прошлого года Минтранс согласовал проект постановления, позволяющий без разрешения авиавластей поднимать в воздух — на высоту до 150 м — малогабаритные беспилотники.

С 3 февраля 2020 года Постановление Правительства Российской Федерации от 03.02.2020 № 74 «О внесении изменений в Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации» вступило в силу.

Пункт 52 Правил с этого времени разрешает беспилотным летательным аппаратам максимальной взлетной массой до 30 килограммов полеты без получения специального разрешения у авиационных регуляторов.

Полет должен проходить в пределах прямой видимости от оператора в светлое время суток на высоте не более 150 метров от поверхности земли или воды.

Использование шлемов дополненной реальности (FPV-очков) официально не регламентируется, поэтому их можно использовать, не нарушая вышеописанные условия.

ВНИМАНИЕ: несмотря на отсутствие необходимости согласования полета с местными властями, даже в удалении от запрещенных зон необходимо подавать план полета в местную службу обеспечения полетов.

Новый закон о дронах: предыстория

Причинами принятия законодательного акта о беспилотных летательных аппаратах стали факты появления квадрокоптеров над аэропортами, над улицами, заполненными людьми во время массовых мероприятий, над закрытыми территориями. При этом любой беспилотник мог оказаться обыкновенной игрушкой, оснащенной фото или видеокамерой или дроном, который ведет несанкционированную топографическую съемку, или беспилотником, способным создать аварийную ситуацию над взлетно-посадочной полосой в аэропорту.

Надо напомнить, что еще в 2016 году в США произошел случай, когда из-за полета неизвестного беспилотника дело дошло до эвакуации резиденции президента. Это случилось после посадки БПЛА на крышу административного здания. Правда, уже в течение нескольких минут выяснилось, что тревога была напрасной, дрон оказался маленьким безобидным квадрокоптером. Тем не менее, было признано, что риск слишком велик, и после этого все квадрокоптеры в США ставят на учет, а каждый полет этих аппаратов согласовывается с властями.

Дрон, квадрокоптер, БПЛА — есть ли различия?

Прежде чем разбираться с тонкостями регулирования, следует определить, что понимается под беспилотником и к каким именно объектам применяется Постановление № 658.

С технической точки зрения, беспилотный летательный аппарат (сокращенно — БПЛА) — это летательный аппарат, который управляется без экипажа на борту. В разговорной речи также используется понятие «дрон» (от англ. «unmanned drone» — «беспилотный самолет»).

Квадрокоптер же — это определение, указывающее на конструкцию летательного аппарата — летательный аппарат, поднимаемый в воздух четырьмя винтами. Квадрокоптеры с экипажем на борту сейчас встречаются очень редко, поэтому сейчас под квадрокоптером, как правило, понимают именно беспилотный четырехвинтовой летательный аппарат.

Легальная терминология, относящаяся к летательным аппаратам и авиатехнике, определена в Воздушном кодексе РФ, поскольку именно данным нормативным правовым актом регулируются вопросы использования воздушного пространства и летательных аппаратов.

Основной термин, который используется в Воздушном кодексе РФ, — это воздушное судно.

Цитируем документ

Воздушное судно — летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

Соответственно, к летательным аппаратам, которые летают исключительно за счет отраженного от земли или воды воздуха (например, к воздушным змеям, планерам) большинство норм Воздушного кодекса РФ не применяются.

Цитируем документ

Беспилотное воздушное судно — воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот).

Таким образом, разговорным терминам «беспилотник» и «дрон» соответствует легальный термин «беспилотное воздушное судно». К беспилотным воздушным судам относятся в том числе и беспилотные квадрокоптеры.

Законом установлена классификация воздушных судов по различным основаниям. Во-первых, воздушные суда подразделяются на гражданские, государственные и экспериментальные. Как следует из названий, государственные суда используются в целях осуществления функций государства, экспериментальные суда — для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ. В контексте данной статьи нас интересуют гражданские суда, которые используются в целях обеспечения потребностей граждан и экономики (ст. 21 Воздушного кодекса РФ).

Во-вторых, различное регулирование применяется для воздушных судов в зависимости от их максимальной взлетной массы. Сам по себе термин «максимальная взлетная масса» в законе не определен. Упрощенно под максимальной взлетной массой применительно к гражданским беспилотникам можно понимать сумму массы самого летательного аппарата и максимальной массы груза, которую беспилотник может нести (хотя на самом деле на максимальную взлетную массу могут влиять и какие-либо внешние данные, например погодные условия). То есть максимальная взлетная масса далеко не всегда равна весу самого беспилотного летательного аппарата.

В зависимости от максимальной взлетной массы с точки зрения применяемого регулирования можно выделить три категории беспилотников:

  • беспилотные летательные аппараты с максимальной взлетной массой до 250 граммов;

  • беспилотные летательные аппараты с максимальной взлетной массой от 250 граммов до 30 килограммов;

  • беспилотные летательные аппараты с максимальной взлетной массой свыше 30 килограммов.

Беспилотные летательные аппараты из первой категории, как правило, относятся, скорее, к категории игрушек, хотя и встречаются летательные аппараты с достаточно широким функционалом. Такие летательные аппараты имеют достаточно низкую дальность и время полета. Подавляющее большинство таких аппаратов являются любительскими.

Среди представленных компанией моделей имеются, например, беспилотные летательные аппараты, предназначенные для помощи при тушении пожаров, мойки фасадов многоэтажных зданий или для очистки ветряных турбин.

Наиболее распространенными являются беспилотные летательные аппараты, относящиеся ко второй категории — с максимальной взлетной массой от 250 граммов до 30 килограммов. В данной категории встречаются беспилотники, предназначенные исключительно для развлечений, любительские и профессиональные дроны, используемые для фотосъемок, а также легкие промышленные дроны. Например, дрон Prime Air, который был представлен компанией Amazon в качестве экспериментального средства доставки товаров, имеет максимальную взлетную массу 15 килограммов и, соответственно, относится ко второй категории.

Какие дроны подлежат регистрации?

Постановление от 25 мая 2019 года №658, которое вступило в силу с 27 сентября 2019 года, определён порядок оформления регистрационного знака и его нанесения на корпус устройства.

Регистрации подлежат следующие летательные аппараты:

  • авиамодели
  • кордовые модели
  • вертолеты
  • мультикоптеры
  • аппараты на реактивной тяге
  • планеры

Воздушные змеи не попали под действие закона.

Беспилотные аппараты разделяют на группы:

  1. До 250 грамм включительно
  2. От 250 грамм до 30 килограмм
  3. Более 30 килограмм

Если ваш дрон весит менее 250 грамм, его не нужно регистрировать. Все устройства более 250 грамм, но до 30кг проходят упрощённую регистрацию. Все летательные аппараты более 30кг регистрируются по полной процедуре, предусмотренной для гражданской и промышленной авиации.

Единое наименование

Пункт 2 закона о БПЛА исключает понятие «беспилотного летательного аппарата». Вместо этого летные суда будут называться единым именем «беспилотное воздушное судно» (БВС). Само понятие, однако, в Федеральные правила использования воздушного пространства не включено, но термин в тексте документа используется. А вот в пункте 49 «полеты беспилотных летательных аппаратов», согласно новому закону, заменяются словами “полеты беспилотных воздушных судов (за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг)”. Здесь же отмечено, что пользователям квадрокоптеров больше не придется получать разрешение у органов местного самоуправления на полеты над территориями населенных пунктов БВС с максимальной взлетной массой менее 250 граммов.

Также вносится уточненная формулировка в понятие “воздушные суда”. Каждый пункт, где присутствует данный термин, дополняется словом “пилотируемые”.

Постановление Правительства РФ от 03.02.20 № 74 “О внесении изменений в Федеральные правила использования воздушного пространства РФ”

Кроме того, более четко сформулировано понятие “визуального полета беспилотного воздушного судна — полет беспилотного воздушного судна, в ходе которого его внешний пилот поддерживает непосредственный бесприборный визуальный контакт с этим воздушным судном”.

Кто может зарегистрировать беспилотник?

Все лица старше 14 лет могут пройти процедуру получения регистрационного знака для беспилотника. Также человек должен быть гражданином РФ или иметь законное основание нахождения в России.

Дети младше 14 лет не имеют права управлять беспилотниками, относящимися ко второй и третьей категории, то есть весом более 250 грамм.

Иностранные граждане должны регистрировать свои квадрокоптеры так же, как и граждане РФ. Стоит отметить, что беспилотики, временно ввозимые на территорию России иностранцами для участия в спортивных соревнованиях не нужно регистрировать. Однако, если иностранные спортсмены планируют летать вне соревнований, регистрация обязательна.

А если я хочу зарабатывать на фото- и видеосъемке?

Коммерческой деятельностью в гражданской авиации могут заниматься лица, наделенные соответствующим правом, — эксплуатанты гражданских воздушных судов. Этот документ выдает Росавиация.

Эксплуатантами, согласно Воздушному кодексу, могут быть только юрлица или индивидуальные предприниматели (ИП). Если вы как физлицо оказываете платную услугу — это незаконно.

Чтобы получить сертификат эксплуатанта, нужно:

  • свидетельство о государственной регистрации/учете беспилотного воздушного судна (БВС);
  • руководство по производству полетов (РПП);
  • полис страхования гражданской ответственности;
  • сертификат летной годности;
  • свидетельство о квалификации внешнего пилота/пилотов.

И также нужно разрешение Генштаба России, штаба округа, УФСБ на аэрофотосъемку и контрольные просмотры. Чтобы получить разрешения в этих ведомствах могут понадобиться лицензии для геодезических и и картографических работ и лицензии для работ, которые связаны с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Действующее регулирование

Как уже указывалось выше, законодательное регулирование вопросов приобретения и использования гражданских беспилотных летательных аппаратов различается в зависимости от максимальной взлетной массы таких летательных аппаратов.

Беспилотные летательные аппараты с максимальной взлетной массой до 250 граммов не требуется регистрировать или ставить на учет. Однако на такие аппараты все равно распространяются правила, касающиеся использования воздушного пространства и безопасного проведения полетов.

Беспилотные летательные аппараты с максимальной взлетной массой свыше 30 килограммов подлежат государственной регистрации, как и пилотируемые летательные аппараты. Кроме того, на беспилотные летательные аппараты данной категории распространяются требования:

  • об обязательном получении сертификата летной годности (ст. 36 Воздушного кодекса РФ);

  • о необходимости получения лицами, обслуживающими летательный аппарат и управляющими им, летных свидетельств (ст. 53 и 57 Воздушного кодекса РФ).

Кроме того, поскольку в соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимому имуществу относятся в том числе подлежащие государственной регистрации воздушные суда, права на беспилотные воздушные суда массой свыше 30 килограммов и переход таких прав подлежат государственной регистрации отдельно.

В отношении беспилотных летательных аппаратов с максимальной взлетной массой менее 30 килограммов подлежат применению другие, более простые правила.

Так, беспилотники с максимальной взлетной массой от 250 граммов до 30 килограммов подлежат государственному учету с 27 сентября 2019 г.

При этом следует отметить, что в соответствии со ст. 11 Воздушного кодекса РФ использованием воздушного пространства является деятельность, связанная в том числе с перемещением в воздушном пространстве материальных объектов. Каких-либо исключений из данного правила не установлено, соответственно, использование гражданских беспилотных летательных аппаратов вне зависимости от их категории является использованием воздушного пространства и требует соблюдения установленных правил такого использования. Данный вывод подтверждается и позицией Росавиации(см. письмо Росавиации от 14.06.2017 № Исх-13154/02 «Информация по безопасности полетов № 7»), и, как будет указано далее, судебной практикой. То есть любые беспилотники, даже игрушечные радиоуправляемые модели и иные летательные аппараты с максимальной взлетной массой менее 250 граммов, могут совершать полеты только в соответствии с утвержденным порядком использования воздушного пространства.

Порядок использования воздушного пространства подробно регламентирован специальным нормативно-правовым актом — Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 (далее — Правила № 138).

В силу п. 52 Правил № 138 использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом любой категории вне зависимости от класса воздушного пространства осуществляется на основании разрешения на использование воздушного пространства и утвержденного плана полета воздушного судна. Разрешения на совершение полетов выдаются подразделениями ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации». Подразделение, в которое необходимо подавать заявку, определяется на основании места совершения полета и его протяженности.

Следует также учитывать, что если полет будет осуществляться над населенным пунктом, то, помимо общего разрешения на совершение полетов, в силу п. 49 Правил № 138 следует получить дополнительное разрешение у соответствующего органа местного самоуправления, а в случае полетов над городом федерального значения — у соответствующих органов исполнительной власти субъекта РФ. В некоторых населенных пунктах полеты могут быть вообще запрещены полностью или над определенной территорией. Например, в Москве в пределах внутренней границы МКАД полеты воздушных судов, в том числе гражданских беспилотников, запрещены полностью (приказ Минтранса России от 17.12.2018 № 451 «Об установлении запретных зон»).

План полета составляется владельцем беспилотного летательного аппарата и подается вместе с заявлением на получение разрешения на использование воздушного пространства.

Для совершения полетов также необходимо соблюдать иные требования Правил № 138, в том числе назначить командира воздушного судна, получить сертификат эксплуатанта (для проведения авиационных работ, например, аэросъемки), согласовать и соблюдать временные режимы и т.п.

Кроме того, следует также отметить необходимость соблюдения и требований непосредственно Воздушного кодекса, установленных в отношении всех воздушных судов — например, требования об обязательном страховании ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами, установленного ст. 131 Воздушного кодекса РФ.

Ответственность за использование беспилотников

Постановление Правительства так же регулирует правила эксплуатации БПЛА.

Владелец несет ответственность «за предотвращение столкновений беспилотного воздушного судна с пилотируемыми воздушными судами и другими материальными объектами в воздухе, а также столкновений с препятствиями на земле».

В соответствии с этим требованием сотрудникам МВД, ФСО, ФСБ и Росгвардии дано право пресекать несанкционированное использование беспилотных воздушных судов (БВС), в том числе уничтожая их.

При любых обстоятельствах силовики имеют право с помощью идентификации личности по регистрационным номерам связаться с пилотом для изменения траектории или посадки беспилотника.

При невозможности связаться с владельцем силовики могут имеющимися средствами менять траекторию полета беспилотника без его повреждения.

Если беспилотник создает угрозу для жизни и здоровья граждан или безопасности стратегических или важных объектов инфраструктуры, его полет может быть сотрудниками правоохранительных органов принудительно пресечен.

Утеря или кража дрона. Что делать?

Если у вас украли ваш БПЛА или вы его потеряли, разбили, он окончательно вышел из строя и вы не планируете его ремонтировать, нужно оповестить об этом регистрирующий орган, составив ещё одно заявление. В нём должен быть указан:

  1. Номерной знак дрона
  2. Основание, на котором вносятся изменения в регистрационные данные в базе (утеря, хищение, уничтожение, утилизация…)

Если кто-то попробует зарегистрировать украденный коптер, ему будет отказано, а владелец получит оповещение с данными об этом человеке. Процедура в данный момент не утверждена, поэтому могут быть изменения в порядке фиксации краденных летательных аппаратов.

Нанесите полученные номера на коптер

Полученный номер необходимо наклеить или нарисовать на хорошо видных местах на корпусе дрона.

Если дрон весит менее 1,5 кг, то номер должен быть на 3 элементах, если дрон тяжелее 1,5 кг – на 5.

На дроне самолетного типа номера клеятся на верхней и нижней поверхности крыла, на боковых поверхностях фюзеляжа, верхней и нижней поверхности стабилизатора, киле.

На мультироторном дроне наклейки должны быть в том числе на лучах крепления двигателей, обтекателях и других элементах корпуса.

Номер должен выделяться на дроне и быть контрастным, если номер наносится краской, то краска должна быть водостойкой, если наклейка, то прочная. На маленьких деталях можно сделать гравировку. Номер должен быть написан шрифтом без курсива и засечек размером не менее 5 мм

Заполните заявление на регистрацию дрона

Если у вас несколько одинаковых дронов, можно подать одно заявление, в котором перечисляете все дроны и их серийные номера. Если несколько дронов разных моделей – пишите заявление на каждый дрон в отдельности.

Бланки заявлений можно скачать на официальном сайте РОСАВИАЦИИ:

  1. Заявление о постановке БВС на учет (для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем)
  2. Заявление о постановке БВС на учет (для юридического лица).
  3. Заявление о постановке БВС на учет (для индивидуального предпринимателя).

Как подтвердить регистрацию

В ответ на заявление Росавиация пришлет уведомление о постановке на учет или отказе. Это должно произойти в течение примерно трех недель: 10 рабочих дней отводится на рассмотрение, 3 дня на отправку, плюс срок на доставку документов.

Если будет отказ, должны объяснить причины. То есть какой-то документ придет в любом случае: если вы отправили заявление, а в ответ тишина — что-то не так. Обязательно храните документы, которые подтвердят, что письмо вы отправляли.

В уведомлении будет указан учетный номер. Его нужно нанести на беспилотник прежде, чем тот начнет летать.

Правила полётов

Все полёты на дронах весом свыше 250 грамм должны подчиняться правилам полетов малой авиации. Это позволяет летать на высоте до 1,5 километров.

Дальность полётов не ограничена, но только если маршрут полёта не пересекается с диспетчерскими зонами, аэродромами, зонами, ограничивающими полёты, специальными зонами, местами проведения мероприятий.

Штрафы за использование беспилотников

Если владелец беспилотника не соблюдает правила использования воздушного пространства, его могут оштрафовать. С 26 июля 2019 года штрафы для физлиц выросли в десять раз. А если при полетах без разрешения кому-то причинен тяжкий вред, могут и посадить.

Новые суммы штрафов для владельцев беспилотников

Физлица Должностные лица Юрлица
Правила полетов нарушены, но есть право на запуск беспилотника 20 000—50 000 Р 100 000—150 000 Р 250 000—300 000 Р
Правила нарушены, и при этом нет права запускать беспилотник 30 000—50 000 Р 50 000—100 000 Р 300 000—500 000 Р
Правила нарушены, нет права запускать беспилотник
Физлица
20 000—50 000 Р
Должностные лица
100 000—150 000 Р
Юрлица
250 000—300 000 Р
Правила нарушены, нет права запускать беспилотник
Физлица
30 000—50 000 Р
Должностные лица
50 000—100 000 Р
Юрлица
300 000—500 000 Р

Неочевидные изменения в полетах

Главное изменение в реальной жизни дроноводов: вне больших мероприятий можно летать совершенно спокойно, законно и без боязни полиции/штрафов.

Если закопаться глубже, станет понятно – теперь владельцам дронов летать без документов: поскольку не требуется разрешение, проверка полета и соответствующих документов не имеет законных оснований.

Это означит, что незарегистрированные летательные аппараты хотя и не получили законного основания для эксплуатации, но могут эксплуатироваться. Сбивать их при соблюдении правил полетов оснований у полиции нет, а появление на краю зоны отслеживания радаров не станет поводом для выезда наряда.

В особенности это окажется важным для разработчиков и создателей собственных аппаратов/модификаций. Опять таки, формально, регистрацию как и раньше требуется получать на каждый корпус и при каждой замене значимых узлов.

Но по крайней мере теперь комплектацию никто не будет проверять. Главное правильно выбрать место и не подниматься слишком высоко.

Все же, именно получение разрешения от муниципальных регуляторов составляло наибольшую проблему. Многие представители власти просто не считали нужным отвечать ввиду личного негативного отношения или других причин.

Как снять с учета или перерегистрировать беспилотник?

При покупке квадрокоптера или другого беспилотника с рук прежний владелец обязан снять БПЛА с учета. Новый владелец должен зарегистрировать дрон на свое имя.

Для этого (при смене владельца беспилотного воздушного судна) необходимо направить в Росавиацию заявление по специальной форме, которую заполняют оба владельца, указывая:

1. Учетный номер беспилотного воздушного судна;
2. Сведения о новом владельце беспилотного воздушного судна;
3. Причины изменения сведений о владельце беспилотного воздушного судна с приложением основания (чек, договор дарения и прочее);
4. Дата изменения сведений о владельце беспилотного воздушного судна, то есть передачи беспилотника.

На основе этих данных будет сформирована учетная запись, где отразят сведения о беспилотнике и его владельце. Отказать могут в случае неправильно заполненного заявления или отсутствия фотографии дрона.

Получение разрешения на полёт

Однако, зарегистрированный дрон нельзя эксплуатировать просто так. Владелец должен получить лицензию. Ее выдает местная администрация. Нужно также согласовать время старта и маршрут в Росавиации или ФСБ. Чтобы это сделать, следует предоставить план полета и маршрут, указать место старта и приземления. Обязательно указывается и время.

За два часа до старта владелец дрона должен связаться с диспетчером ближайшего аэропорта. Эта связь должна быть обеспечена в течение всего времени от момента взлета и до приземления. Если полет БПЛА будет проводиться в городской черте, то для этого предусмотрено отдельное согласование. При этом надо помнить о некоторых ограничениях. К примеру, в Москве выполнить полет не удастся, поскольку в пределах МКАД такие полеты запрещаются. Существуют запреты на полеты беспилотников и над территориями, являющимися закрытыми. Это, в том числе, военные городки и территорию, где имеется спецрежим.

При нарушении существующих правил, владелец может лишиться своего дрона. Чтобы это не произошло, он должен помнить, что:

  • запускать квадрокоптер в городской черте следует так, чтобы была обеспечена безопасность граждан, так что старт желательно производить с крыш домов, а лучше за городской чертой, перемещая его после этого в сторону населенного пункта;
  • нельзя запускать дроны над объектами, являющимися режимными, или имеющими стратегическое значение, а также над воинскими частями, аэропортами, полигонами. Делать это могут только предприятия, имеющие лицензию на государственную тайну, оказывая услуги по топографической или геодезической съемке, в соответствии с имеющимся у них контрактом;
  • желательно, чтобы беспилотник не поднимался на высоту, превышающую 150 метров.

Знаю, что есть курсы операторов беспилотника. Если я пройду их, мне выдадут разрешающие документы на запуски?

Эти свидетельства выдаются Росавиацией по итогам проверки после прохождения обучения внешнего пилота в специализированных авиационных учебных центрах (АУЦ).

Свидетельство пилота требуется только для «тяжелых» беспилотников — весом больше 30 кг. Но для того, чтобы заниматься коммерческой деятельностью или делать фото- и видеосъемку, его недостаточно, как следует из перечня документов выше.

В какие сроки необходимо получить регистрацию

Зарегистрировать летательный аппарат необходимо в течение 10 дней после покупки или ввоза на территорию РФ. Тем, у кого беспилотники уже есть, дается месяц со дня вступления правил в силу на оформление всех процедур.

Исключение будут составлять только дроны, которые ввозятся в страну иностранцами для съемок или участия в спортивных мероприятиях.

Безопасность

Кроме того, что вы обязаны пройти ряд процедур по регистрации беспилотника и согласовать время, место и длительность полётов, у вас есть обязанность соблюдать правила полётов.

Пилот отвечает за предотвращение столкновений с другими летательными аппаратами и прочими препятствиями, имеющими материальную стоимость.

Имея это ввиду, стоит понимать, что сотрудники МВД, ФСО, ФСБ и Росгвардии имеют полное право предотвращать нарушения, уничтожая дроны.

В случае, если дрон нарушает границы воздушного пространства, угрожает жизни или здоровью граждан или же безопасности важных объектов инфраструктуры, полёт будет остановлен любыми способами.

Я буду запускать дрон над своим дачным участком. Тоже нужно получать все разрешения?

Для таких запусков установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства (согласно Федеральным правилам использования воздушного пространства). Устанавливается особый режим: «местный» или «временный». Это означает временное закрытие части воздушного пространства для всех остальных пользователей в интересах владельца дрона, который запросил разрешение на полеты.

Заявку и план полета нужно подавать за три-пять дней в органы Единой системы ОРВД.

Разрешение на аэрофотосъемку тоже необходимо получать, это требование действует независимо от территории полетов.

Как нанести регистрационный номер на корпус дрона?

Полученный регистрационный номер нужно нанести на корпус устройства до того, как на нём будут совершаться вылеты. Требования говорят о том, что для дронов, общей массой до 1,5 кг номер должен наноситься на корпус трижды в разных местах. Если ваш коптер весит более полутора килограмм, то придётся сделать пять номерных знаков.

Особых требований для нанесения номера нет. Вы можете написать его краской, маркером или выгравировать. Важным условием является соблюдение читаемости номера, то есть он должен быть написан контрастным цветом относительно расцветки корпуса, цифры должны быть не менее 5 миллиметров в высоту и надпись не должна смываться и оставаться целостной при попадании дрона в воду или при разрушении. Шрифт не должен быть наклонный, он не должен содержать засечки или какие-либо декоративные элементы.

Сфотографируйте свой дрон

Фотография БВС должна быть цветной на светлом однотонном фоне. Размер БВС, изображенного на фото, должен занимать не менее 70% от общего размера снимка и содержать изображение всех элементов конструкции БВС. Ракурс съемки, должен обеспечивать отображение всей видимой площади БВС, позволяющий провести его идентификацию.

Снятие с учёта и перерегистрация

Если вы решили продать дрона, вам обязательно нужно снять его с регистрации на своё имя и поставить на регистрацию на имя нового владельца.

Если меняется владелец квадрокоптера, нужно составить заявление от имени обоих участников передачи собственности. В этом заявлении должно быть указано следующее:

  1. Присвоенный ранее номер беспилотного аппарата
  2. Информация о новом владельце
  3. Причина, по которой меняется владелец с приложенным доказательством передачи имущества. Это может быть чек, дарственный договор, и прочие документы
  4. Дата, когда коптер был передан новому владельцу

Эти данные будут присвоены старому регистрационному номеру. Также можно получить отказ в регистрации, если вы не приложите фотографию квадрокоптера или неправильно заполните заявление.

Алгоритм полета с учетом поправок

В общем случае любой полет сводится к выполнению следующего алгоритма.

1. Выбираем регион и приблизительную зону полетов.
2. Открываем карту полетных зон. Проверяем, можно ли летать в выбранной зоне и при необходимости выбираем иную.
3. Проверяем полетные планы других квадрокоптеров, самолетов.
4. Если зона является запрещенной, подаем заявку на разрешение полета в местные органы самоуправления в свободной форме с указанием точного времени и места полета, а так же регистрационных данных летательного аппарата.
5. Если место и время свободно, подаем в региональный диспетчерский пункт план полета в свободной форме.
6. Летаем, не забывая о правилах полетов.

Текущие изменения разрешают летать на удалении от запрещенных зон без выполнения пункта 4.

Напомним, что подать план полета в свободной форме не составляет труда: его можно направить в диспетчерскую службу письмом за сутки до полета (фактически при данных поправках к законодательству — за пару часов).

Где и как можно летать?

На данный момент полеты беспилотников подчиняются общим правилам полетов малой авиации, в том числе и при выполнении различных воздушных работ.

Таким образом, беспилотники имеют право подниматься на высоту до 1,5 километров без ограничения дальности полета в тех случаях.

Но только в тех случаях, когда полеты проходят вне диспетчерских зон, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, мест проведения публичных мероприятий и официальных спортивных мероприятий, а также на удалении не менее 5 км от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.

В прочих случаях требуется согласование полетов.

Вернемся к полису страхования. На какую сумму мне, как владельцу дрона, нужно страховать свою ответственность?

Минимальный размер страховой суммы — это два минимальных размера оплаты труда (МРОТ) в час на момент страхования (сейчас МРОТ за часовую работу составляет 100 рублей) за килограмм максимальной взлетной массы.

Пятикилограммовый беспилотник достаточно застраховать на 1 тыс. рублей, чтобы формально исполнить требование. Но ущерб, который может причинить даже небольшой дрон, например, при падении на автомобиль, гораздо больше.

Минтранс России предложил внести изменение в Воздушный кодекс РФ по минимальной страховой сумме для дронов — установить ее в размере 30 тыс. рублей для всех «легких» беспилотников (до 30 кг) и увеличивать на 1 тыс. рублей за каждый килограмм сверх этой массы. Законопроект внесен в правительство РФ.

Страховать гражданскую ответственность на случай причинения вреда третьим лицам при эксплуатации воздушных судов обязаны все их владельцы и/или эксплуатанты при выполнении ими полетов и/или авиационных работ (ст. 131, 135 Воздушного кодекса РФ).

Как согласовать полет

Так как беспилотники — официальные участники воздушного пространства, любой полет необходимо согласовывать в территориальном отделении Госкорпорации по организации воздушного движения в Российской Федерации.

Заявка подается в произвольной форме за 5 дней до полета и обязана включать в себя план полета, разрешение на полет местного органа самоуправления (городской или поселковой администрации).

Полеты рядом с регулируемыми аэропортами требуют письменного заявления в диспетчерскую службу, которое направляется по электронной почте. По факту все согласовывается за считанные часы.

Источники

  • https://www.iphones.ru/iNotes/v-rossii-kvadrokopteram-razreshili-letat-bez-dokumentov-razbiraemsya-chto-proizoshlo-02-07-2020
  • https://fsb9.ru/informatsiya/registratsiya-kvadrokopterov-v-fsb-ili-rosaviatsii.html
  • https://www.eg-online.ru/article/401784/
  • https://photar.ru/kak-zaregistrirovat-dron-i-za-chto-mogut-oshtrafovat-pilotov-kvadrokopterov/
  • https://www.djimsk.ru/guides/2020/02/10/v-rossii-vneseny-popravki-v-zakon-o-bpla/
  • https://tass.ru/obschestvo/6376723
  • https://www.iphones.ru/iNotes/kak-zaregistrirovat-kvadrokopter-eto-nuzhno-sdelat-pryamo-seychas-09-27-2019
  • https://yuneecrussia.ru/kak-zaregistrirovat-bespilotnik/
  • https://journal.tinkoff.ru/news/bespilotnik/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Cardmoscow
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

error: