Срочный контракт на госслужбе: понятие, условия, продолжительность испытания

Содержание

Что из перечисленного не является существенным условием служебного контракта?

· дата начала исполнения должностных обязанностей

· права и обязанности представителя нанимателя

· адрес, по которому будет располагаться рабочее место

· нахождение должности, замещаемой гражданским служащим, в перечне должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих

425. Служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы, увольняется с гражданской службы и с его согласия включается в кадровый резерв в связи с: (выберите наиболее полный и правильный вариант ответа):

· В связи с избранием или назначением гражданского служащего на выборную должность в государственный орган, избранием его на выборную должность в орган местного самоуправления либо избранием его на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе

· В связи с избранием гражданского служащего на выборную должность в государственный орган, избранием его на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе

· В связи с избранием или назначением гражданского служащего на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», на муниципальную должность либо избранием гражданского служащего на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе

· В связи с избранием или назначением гражданского служащего на государственную должность Российской Федерации или муниципальную должность либо избранием гражданского служащего на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе

426. Об изменении существенных условий служебного контракта государственный гражданский служащий должен быть письменно уведомлен представителем нанимателя в срок:

· Не позднее чем за месяц до их введения

· Не позднее чем за две недели до их введения

· Не позднее чем за два месяца до их введения

· Изменение существенных условий служебного контракта допускается не ранее 1 января года, следующего за годом, в котором принято решение о внесении таких изменений

427. Перевод гражданского служащего на иную должность государственной гражданской службы:

· допускается с письменного согласия гражданского служащего

· допускается с устного согласия гражданского служащего

· допускается по решению представителя нанимателя

428. В установленных законом случаях представитель нанимателя имеет право переводить гражданского служащего на не обусловленную служебным контрактом должность государственной гражданской службы в том же государственном органе:

· на срок до одного месяца

429. Переводом на иную должность государственной гражданской службы НЕ является и НЕ требует согласия государственного гражданского служащего:

· Назначение на иную должность государственной гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных должностным регламентом

· Назначение на равнозначную должность государственной гражданской службы, с незначительным изменением должностных обязанностей, установленных служебным контрактом

· Перемещение на иную должность государственной гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом

· Назначение на вышестоящую должность государственной гражданской службы при переезде государственного органа в другую местность

430. Перевод государственного гражданского служащего на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы в том же государственном органе НЕ допускается для:

· Предотвращения несчастных случаев

· Предотвращения или устранения последствий стихийного бедствия

· Предотвращения уничтожения или порчи личного имущества гражданских служащих

· Для замещения временно отсутствующего гражданского служащего

431. Продолжительность перевода для замещения временно отсутствующего гражданского служащего по решению представителя нанимателя не может превышать в течение календарного года:

· Продолжительность перевода законодательством не ограничивается

Может ли государственный гражданский служащий быть переведен на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы для устранения последствий стихийного бедствия (выберите наиболее полный и правильный ответ)?

· Может по решению представителя нанимателя на срок до одного месяца в том же государственном органе с оплатой труда по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже установленного ранее размера оплаты труда, в том числе противопоказанную ему по состоянию здоровья

· Может по решению представителя нанимателя и с предварительного письменного согласия государственного гражданского служащего на срок до одного месяца в том же государственном органе с оплатой труда по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже установленного ранее размера оплаты труда, в том числе противопоказанную ему по состоянию здоровья

· Может по решению представителя нанимателя на срок до одного месяца в том же государственном органе с оплатой труда по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже установленного ранее размера оплаты труда, за исключением противопоказанной ему по состоянию здоровья

433. При сокращении должностей государственной гражданской службы служебные отношения с сокращаемым гражданским служащим могут быть продолжены в случае:

· направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации

· перемещения на должность, не относящуюся к должностям государственной гражданской службы в том же органе власти

· увольнения его с государственной гражданской службы по согласию сторон

· отстранения его от должности

434. Должность государственной гражданской службы в порядке ротации гражданских служащих замещается на срок:

· от года до трех лет

· от трех до пяти лет

· от двух до трех лет

435. Отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом:

· является основанием перемещения на должность, не относящуюся к должностям государственной гражданской службы в том же органе власти

· является основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с государственной гражданской службы

· является основанием отстранения от замещаемой должности государственной гражданской службы

· является основанием приостановки действия служебного контракта

436. Выберите наиболее правильный вариант определения понятия «индивидуальный служебный спор»:

· Неурегулированные разногласия между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, по вопросам применения федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

· Неурегулированные разногласия между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе

· Неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров

· Разногласия между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта

Может ли гражданский служащий обратиться в суд с заявлением о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы минуя комиссию по служебным спорам в случае расторжения служебного контракта по инициативе гражданского служащего?

· Может, при условии, что он обратился в суд в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки

· Может при условии, что со дня увольнения истекло не более трех месяцев

· Может при любых условиях

438. Индивидуальные служебные споры рассматриваются:

· комиссией по урегулированию конфликта интересов и требований к служебному поведению

· комиссией государственного органа по служебным спорам или судом

· только в судебном порядке

439. Гражданский служащий либо гражданин, поступающий на гражданскую службу или ранее состоявший на гражданской службе, может обратиться в комиссию по служебным спорам в течение:

· Месяца со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права

· Трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права

· Шести месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права

· Одного года со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права

440. Комиссия по служебным спорам обязана рассмотреть служебный спор в течение:

· Пяти рабочих дней со дня подачи письменного заявления

· Семи календарных дней со дня подачи письменного заявления

· Десяти календарных дней со дня подачи письменного заявления

· Одного месяца со дня подачи письменного заявления

441. Разрешается ли гражданскому служащему прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора:

· разрешается с согласия руководителя структурного подразделения

· это является обязанностью гражданского служащего

Должности государственной службы

Прежде чем перейти к подробному рассмотрению гражданского контракта (ГК), для начала стоит разобраться, какие должности относятся к данной категории служащих, а также в некоторых подробностях их деятельности.

Граждане, выполняющие профессиональную деятельность на должностях организаций, имеющих полномочия государственных органов федерального или регионального значения, а также занимающие государственные посты, относятся к категории служащих. 

Государственные служащие подразделяются по нескольким критериям, от которых зависит, какой контракт будет с ними заключен и на какой период

Существует два подразделения государственных служащих.

  1. Должности федерального значения, их перечень утверждается Президентом РФ. Эта категория лиц работает на государственных постах РФ.
  2. Должности в службах регионального значения РФ, утверждаются на уровне субъектов страны. Лица, относящиеся к этой категории, обеспечивают качественную работу органов государственных служб РФ в регионах.

Кроме того, служащие госслужб подразделяются на четыре категории и пять групп.

Законодательство РФ выделяет следующие четыре категории служащих.

Должности служащих Вид служебного контракта по времени исполнения профессиональных обязанностей
Руководящие работники государственных органов, а также их подразделений, и их заместители Эта категория служащих может быть назначена вышестоящим руководством на конкретный срок или же на неопределенный период
Помощники или советники руководящих лиц С этой категорией работников оформляется срочный контракт, то есть, они выполняют свои обязанности, работая с конкретным руководителем, а при его увольнении уходят вместе с ним
Специалисты — лица, обеспечивающие качественную работу государственным органам Срок контракта специалистов не ограничивается по срокам, на службу принимаются, как правило, на конкурсной основе
Обеспечивающие специалисты. Их функциональные обязанности относятся к организационной, информационной, документационной, финансово-хозяйственной, а также хозяйственной сфере деятельности в государственных органах. В отличие от специалистов, они занимаются решением вспомогательных задач. Служебный контракт с ними заключается на общих основаниях и не ограничивается по срокам, если они устраиваются на свободную, а не на замещаемую должность

Распределение по группам осуществляется по принципу младшая-высшая. Каждая из них должна соответствовать определенным условиям и призвана выполнять установленные для них функции.

Группы должностей государственных служащих Категории должностей государственных служащих
Высшая группа Руководители, помощники, специалисты
Главная группа Специалисты и обеспечивающие специалисты
Ведущая группа Руководители, помощники, специалисты и обеспечивающие специалисты
Старшая группа Специалисты и обеспечивающие специалисты
Младшая группа Обеспечивающие специалисты

Требования к минимальному уровню профессионального образования, а также к стажу работников.

Категории и группы должностей государственных гражданских служащих Категории должностей Требования к образованию и наличию минимального стажа работы
Высшая группа Руководители, помощники (советники), специалисты Высшее образование, специалитет, магистратура. Стаж не менее четырех лет государственной службы, работы по специальности
Главная группа Специалисты и обеспечивающие специалисты Высшее образование, бакалавриат. Стаж не менее двух лет государственной службы, работы по специальности
Ведущая группа Руководители, их советники, специалисты, обеспечивающие специалисты Высшее образование, бакалавриат. Без предъявления к стажу
Старшая группа Специалисты, обеспечивающие специалисты Для специалистов высшее образование, для обеспечивающих специалистов среднее- специальное образование. Без предъявления к стажу
Младшая группа Обеспечивающие специалисты Среднее-специальное образование. Без предъявления к стажу
 

Для работы госслужащим нужны определенные стаж, образование

Здесь нужно уточнить, что минимальный стаж для поступления на конкретную должность регламентируется региональными законами, с ориентированием на УП РФ №16 от 16.01.2017 года с редакцией от 12.10.2017 года

Госслужба на условиях срочного служебного контракта: законодательные нормы

Замещение госслужащих, временно отсутствующих на рабочем месте в связи с декретным отпуском, длительной болезнью, прочими причинами, а также в порядке ротации, осуществляется путем привлечения к работе другого сотрудника и заключения с ним срочного трудового договора.

Порядок заключения срочного служебного контракта госслужбы и условия его расторжения – в таблице ниже:

№ п/п

Срочный служебный контракт
Основания для заключения Срок действия

Порядок расторжения

1

Выполнение определенного задания Срок выполнения задания, определенного контрактом Контракт прекращает действие после выполнения госслужащим определенного задания, после чего сотрудник увольняется с госслужбы
2 Замещение временно отсутствующего сотрудника Период отсутствия сотрудника, на должность которого принят госслужащий

Контракт расторгается по факту выхода на работу основного сотрудника

3

Ротация (перевод госслужащего на другую должность в целях повышения эффективности госслужбы и противодействия коррупции) От 3-х до 5-ти лет

Прекращение срока действия срочного служебного контракта

На основании п. 1 ст. 35 закона №79-ФЗ «О гражданской службе», при расторжении срочного служебного контракта госслужащий должен быть уведомлен не менее чем за 7 дней до дня освобождения от госдолжности.

Виды изменений

Прежде всего отметим, что в отличие от Трудового кодекса, в ст. 72 которого говорится, что изменение условий трудового договора допускается только по соглашению сторон, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом, в ч. 5 ст. 24 Закона №79‑ФЗ установлено, что условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме. Тем не менее, согласно ст. 29 Закона №79‑ФЗ все же допускается изменение существенных условий служебного контракта по инициативе работодателя.

Один из видов изменений условий служебного контракта по соглашению сторон – перевод служащего на иную должность гражданской службы. Перевод может быть временным или постоянным. Причем если постоянный перевод служащего допускается только с его согласия, то временный возможен и без такового, то есть по инициативе представителя нанимателя, в случаях, установленных ст. 30 Закона №79‑ФЗ.

Под переводом гражданского служащего на иную должность понимается изменение его должностных обязанностей, указанных в служебном контракте и должностном регламенте.

Насчет перевода стоит также отметить, что понятие перевода на гражданской службе несколько отличается от перевода в соответствии с Трудовым кодексом. Так, если переводом в силу трудового законодательства, кроме изменения трудовых обязанностей, будет считаться изменение структурного подразделения, в котором работник выполняет свои обязанности (если оно было указано в трудовом договоре), то изменение структурного подразделения для гражданского служащего не будет переводом, если его должностные обязанности при этом не изменились.

Обратите внимание

Под переводом гражданского служащего понимается перевод на иную должность гражданской службы с изменением должностных обязанностей в том же или другом государственном органе, либо перевод в другую местность вместе с государственным органом. Не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия служащего перемещение его на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом (ст. 28 Закона №79‑ФЗ).

Своеобразным переводом можно назвать и ротацию служащих. Но при ротации действие служебного контракта по занимаемой должности прекращается, служащий назначается на другую должность в другой государственный орган и с ним заключается новый служебный контракт.

Что касается остальных условий служебного контракта, как уже было сказано, они могут изменяться по соглашению сторон в силу ст. 24 Закона №79‑ФЗ или по инициативе представителя нанимателя в силу ст. 29 Закона №79‑ФЗ. При этом по соглашению сторон могут изменяться и существенные, и дополнительные условия контракта, а по инициативе представителя нанимателя в силу ст. 29 Закона №79‑ФЗ – только существенные (за исключением должностных обязанностей).

Говоря об изменениях условий служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, также можно отметить некоторые отличия от изменений условий трудового договора по инициативе работодателя. Так, в ст. 74 ТК РФ указывается причина, по которой работодатель может изменить условия трудового договора в одностороннем порядке, – это изменение организационных или технологических условий труда. А в ст. 29 Закона №79‑ФЗ причины, по которым условия контракта могут изменяться, не названы вообще. Предполагается, что для гражданских служащих они аналогичны ст. 74 ТК РФ, то есть обусловлены изменением организационных или технологических условий труда.

Как продлить срочный контракт со служащим предельного возраста?

Существуют некоторые особенности продления срочного контракта с работниками ряда категорий. Например, с лицами, достигшими предельного возраста пребывания на службе.

Напомним, что предельный возраст пребывания на гражданской службе – 65 лет в силу ч. 1 ст. 25.1 Закона № 79-ФЗ. По общему правилу при достижении этого возраста служебный контракт прекращает действовать, служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы. Однако для отдельных категорий служащих в соответствии с ч. 1 ст. 25.1 Закона № 79-ФЗ срок гражданской службы может продлеваться и после достижения этого возраста решением представителем нанимателя и с согласия самого служащего.

Кроме этого, по достижении служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина он может продолжить работу в государственном органе на условиях срочного трудового договора на должности, не являющейся должностью гражданской службы (ч. 2 ст. 25.1 Закона № 79-ФЗ).

К сведению: с 01.01.2017 срочные служебные контракты, заключенные на эту дату в соответствии с п. 6.1 ч. 4 ст. 25 Закона № 79-ФЗ с гражданскими служащими в возрасте до 65 лет, должны считаться заключенными на неопределенный срок (Письмо Минтруда РФ от 28.02.2017 № 18-4/В-98).

Существенные условия контракта

Основными законодательными актами выступает Закон № 79-ФЗ, Указ Президента РФ от 16 февраля 2005 г. № 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации». Договор в обязательном порядке должен содержать следующие разделы:

  1. Общие положения, где указывается, с кем заключается договор, на какую должность.
  2. Права, обязанности сторон.
  3. Условия денежного вознаграждения: размер оклада, надбавки, поощрения, отпускные, материальная помощь.
  4. Служебное время, отдых. Указывается нормальная продолжительность служебного времени, сокращенная, ненормированный служебный день, продолжительность основного отпуска, дополнительного.
  5. Срок действия контракта.
  6. Льготы, основные, дополнительные гарантии.
  7. Испытательный срок.

Изменения существенных условий договора возможны. Служащего об этом уведомляют за 2 месяца до внесения поправок. Оформляются в письменном виде, подписываются сторонами.

Какие документы нужны для заключения контракта

Документы для трудоустройства на госслужбу

Чтобы поступить на государственную службу, гражданин обязан подготовить стандартный пакет документов, которые в дальнейшем предъявляются нанимателю. Как правило, документы должны предоставляться в оригинале (при необходимости уже непосредственно на месте с них снимаются копии и делается соответствующее заверение).

В перечень необходимых документов входят:

  1. Собственноручно написанное заявление, в котором гражданин просит зачислить его на конкретную должность государственной службы с обозначением периода такой работы.
  2. Заполненную лично с собственной подписью анкету по установленной форме.
  3. Паспортный документ.
  4. Трудовую книжку (исключение составляют случаи, когда гражданин поступает на работу впервые и до этого времени трудовой книжки у него еще не было).
  5. Имеющееся у работника страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (исключения также для лиц, поступающих на службу первый раз сразу после учебы).
  6. Документ, подтверждающий, что гражданин стоит на учете в налоговых органах России по месту его фактической регистрации.
  7. Документы воинского учета. Касается исключительно военнообязанных лиц, которые должны призываться на воинскую службу.
  8. Информацию относительно получаемых доходов, имеющегося имущества и обязательств, которые с этим связаны в порядке, предусмотренном законодательством.

Помните, наниматель имеет право требовать только те документы, которые прямо предусмотрены в законе. При этом в зависимости от характера и условий прохождения гражданской службы, федеральными законами описанный выше перечень может дополняться, но базовый набор остается неизменным.

Отсутствие полного пакета документов является формальным поводом отказа в удовлетворении просьбы гражданина принятия его на государственную службу. В то же время, если на должность предусматривается конкурсный набор, могут требоваться некоторые дополнительные сведения, раскрывающие потенциал конкретного кандидата.

Обычно их можно получить с его анкеты и других информационных документов. Поэтому изначально необходимо ответственно подходить к их подготовке.

Служебный контракт срочного типа

Служебный контракт заключается на срок от года до 5 лет. Эти сроки являются минимальной и максимальной планкой. Сам контракт обязательно заключается с любым лицом, которое поступает на службу государственного типа, в том числе и на гражданскую должность.

Контрактная служебная основа регламентирована необходимостью в профессионалах, которые могут выполнять обязанности.

При начале работы в государственном органе лицо попадает под особые отношения служебно-правового характера, которые отличаются от обычной трудовой практики.

После заключения контракта устанавливается статус специального правового значения, который регламентирует установленные права, обязанности, ограничения, а также денежное вознаграждение, например, компенсацию.

Фактически любой госслужащий получает дополнительные соцгарантии от государства.

Важно знать! Спектр отношений служебного типа очень велик, поэтому он не может быть полностью регламентирован обычным трудовым законодательством. Для этого и введен служебный контракт, который восполняет пробелы.

По закону служебный контракт может иметь два вида: срочный и обычный. Контракт срочного типа заключается строго тогда, когда срок не может быть неопределенным. Это относится к замещению должности и другим вариантам подобного характера.

Порядок изменения существенных условий служебного порядка

Итак, согласно ст. 29 Закона №79‑ФЗ в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта. О таком изменении служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца.

Изменения существенных условий оформляются в виде дополнительного соглашения к служебному контракту.

Если служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий контракта, представитель нанимателя вправе освободить служащего от замещаемой должности и уволить с гражданской службы. При этом ему должна быть предложена для замещения иная должность гражданской службы. В случае отказа контракт с ним прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона №79‑ФЗ: отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта.

Обратите внимание

Уведомление служащего об изменении существенных условий контракта и предложение вакантной должности в связи с такими изменениями, а также отказ служащего от предложенной должности должны быть оформлены в письменном виде.

Отметим, что в отличие от увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора, когда работнику в силу ст. 178 ТК РФ выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного заработка, при увольнении служащего по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона №79‑ФЗ выплата выходных пособий этим законом не установлена.

Здесь следует напомнить, что в силу ст. 73 Закона №79‑ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом №79‑ФЗ. Исходя из данной статьи при увольнении служащего по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона №79‑ФЗ применяется положение ст. 178 ТК РФ и выплачивается выходное пособие.

Однако такая точка зрения на практике не поддерживается. О том, что положения ст. 178 ТК РФ при увольнении служащего по указанному основанию не применяются, говорится, например, в Письме Минздравсоцразвития РФ от 10.05.2011 №17‑3/834. Такую же позицию занимают суды (например, см. Определение Пермского краевого суда от 09.03.2011 по делу №33‑2106).

Процесс оформления контракта

Оформление контрактного соглашения схоже с заключением обычного трудового договора. Однако, он может быть оформлен на основании акта, составленного госорганом, указывающим о назначении лица на определенную должность службы. Регулируется этот процесс статьей №26 данного ФЗ.

Будущий служащий предоставляет нанимателю следующий пакет документации:

  • заявление о приеме на службу с указанием должности;
  • паспорт;
  • лично составленную и подписанную анкету определенной формы;
  • трудовую книжку (если соискатель впервые поступает на работу, то этот документ заводится в организации);
  • страховое свидетельство (если устройство на работу производится впервые, то свидетельство будет оформляться работодателем);
  • свидетельство о том, что гражданин зарегистрирован в налоговом органе по своему месту проживания;
  • документ о воинском учете для военнослужащих запаса, а также ожидающих призыва в армию;
  • документ об образовании;
  • документацию об имуществе и об имущественных обязательствах, а также о доходах. 

Подписание контракта производится после предоставления всей необходимой документации и внесения данных в установленную форму документа

В некоторых случаях с поступающего на службу гражданина могут потребовать и другие документы.

Представитель госоргана после оформления контракта должен ознакомить гражданина с его текстом, а также с распорядком функционирования учреждения и с другой документацией, относящейся к его будущим обязанностям.

Когда гражданин будет окончательно оформлен на службу, ему выдается удостоверение, подтверждающего его должность. 

Прежде, чем поставить свою подпись под документом, его следует внимательно изучить – только так можно получить информацию о предстоящих трудовых отношениях

Основания срочного контракта

Вся правовая основа регламентирована ст.25 закона №79-ФЗ. Для любого срочного контракта, который заключает госслужащий, должны быть причины, которые перечислены:

  • замещение лица, за которым место и должность сохраняется по законодательным нормам;
  • замещение лица, временно отсутствующего по соглашению;
  • замещение должностей, которые связаны с представительствами и дипмиссиями РФ, расположенными за границей;
  • замещение должности временного типа;
  • замещение любых должностей в органах, которые созданы на неопределенный срок до выполнения поставленной задачи;
  • замещение любой должности гражданского типа из категории «помощники».

Практически все варианты являются стандартным замещением должности или другого госслужащего. Также основная часть контрактов срочного типа является замещением категории руководителей. Данная категория в законодательстве не расписана. Под данным вариантом подразумевают любую должность в аппарате территориального или регионального управления.

Важно знать! Любой контракт срочного типа может быть продлен неограниченное число раз.

Если контракт заканчивается или есть основания для его разрыва, то проводится процедура расторжения.

Расторжение

До окончания срока по указанной дате, которая прописана в контракте, госслужащий должен быть уведомлен за неделю до этого момента. Любой отсчет срока действия начинается с момента подписания документов.

Досрочное увольнение возможно при наличии определенных причин. В большинстве случаев досрочного расторжения потребуется предупредить сотрудника за пару месяцев. Также есть вариант не предупреждать его о расторжении, но такой вариант возможен только при письменном согласии увольняемого.

Варианты расторжения контракты в досрочном режиме могут быть разными:

  • возвращение основного работника;
  • нетрудоспособность замещающего, за исключением случаев прописанных в законодательстве;
  • грубые нарушения обязанностей;
  • несоответствия в психологической или профессиональной квалификации;
  • не сдана аттестация или не набрано достаточного количества баллов при проверке.
Важно знать! Сотрудник сам может расторгнуть контракт на основе причин, которые должен указать в заявлении. Расторжение производится в таком случае по стандартному плану.

Также среди вариантов расторжения есть общепринятые правила. Сюда относится сокращение должности или же ликвидация организации. Стоит учесть, что при сокращении должности или реорганизации сокращаемому могут предложить другую должность при возможности.

Общие основания прекращения служебного контракта

Основаниями для прекращения договора, освобождения служащего от занимаемой должности являются:

  • соглашение сторон;
  • истечение срока действия контракта;
  • инициатива служащего – по собственному желанию;
  • инициатива представителя нанимателя;
  • перевод по просьбе служащего и с его согласия на другое место службы;
  • отказ служащего в связи с изменением существенных условий контракта;
  • отказ от перевода на другую должность в связи с состоянием здоровья либо при отсутствии аналогичной должности на новом месте службы;
  • обстоятельства, не зависящие от воли служащего;
  • нарушение правил служебного контракта, неисполнение обязанностей;
  • смена гражданства;
  • несоблюдение ограничений, обязательств согласно договору;
  • нарушение запретов — появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического, иного токсического опьянения подтвержденных медицинской экспертизой;
  • разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;
  • совершение хищения по месту службы;
  • совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя;
  • принятие руководителями необоснованных решений, влекущих за собой тяжелые последствия, траты;
  • предоставление ложных сведений.

Прекращение отношений между нанимателем, служащим оформляется в письменной форме актом государственного органа.

К обстоятельствам, не зависящим от воли служащего, относят:

  • Призыв гражданского служащего на военную службу, направление на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу.
  • Восстановление на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность по решению суда.
  • Избрание или назначение гражданского служащего на выборную должность в государственный орган, орган местного самоуправления, на оплачиваемую выборную должность в профсоюзе.
  • Наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению отношений, связанных с гражданской службой.
  • В иных случаях, связанных с исполнением государственных обязанностей, установленных федеральным законом.

К случаям, ведущим к прекращению контракта, относят:

  • осуждение к наказанию по приговору суда;
  • признание служащего полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением;
  • признание недееспособным либо ограниченно дееспособным по решению суда;
  • достижение служащим предельного возраста – 65 лет.

При незаконном расторжении контракта по инициативе нанимателя, решение может быть обжаловано в суде. После признания действий неправомерными, наниматель обязан восстановить служащего на прежней должности.

Как оформить продление срочного контракта?

Порядок продления срочного служебного контракта несколько отличается от порядка продления срока трудового договора. Так, если в соответствии с трудовым законодательством сначала оформляется письменное соглашение к трудовому договору, а на основании соглашения издается приказ, то на госслужбе сначала решение принимает представитель нанимателя и только потом заключается соглашение или новый срочный служебный контракт. При этом, если представитель нанимателя желает продлить контракт со служащим, нужно запросить согласие самого служащего – направить ему уведомление. (Отметим, что ч. 1 ст. 35 Закона № 79-ФЗ предусмотрена обязанность представителя нанимателя уведомить гражданского служащего об окончании срока действия служебного контракта не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее.)

В том же уведомлении можно предложить служащему продлить контракт на следующий срок.

Советнику отдела финансов
Управления кадастра объектов недвижимости
Сергееву Сергею Сергеевичу

Исх. № 27 от 12.06.2020

УВЕДОМЛЕНИЕ

На основании ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» уведомляю, что срок действия заключенного с Вами срочного служебного контракта от 15.08.2017 № 15/08 заканчивается 20.06.2020.

В связи с продлением полномочий руководителя отдела финансов до 10.10.2022 предлагаем продлить срок действия служебного контракта с Вами от 15.08.2017 № 15/08 до 10.10.2022, заключив письменное соглашение.

О своем решении прошу сообщить письменно в отдел кадров до 20.06.2020.

Руководитель

Михайлов

М. М. Михайлов

С уведомлением ознакомлен.

Сергеев

С. С. Сергеев

12.06.2020

В случаях, когда контракт был заключен на максимальный срок, пять лет, нужно предложить служащему заключить не соглашение, а новый срочный служебный контракт.

Если служащий откажется от продолжения службы, срочный контракт с ним прекращается в общем порядке, если согласен, то представитель нанимателя издает приказ (распоряжение) о продлении срока служебного контракта и заключении соглашения к контракту.

В приказе о продлении срока пребывания на гражданской службе указываются:

  • фамилия, имя, отчество гражданского служащего;

  • наименования замещаемой должности и структурного подразделения;

  • содержание распорядительного решения – продлить срок гражданской службы путем заключения соглашения или нового срочного контракта;

  • если требуется, ссылка на законодательный акт (норму закона), на основании которого (которой) принимается решение.

Служащего нужно ознакомить с приказом под подпись.

На основании приказа заключается дополнительное соглашение в письменном виде о продлении срочного служебного контракта. В нем нужно прописать основания, по которым контракт продлевается, и срок, на который он продлевается. При этом общий срок служебного контракта с учетом срока, указанного в дополнительном соглашении, не должен превышать пять лет.

Соглашение оформляется в двух экземплярах, один (с подписью служащего о том, что он получил свой экземпляр соглашения) остается у представителя нанимателя, другой передается служащему.

Испытательный срок

Согласно статье 27 в редакции ФЗ №509-ФЗ от 31.12.2014 года, для вновь поступающих на службу граждан при отсутствии опыта работы может быть установлен срок испытания, который может варьироваться от месяца до года. За этот период руководство сможет убедиться в способностях гражданина к службе в предложенных условиях.

Срок испытания устанавливается в следующих случаях.

Случаи, когда может быть установлен испытательный срок Период испытательного срока
При назначении служащего на должность Президентом РФ или Правительством РФ от одного месяца до одного года
При назначении на должность гражданина, ранее выполнявшего обязанности гражданского служащего от одного до шести месяцев
При назначении служащего на должность в порядке перевода из другого государственного органа от одного до шести месяцев
 

Для «новичков» нередко устанавливается испытательный срок

Существуют также обстоятельства, когда срок испытания не устанавливается:

  • для граждан впервые поступающих на службу по распределению, после окончания учебных заведений;
  • для граждан, принимаемых на должность переводом, связанным с сокращением или ликвидацией другого гос. органа;
  • для граждан, имеющих гарантии по сохранению для них должности.

Далее следует обозначить условия периода испытания:

  • в период срока испытания служащий выполняет свои функции и имеет все права и гарантии, предусмотренные для служащих законодательством;
  • по окончании назначенного срока, служащему должен быть присвоен классный чин;
  • в срок испытания не входит период, когда служащий был нетрудоспособен, а также периоды невыполнения им его непосредственных обязанностей по каким-либо причинам;
  • если гражданин в процесс испытания показал неудовлетворительную работу, работодатель вправе прекратить контракт, за три дня предупредив служащего о том, что он не выдержал испытание с указанием конкретных причин; 

Если увольнение было произведено незаконно, то служащий вправе обратиться в суд для восстановления справедливости

  • служащий имеет право обжаловать свое увольнение через суд;
  • когда установленный срок истек, считается, что служащий выдержал испытание;
  • сам служащий также вправе расторгнуть контракт в процессе прохождения испытания, поставив в известность руководство о своем решении за три дня до увольнения.

На какой срок заключается срочный служебный контракт?

Срочный служебный контракт заключается на срок от одного года до пяти лет (ч. 2 ст. 25 Закона № 79-ФЗ). Таким образом, установлены минимальный и максимальный сроки действия такого контракта для гражданских служащих.

Вместе с тем предусмотрены иные сроки контракта. Так, в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 35 Закона № 79-ФЗ срочный служебный контракт может быть заключен на время:

  • выполнения определенного задания;

  • замещения отсутствующего гражданского служащего, за которым сохраняется должность гражданской службы.

Обратите внимание: срок действия контракта по должности категории «помощники (советники)» ограничен сроком полномочий лица, замещающего государственную должность, или руководителя, для содействия которым должность помощника (советника) учреждена (ч. 2 ст. 9 Закона № 79-ФЗ).

Максимальный возраст служащего, работающего по контракту

Этот вопрос регулируется статьей 25.1 данного ФЗ, в которой оговариваются обстоятельства, когда гражданин может уйти на заслуженный отдых или же продолжить службу.

  1. Гражданин, имеющий возможность качественно выполнять свои обязанности в силу возраста, может находиться на гражданской службе до 65-ти лет. В случае, если служащий занимает руководящую должность и достиг предельного возраста, а контракт с ним был заключен на более длительный срок, то вышестоящее руководство по его просьбе вправе предоставить ему возможность работать до указанной в контракте даты.
  2. Служащему, относящемуся к высшей группе руководителей, период его работы по согласованию с ним или же по его просьбе допускается продлить до исполнения ему 70-ти лет. Этот вопрос решается на уровне органа, назначившего гражданина на эту должность.  

    Согласно законодательным актам гражданин, имеющий статус служащего имеет право пребывать на своем рабочем месте до достижения им 65-ти лет

  3. Если гражданин, имеющий статус служащего, достиг максимально допустимого возраста, то по решению руководителя и согласия работника, он может быть переведен на рабочее место, функции которого не относящейся к службе. Как правило, с ним заключается срочный договор.

Важно! Служащий гражданин, доработавший до пенсии, может остаться работать в той же организации, но с переводом на работу по срочному трудовому договору, если руководитель не имеет по этому поводу возражений.

Ошибки представителя нанимателя при увольнении служащего

При увольнении в связи с изменением существенных условий служебного контракта работодатели допускают немало ошибок. На примере судебных решений рассмотрим основные из них.

Несоблюдение процедуры увольнения, в частности не предлагается иная должность гражданской службы, отсутствует письменный отказ служащего от замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта.

И. состоял на государственной гражданской службе в Баренцево-Балтийском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству, на должности старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов. Приказом руководителя И. освобожден от занимаемой должности и уволен с государственной гражданской службы по п. 9 ч. 1 ст. 37 Закона №79‑ФЗ в связи с несогласием на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта.

Суд установил, что приказом руководителя был изменен размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы с 90% до 60%. И. с приказом был ознакомлен и подписал дополнительное соглашение, которым оформлено изменение условий служебного контракта в части размера ежемесячной надбавки, выразив несогласие с указанными документами.

При этом от замещения должности гражданской службы и прохождения гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта И. письменно не отказался. После подписания приказа и дополнительного соглашения И. продолжал нести службу до момента его увольнения более пяти месяцев.

Представитель нанимателя указывал: до принятия решения об увольнении И. у него фактически имелся отказ И. от предложенной должности, так как он отказался подписывать дополнительное соглашение, о чем составили акт, в котором были отражены устно высказанные И. мотивы отказа от подписания дополнительного соглашения. Кроме этого, представитель нанимателя для увольнения неправильно применил п. 9 ч. 1 ст. 37 Закона №79‑ФЗ – увольнение в иных случаях, предусмотренных Законом №79‑ФЗ и другими федеральными законами, поскольку считал, что увольнение И. происходило по инициативе представителя нанимателя и по основаниям п. 3 ст. 29 Закона №79‑ФЗ, в связи с тем, что отсутствовал письменный отказ И. от замещения должности гражданской службы.

Но суд признал увольнение И. по п. 9 ч. 1 ст. 37 Закона №79‑ФЗ незаконным и вот почему. В первую очередь, представитель нанимателя не располагал отказом И. от замещения должности гражданской службы в связи с изменениями существенных условий контракта, поэтому оснований для освобождения И. от замещаемой им должности и увольнения по ст. 29 Закона №79‑ФЗ не было. Само по себе несогласие с причинами изменения существенных условий служебного контракта по инициативе представителя нанимателя не означает несогласие на замещение должности на измененных условиях, его нельзя признать таковым.

Кроме того, ответчиком не соблюдены положения ч. 4 ст. 29 Закона №79‑ФЗ: не предложена И. иная должность гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта и не получен письменный отказ от предложенной для замещения должности, дающий основание к увольнению гражданского служащего на основании ст. 29 Закона №79‑ФЗ по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона №79‑ФЗ.

При этом наличие вакансий на дату увольнения истца судом установлено. В результате приказ об увольнении отменили, а И. восстановили на работе. Кассационной коллегией данное решение было оставлено без изменения (Кассационное определение Мурманского областного суда от 15.02.2012 по делу №33‑411‑2012).

Предположим, что представитель нанимателя все действия, необходимые для увольнения, произвел: направил уведомление, предложил другую должность, получил отказ… но нарушил сроки, установленные ст. 29 Закона № 79‑ФЗ, в частности двухмесячный срок уведомления. В этом случае последствия для служащего могут быть другими, возможно, восстанавливать на службе его не потребуется.

Г. работала в МИФНС, но из‑за реорганизации, которая послужила причиной изменения существенного условия служебного контракта (наименования должности), и отказа от предложенной для замещения должности гражданской службы в связи с этим изменением была уволена по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ. Г. посчитала увольнение незаконным и обратилась в суд, требуя восстановить ее на работе в прежней должности и выдать ей заработную плату за время вынужденного прогула.

В результате рассмотрения обстоятельств дела суд установил, что увольнение произведено на законных основаниях, но нарушен срок уведомления Г. об изменении существенных условий контракта – уведомление сделано менее чем за два месяца. В итоге суд возложил на МИФНС обязанность изменить дату увольнения Г. и выплатить ей заработок за это время (Определение Свердловского областного суда от 07.06.2012 по делу № 33-6618/2012).

При изменении существенных условий служебного контракта изменяются и должностные обязанности.

Р. был назначен на должность государственной гражданской службы, а именно должность начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Курагинском районе (далее – Управление) – главного государственного санитарного врача по Курагинскому району.

Управление послало истцу уведомление о том, что его должность будет упразднена, и при этом предложило должность главного специалиста-эксперта в Минусинске. Основанием для направления указанного уведомления послужили производимые организационно-штатные мероприятия. Р. от предложенной должности отказался, после чего был уволен по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона №79‑ФЗ.

Исковые требования о признании приказа незаконным были судом удовлетворены, поскольку согласно должностным регламентам должность начальника территориального отдела отнесена к группе должностей государственной гражданской службы категории «руководители», должностные обязанности которых связаны с организационно-распорядительными полномочиями, полномочиями по контролю за деятельностью отдела и его служащих, а должность «главный специалист-эксперт» отнесена к категории «специалисты», должностные обязанности которых связаны с непосредственным контролем за исполнением требований санитарно-эпидемиологического законодательства юридическими и физическими лицами при проведении соответствующих проверок.

Таким образом, при предложении Р. должности главного специалиста-эксперта работодатель в одностороннем порядке принял решение не только об изменении существенных условий служебного контракта, но и об изменении должностных обязанностей, что является нарушением требований ст. 29 Закона №79‑ФЗ.

Кроме этого, из штатных расписаний Управления следовало, что было произведено фактическое сокращение должности начальника Управления. С решением суда в данной части апелляционная инстанция согласилась (Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 01.09.2014 по делу №33‑8498, А-9).

Э. Е. В. в 2013 году заключила служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы в министерстве лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области (далее – Министерство). Постановлением губернатора Ульяновской области Министерство упразднено. Функции упраздненного Министерства переданы вновь образованному министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области.

Э. Е. В. было направлено уведомление за подписью министра сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области с предложением на замещение другой должности государственной гражданской службы. От предложенной должности истица отказалась и просила ее уволить на основании п. 8.2, 8.3 ст. 37 Закона №79‑ФЗ (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе; упразднение государственного органа) и выплатить ей денежные компенсации, связанные с увольнением.

Распоряжением исполняющего обязанности министра Э. Е. В. освобождена от замещаемой должности. Основание – отказ гражданского служащего от предложенной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона №79‑ФЗ.

Суд первой инстанции отказал в исковых требованиях Э. Е. В., исходя из того, что государственный орган Министерства не упразднен, функции и его полномочия переданы вновь созданному министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, в связи с чем у ответчика имелись основания для ее увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона №79‑ФЗ.

Однако суд апелляционной инстанции с таким выводом не согласился: исходя из смысла и взаимосвязи приведенных норм Закон №79‑ФЗ предусматривает, что упразднение государственного органа и отказ гражданского служащего от перевода в другой орган, которому переданы функции упраздненного органа, является основанием для увольнения в соответствии с п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона №79‑ФЗ.

Из анализа ст. 24 и 29 Закона №79‑ФЗ не следует, что упразднение государственного органа и передача его полномочий вновь созданному органу является изменением существенных условий служебного контракта, влекущих его прекращение в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона №79‑ФЗ.

То обстоятельство, что во вновь созданном органе есть аналогичная должность, не может служить обстоятельством, свидетельствующим об изменении существенных условий контракта, поскольку государственный орган, в котором работала истица, упразднен и должность предлагается во вновь созданном государственном органе.

В этом виде правоотношений не может идти речи об изменении существенных условий служебного контракта, поскольку его действие вообще прекращено. В этом конкретном случае произошла реорганизация государственного органа, повлекшая прекращение деятельности органа, с которым у истицы был заключен служебный контракт, и повлекшая создание иного государственного органа – правопреемника ранее существовавшего госоргана и прекращение трудовых отношений с прекратившим свою деятельность госорганом, следствием чего должно стать не изменение существенных условий служебного контракта, а заключение нового служебного контракта совершенно с другим, вновь созданным госорганом, хотя и правопреемником прежнего работодателя.

Оценив в совокупности все представленные доказательства, судебная коллегия находит основание увольнения истца с гражданской службы по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона №79‑ФЗ незаконным и считает, что основание увольнения подлежит изменению на п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона №79‑ФЗ, с взысканием с ответчика в пользу истца компенсации в размере четырехмесячного содержания согласно ч. 3.1 ст. 37 Закона №79‑ФЗ (Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 25.02.2014 по делу №33‑645/2014).

Апелляционным определением ВС Республики Саха (Якутия) от 14.08.2013 по делу №33‑3034/13 было оставлено без изменений решение суда первой инстанции о восстановлении в должности служащего, уволенного по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона №79‑ФЗ, и взыскании в его пользу заработной платы за время вынужденного прогула.

Работая в должности исполняющего обязанности начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Саха (Якутия) (ИФНС), Т. получил уведомление об увольнении в связи с назначением на должность начальника ИФНС К. М. Затем Т. была предложена другая должность, от которой он отказался. Впоследствии Т. был уволен со службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта и отказом гражданского служащего от предложенной для замещения должности (п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона №79‑ФЗ).

При этом суд установил, что Т. было направлено уведомление не об изменении существенных условий служебного контракта, а об увольнении в связи с назначением на занимаемую должность другого служащего. А в нарушение нормы ч. 2 ст. 29 Закона №79‑ФЗ работодатель не уведомил истца о предстоящих изменениях существенных условий служебного контракта, а также не разъяснил, что в случае отказа от перевода на другую должность он будет уволен в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона №79‑ФЗ.

Кроме этого, суд указал, что ч. 3 ст. 24 Закона №79‑ФЗ преду­смотрен исчерпывающий перечень существенных условий служебного контракта. В данном перечне в качестве существенного условия служебного контракта назначение на занимаемую работником должность другого сотрудника не предусмотрено. Поэтому основания считать назначение К. М. на занимаемую истцом должность изменением существенных условий служебного контракта Т. отсутствуют.

Таким образом, увольнение истца проводилось с нарушениями законодательства и он должен быть восстановлен на службе.

Испытание на гражданской службе

При заключении служебного контракта с гражданином, который устраивается на государственную службу, устанавливается испытательный термин сроком от одного месяца до года. В процессе проверяется соответствие занимаемой должности. Прекратить испытательный срок можно в любое время, если новый сотрудник покажет высокие способности.

Не устанавливается испытательный термин если:

  1. Гражданин, получивший среднее профессиональное, высшее образование, устраивается на работу впервые.
  2. Осуществляется перевод из одной должности на другую, в связи с сокращением, упразднением государственного органа.
  3. Граждане и служащие, которым законодательство гарантирует сохранение рабочего места.

По окончанию испытательного термина служащему присваивается классный чин. В срок не учитывается период временной потери трудоспособности, когда не было возможности фактически выполнять вои обязанности. При получении неудовлетворительных результатов представитель нанимателя имеет право расторгнуть служебный контракт до истечения установленного испытательного срока. О своем решении наниматель должен в письменной форме уведомить служащего за 3 дня до расторжения договора. Если срок стек, а служащий продолжает выполнять обязанности, он считается успешно прошедшим испытание.

Решение нанимателя может быть обжаловано в суде. Кроме этого, служащий имеет право сам инициировать расторжение контракта в период испытательного срока. О своем решении уведомляет нанимателя в письменной форме за 3 дня до написания заявления об уходе по собственному желанию.

Должностной регламент гражданского служащего

В соответствии со статьей 47 Федерального закона гражданский служащий осуществляет свою служебную деятельность в соответствии с должностным регламентом. Должностной регламент — акт, издаваемый на основании примерного должностного регламента для регулирования профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, утверждаемый представителем нанимателя и являющийся составной частью административного регламента таможенного органа.

В должностной регламент включаются:

1) квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;

2) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом таможенного органа, задачами и функциями структурного подразделения таможенного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;

3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;

4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;

5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;

6) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же или иного таможенного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;

7) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом таможенного органа;

8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

Примерные должностные регламенты утверждаются соответствующим органом по управлению государственной службой (часть 5 статьи 47 Федерального закона). В соответствии с частью 6 статьи 71 Федерального закона до образования соответствующего органа по управлению государственной службой задачи и функции этого органа выполняются государственными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, функции органа по управлению государственной службой в таможенных органах Российской Федерации возложены на ФТС России.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона соблюдение служебного распорядка таможенного органа является основной обязанностью гражданского служащего.

В соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок таможенного органа.

Служебный распорядок — нормативный акт, издаваемый в ФТС России в виде типовых правил внутреннего служебного распорядка таможенных органов Российской Федерации, определяющих для государственных гражданских служащих таможенных органов режим службы (работы) (продолжительность, начало, окончание и порядок учета служебного времени, время перерыва для отдыха и питания, графики дежурства при организации дежурств, порядок привлечения должностных лиц к исполнению должностных обязанностей сверх установленного ежедневного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни) и время отдыха (часть 3 статьи 56 Федерального закона).

В соответствии с частью 4 статьи 56 Федерального закона служебный распорядок утверждает представитель нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного таможенного органа.

Перевод или перемещение на другое место работы по гражданской службе

Эти действия регламентируются статьей № 28 настоящего закона. Они имеют следующие особенности:

  • перевод служащего на другую работу в том же учреждении, переводе в другую гос. организацию или же в иную местность, возможен только с его согласия, полученного в письменном виде; 

Перевод работника на другую работу по производственной необходимости осуществляется только с его согласия – в другом случае, если нет других вариантов, ему предлагается увольнение

  • если выяснится, что гражданин не имеет возможности выполнять функции службы по медицинским показаниям, его могут перевести на должность, не противопоказанную ему по здоровью;
  • если гражданин отказывается от перевода или же в учреждении отсутствует подходящая для него должность, он увольняется с работы (основание — статья №33 ч.1 п.8 настоящего закона);
  • переводом не считается, при этом не требует получения согласия от служащего его перемещение на другую должность с такими же функциональными обязанностями, какие указаны в контракте.

Продлевается ли служебный контракт автоматически?

Срочный служебный контракт, как и трудовой договор, прекращает действовать по истечении срока его действия. Об этом гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности и увольнения со службы (ч. 1 ст. 35 Закона № 79-ФЗ).

К сведению: о расторжении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения (ч. 1 ст. 79 ТК РФ).

Отметим: ч. 4 ст. 58 ТК РФ установлено, что в случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере этого договора утрачивает силу и он считается заключенным на неопределенный срок.

Подобного положения в Законе № 79-ФЗ нет. При этом согласно ст. 73 Закона № 79-ФЗ нормы трудового права применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом № 79-ФЗ. Но применяется ли норма ст. 58 ТК РФ к вопросу о признании срочного служебного контракта бессрочным – не совсем понятно. Судебная практика противоречива.

Одни суды считают, что правила ч. 4 ст. 58 ТК РФ применяются и к служебному контракту (см., например, Апелляционное определение Свердловского областного суда от 27.04.2017 по делу № 33-5726/2017). Соответственно, если гражданский служащий не будет уведомлен о прекращении действия срочного служебного контракта, представитель нанимателя теряет возможность уволить служащего в связи с истечением срока действия контракта по п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 79-ФЗ.

Другие же считают, что, поскольку Закон № 79-ФЗ не содержит нормы, аналогичной ст. 58 ТК РФ, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного служебного контракта, он не может считаться продленным на неопределенный срок. Кроме этого, из содержания ст. 25, 25.1, п. 2 ч. 1 ст. 33, ст. 35 Закона № 79-ФЗ суды делают вывод, что гражданин, давая согласие на заключение служебного контракта на определенный срок в установленных законодательством случаях, знает о его прекращении по истечении заранее оговоренного временного периода и соглашается на прохождение государственной гражданской службы на определенных в контракте условиях (апелляционные определения Владимирского областного суда от 18.06.2013 по делу № 33-1944/2013, Алтайского краевого суда от 27.04.2016 по делу № 33-4743/2016).

Поскольку правила заключения и прекращения срочного служебного контракта установлены Законом № 79-ФЗ, и нормы, аналогичной ст. 58 ТК РФ, в нем нет, а трансформация срочного трудового договора в бессрочный предусмотрена в Трудовом кодексе как исключение из правил (п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ), мы придерживаемся мнения, что положения ст. 58 ТК РФ на служебные отношения не распространяются. И даже если служащего не уведомили о прекращении действия срочного контракта, уволить его можно в любое время в связи с истечением срока действия контракта, если для этого будут основания (например, достижение служащим предельного возраста).

Итак, действие срочного служебного контракта может быть продлено, но только с согласия служащего. При этом продление может осуществляться путем заключения дополнительного соглашения (при условии, что общий срок действия не превысит пять лет) либо путем заключения нового контракта.

Что касается трансформации срочного служебного контракта в контракт на неопределенный срок, учитывая неопределенность в этом вопросе, рекомендуем представителям нанимателя просто не допускать подобных ситуаций и не забывать направлять служащим, у которых заканчивается срок контракта, соответствующие уведомления.

Источники

  • https://sportvoin.ru/kontrakt/sushhestvennye-uslovija-sluzhebnogo-kontrakta-grazhdanskogo-sluzhashhego
  • https://yr-expert.com/sluzhebnyj-kontrakt-chto-eto/
  • https://online-buhuchet.ru/uvolnenie-gosudarstvennogo-sluzhashhego-pri-vyxode-osnovnogo-rabotnika/
  • https://www.klerk.ru/law/articles/410912/
  • https://www.audit-it.ru/articles/personnel/a110/1014675.html
  • https://toparmiya.ru/pomoshh-prizyvnikam/voennaya-sluzhba/sluzhebnyj-kontrakt-na-grazhdanskoj-sluzhbe
  • https://naimtruda.com/dogovor/srochnyj-kontrakt-na-gossluzhbe.html
  • https://u-volnenie.ru/posts/rastorzhenie-srochnogo-sluzhebnogo-kontrakta-s-gosudarstvennym-sluzhashhim

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Cardmoscow
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

error: