Публичные слушания: организация, порядок проведения, результаты

Содержание

Статья 28 131-ФЗ — Публичные слушания, общественные обсуждения

1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта.

Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта, — главой муниципального образования.

3. На публичные слушания должны выноситься:

1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами;

2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

2.1) проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

3) утратил силу. — Федеральный закон от 29.12.2017 N 455-ФЗ;

4) вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан.

4. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

5. По проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.

6. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, публичные слушания и общественные обсуждения могут не проводиться по проектам муниципальных правовых актов и вопросам, решения по которым принимаются сходом граждан.

Комментарии к ст. 28 ГрК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает обязательность проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений (в том числе по внесению в них изменений), генеральных планов городских округов.

Обязательность проведения публичных слушаний установлена в градостроительном законодательстве впервые. Ранее граждане Российской Федерации и их объединения до утверждения градостроительной документации имели право участвовать в общественных слушаниях, но проведение таких слушаний не являлось необходимым условием при утверждении градостроительной документации.

2. Часть 2 комментируемой статьи имеет отсылочную норму к законодательству муниципального образования. В качестве примера можно привести решение Думы муниципального образования г. Уссурийска и Уссурийского района от 26 октября 2004 г. N 92 «О Положении о публичных (общественных) слушаниях в Уссурийском городском округе» (в ред. от 29 ноября 2005 г).

В данном Положении используются следующие основные понятия:

публичные (общественные) слушания — форма реализации прав населения муниципального образования (общественности) на участие в процессе принятия решений органами местного самоуправления посредством проведения собрания для публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов муниципального образования и других общественно значимых вопросов;

представитель общественности — физическое или юридическое лицо, а также их ассоциации, организации, группы или иные объединения, за исключением тех, кто принимает решение по данному вопросу в силу служебных обязанностей, представляет органы местного самоуправления и государственной власти или участвует в их деятельности на основании возмездного договора;

оргкомитет — это коллегиальный орган, сформированный на паритетных началах из должностных лиц органов местного самоуправления и представителей общественности, осуществляющий организационные действия по подготовке и проведению публичных (общественных) слушаний;

эксперт публичных (общественных) слушаний — лицо, представившее в письменном виде рекомендации по вопросам публичных (общественных) слушаний и принимающее участие в прениях для их аргументации.

Публичные (общественные) слушания проводятся в целях:

информирования общественности и органов местного самоуправления о фактах и существующих мнениях по обсуждаемой проблеме;

выявления общественного мнения по теме и вопросам, выносимым на публичные (общественные) слушания;

осуществления связи, диалога органов местного самоуправления с общественностью муниципального образования;

подготовки предложений и рекомендаций по обсуждаемой проблеме;

оказания влияния общественности на принятие решений органами местного самоуправления.

Публичные (общественные) слушания проводятся по вопросам местного значения, и их решения носят рекомендательный характер для органов местного самоуправления.

На публичные (общественные) слушания в обязательном порядке выносятся:

проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений в устав;

проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

проекты планов и программ развития муниципального образования;

вопросы о преобразовании муниципального образования.

Инициаторами публичных (общественных) слушаний могут являться: население города, представительный орган и глава муниципального образования.

Публичные (общественные) слушания по инициативе населения или представительного органа муниципального образования назначаются решением представительного органа муниципального образования.

Глава муниципального образования может назначить публичные (общественные) слушания по вопросам, отнесенным уставом муниципального образования к компетенции главы муниципального образования, собственным решением или внести инициативу о проведении таких слушаний в представительный орган муниципального образования.

В решении о назначении публичных (общественных) слушаний указывается:

тема публичных (общественных) слушаний;

дата проведения публичных (общественных) слушаний — не позднее двух месяцев со дня принятия решения о назначении;

состав оргкомитета.

В состав оргкомитета на паритетных началах должны быть включены: должностные лица органов местного самоуправления (депутаты представительного органа муниципального образования, специалисты администрации муниципального образования) и представители общественности, интересы которой затрагиваются при принятии данного решения.

Для принятия решения о назначении публичных (общественных) слушаний его инициаторы направляют в представительный орган муниципального образования:

представление с указанием темы предполагаемых публичных (общественных) слушаний и обоснованием ее общественной значимости;

список предлагаемого инициаторами состава оргкомитета;

по инициативе жителей муниципального образования — список инициативной группы.

Вопрос о назначении публичных (общественных) слушаний рассматривается представительным органом муниципального образования на очередном ее заседании в соответствии с регламентом думы.

Решение о назначении публичных (общественных) слушаний принимается на заседании представительного органа муниципального образования большинством голосов от числа участников заседания.

При отклонении инициативы о проведении публичных (общественных) слушаний ее инициаторы могут повторно внести предложение о назначении публичных (общественных) слушаний по данной теме с приложением более 500 подписей жителей муниципального образования на подписных листах.

Если в поддержку назначения публичных (общественных) слушаний высказалось более 500 жителей муниципального образования, публичные (общественные) слушания по указанной теме назначаются представительным органом муниципального образования в обязательном порядке.

Публичные (общественные) слушания по вопросам, выносящимся в обязательном порядке, инициируются и назначаются представительным органом муниципального образования. Сроки назначения данных слушаний определяются требованиями Положения в соответствии с регламентом и планом работы представительного органа муниципального образования.

На основании решения представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования глава муниципального образования в 3-дневный срок назначает ответственное структурное подразделение администрации по подготовке и проведению публичных (общественных) слушаний. Ответственное структурное подразделение организует проведение первого заседания оргкомитета (не позднее 5 дней после своего назначения) и в дальнейшем осуществляет организационное и материально-техническое обеспечение деятельности оргкомитета.

Оргкомитет составляет план работы, распределяет обязанности своих членов и составляет перечень задач по подготовке и проведению публичных (общественных) слушаний для выполнения ответственным структурным подразделением администрации и предоставляет его руководителю соответствующего подразделения для принятия решения.

Оргкомитет подотчетен в своей деятельности думе муниципального образования.

Население муниципального образования извещается оргкомитетом через средства массовой информации о проводимых публичных (общественных) слушаниях не позднее 7 дней до даты проведения.

Публикуемая информация должна содержать: тему и вопросы публичных (общественных) слушаний, информацию об инициаторе их проведения, указание времени и места собрания, контактную информацию оргкомитета, а также указание на издания, адреса официальных сайтов органов местного самоуправления и другие источники, где размещена полная информация о подготовке и проведении публичных (общественных) слушаний.

Информация о публичных (общественных) слушаниях, их подготовке и проведении публикуется в средствах массовой информации.

Участниками публичных (общественных) слушаний, получающими право на выступление для аргументации своих предложений, являются эксперты, которые внесли в оргкомитет в письменной форме свои рекомендации по вопросам публичных (общественных) слушаний не позднее 5 дней до даты проведения публичных (общественных) слушаний.

Участниками публичных (общественных) слушаний без права выступления могут быть все заинтересованные жители муниципального образования, представители органов местного самоуправления, средств массовой информации и другие лица.

Перед началом проведения публичных (общественных) слушаний оргкомитет организует регистрацию его участников с выдачей проекта итогового документа.

В итоговый документ публичных (общественных) слушаний входят все не отозванные их авторами рекомендации и предложения. Итоговый документ считается принятым после реализации всеми желающими экспертами своего права на отзыв своих предложений и рекомендаций из проекта итогового документа. Все изменения позиций экспертов отражаются в протоколе (публичных) общественных слушаний.

Оргкомитет обеспечивает публикацию итогового документа публичных (общественных) слушаний без приложений в средствах массовой информации и на официальных сайтах органов местного самоуправления с приложениями.

Глава муниципального образования не позднее 14 дней направляет в представительный орган муниципального образования заключение администрации по каждому вопросу итогового документа с соответствующим обоснованием.

В течение 10 дней с момента получения заключения администрации на итоговый документ публичных (общественных) слушаний вопрос о рассмотрении результатов публичных (общественных) слушаний выносится на рассмотрение комиссии представительного органа, в ведении которой находятся рассматриваемые вопросы, и включается в повестку дня очередного заседания представительного органа.

Отчет о работе оргкомитета и материалы публичных слушаний на заседаниях комиссии и представительного органа представляет председатель оргкомитета.

Рассмотрение рекомендаций публичных (общественных) слушаний проводится представительным органом по каждому вопросу публичных (общественных) слушаний, по которому есть рекомендации в итоговом документе. Представительный орган принимает решение по существу каждого из рассматриваемых вопросов.

После принятия представительным органом решений по результатам публичных (общественных) слушаний оргкомитет прекращает свою деятельность.

Решение представительного органа по итогам рассмотрения результатов публичных (общественных) слушаний подлежит обязательному опубликованию.

3. Части 3 и 4 комментируемой статьи содержат положения, направленные на обеспечение всем заинтересованным лицам равных возможностей для участия в публичных слушаниях. Публичные слушания должны проводиться в каждом населенном пункте муниципального образования, территория которого может быть поделена на части.

Например, Закон Республики Башкортостан от 11 июля 2006 г. N 341-з «О регулировании градостроительной деятельности в Республике Башкортостан» установил, что численность граждан, проживающих или зарегистрированных на такой части территории, в целях обеспечения всем заинтересованным лицам возможностей для выражения своего мнения не должна превышать 300 тысяч человек.

4. Часть 5 комментируемой статьи направлена на обеспечение доведения максимальной информации о проекте генерального плана до жителей. С этой целью организуются выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления уполномоченных лиц и разработчиков, а также используются средства массовой информации.

5. Часть 6 устанавливает право участников публичных слушаний на включение своих предложений и замечаний в протокол публичных слушаний.

6. Заключение о результатах публичных слушаний подлежит обязательному опубликованию. Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» в часть 7 комментируемой статьи были внесены изменения. В настоящее время Градостроительный кодекс обязывает при наличии официального сайта поселения и официального сайта городского округа размещать на них заключение о результатах публичных слушаний в сети Интернет.

7. Организационные моменты проведения публичных слушаний определяются нормативными правовыми актами органа муниципального образования. Часть 8 комментируемой статьи устанавливает ограничение по срокам проведения публичных слушаний — он не может быть менее 1 месяца и более 3 месяцев.

8. С учетом заключения о результатах публичных слушаний глава муниципального образования принимает решение о согласии с проектом генерального плана либо о его отклонении и направлении его на доработку (ч. 9 комментируемой статьи).

Что представляют собой публичные слушания и как в них участвовать.

  1. Публичные слушания — это не собрание, не митинги, не протесты, это специально выделенное время и территория, где каждый житель может подать свои замечания и предложения по проекту документа, вынесенному на публичные слушания.
  2. В ходе публичных слушаний проходят собрания (одно, или по районам города), но выступление на нём ничем не более значимо, чем письменное заявление. Письменное заявление даже предпочтительнее, так как устное выступление может быть не совсем точно занесено в протокол.

3. Все полученные в ходе публичных слушаний замечания и предложения рассматриваются уполномоченным органом. В случае изменения Правил землепользования и застройки города, рассмотрение происходит на Комиссии по землепользованию и застройке. В случае обсуждения Проекта планировки территории или Проекта межевания рассмотрение проводит Департамент градостроительства и архитектуры города. В любом случае подача замечаний и предложений не бесполезна, есть примеры внесения изменений в проект по результатам публичных слушаний.

4. Замечания и предложения в ходе публичных слушаний можно подавать только по предмету публичных слушаний. Предложения и замечания по другим вопросам на проект никак не влияют.

Рекомендации:

Если вы действительно желаете принять содержательное участие в публичных слушаниях, оказать влияние на развитие территории вашего проживания и не знаете с чего начинать, рекомендуем вам:

  1. Надо найти официальные документы о назначении публичных слушаний. Сделать это можно на сайте администрации города.
  2. Если не получается найти через сайт, то дату собрания и дату окончания срока приёма замечаний и предложений можно попытаться узнать по телефону., например, в call-центре Главы города или в Департаменте градостроительства и архитектуры. По дате собрания наверняка удастся найти информацию и на сайте.
  1. На сайте обычно выложены и вынесенные на публичные слушания проекты, что позволит детально с ними ознакомиться. Изменения в Правила землепользования и застройке публикуются всегда, однако Проекты планировки территории и Проекты межевания не публикуются. Однако все документы вывешиваются для ознакомления, обычно в администрациях районов. Уточнить адреса мест, где вывешены проекты, можно в постановлении о назначении публичных слушаний
  2. Идти на собрание, проводимое в рамках публичных слушаний, стоит только в следующих случаях:
  • задать уточняющие вопросы специалистам;
  • узнать что-то относительно конкретного места (публикуемые карты крайне неудобны, выяснить по ним обычно трудно или невозможно);
  • если вы недовольны чем-либо в проекте или у вас есть критические замечания, то желательно их изложить письменно и передать в или своему депутату или непосредственно на публичных слушаниях.
  • Указывайте, на какие именно публичные слушания в подаются замечания, так как нередко проходит несколько слушаний параллельно. Можно указать название или краткое резюме проекта, внесенного на обсуждение, или указать номер постановления о назначении публичных слушаний.
  • Максимально точно указывайте территорию, которой касается ваше замечание. Если вам известен кадастровый номер земельного участка — это лучший вариант. Можно указать адрес здания (приемлемо), можно даже просто описать меду какими ориентирами располагается участок (худший вариант).
  • Указывайте своё отношение к территории, по которой вы подаёте замечание. Вы можете быть как собственником жилья или земельного участка, так и действовать в общественных интересах (защищать парк), но тогда этот общественный интерес следует детально описать.
  • Указывайте свои фамилию имя отчество, адрес, телефон и желательно адрес эл.почты. ФИО и адрес требуются по закону, а телефон и адрес эл.почты поможет уточнять у вас, если что-то в вашем заявлении будет непонятно.
  • Желательно детально и понятно указать своё предложение по изменению проекта. Простое немотивированное выражение несогласия с проектом возможно, но оно менее действенно.
  1. Замечания подаются в свободной форме.
  1. Закон позволяет направлять обращения граждан через интернет, поэтому можно пробовать использовать интернет для подать замечания и предложения на публичных слушаниях. В случае, если официальный адрес Департамента градостроительства и архитектуры не опубликован, следует пользоваться интернет-приёмной администрации города.

Публичные слушания проводятся в целях:
а) информирования жителей и органов местного самоуправления о фактах и существующих мнениях по вопросам публичных слушаний;
б) выявления общественного мнения по вопросам публичных слушаний;
в) подготовки предложений и рекомендаций по вопросам публичных слушаний.

ПОРЯДОК УЧЕТА ПРЕДЛОЖЕНИЙ И УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОБСУЖДЕНИИ ПРОЕКТА УСТАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аксенихинского СЕЛЬСОВЕТА КРАСНОЗЕРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ, ПРОЕКТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВОВОГО АКТА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОЛОВИНСКОГО СЕЛЬСОВЕТА КРАСНОЗЕРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ.

1.1. Настоящий порядок разработан в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях определения форм участия населения в обсуждении проекта Устава муниципального образования Аксенихинского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области (далее по тексту – муниципальное образование), проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования, а также учета предложений населения муниципального образования в обсуждении указанных проектов.

1.2. Обсуждение проекта Устава муниципального образования, проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования может проводиться:

— посредством обращения граждан в органы местного самоуправления в письменной форме;

— на публичных слушаниях.

1.3. Население муниципального образования с момента опубликования (обнародования) проекта Устава муниципального образования, проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования вправе вносить свои предложения в проект указанных муниципальных правовых актов. Обращение населения в органы местного самоуправления по проекту Устава муниципального образования, проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования, осуществляется в виде предложений в письменном виде.

1.4. Предложения населения по проекту Устава муниципального образования, проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования вносятся в Совет депутатов муниципального образования в течение 10 дней со дня опубликования (обнародования) проектов данных нормативных правовых актов с указанием:

— статьи проекта Устава, проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования в которую вносятся поправки, либо новой редакции данных статей;

— дополнительных статей проекта Устава, проекта нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования.

1.5. Участие граждан в обсуждении проекта Устава муниципального образования, проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования на публичных слушаниях осуществляется в соответствии с порядком организации и проведения публичных слушаний, утвержденным Советом депутатов муниципального образования.

1.6. На публичные слушания должны выноситься:

1) проект Устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный Устав, кроме случаев, когда изменения в Устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в Уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;

2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;

4) вопросы о преобразовании муниципального образования.

1.7. В целях обобщения и подготовки для внесения на рассмотрение сессии Совета депутатов муниципального образования предложений населения по проекту Устава муниципального образования, проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования в соответствии с регламентом Совета депутатов муниципального образования создается рабочая группа, либо решением Совета депутатов муниципального образования определяется депутат.

1.8. Рабочая группа Совета депутатов муниципального образования, либо определенный Советом депутатов депутат готовит предложения о принятии или отклонении поступивших предложений населения. Указанные предложения выносятся на рассмотрение сессии Совета депутатов, которая может состояться не ранее чем через 30 дней со дня опубликования или обнародования проекта Устава муниципального образования, проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования.

Приложение к порядку учета предложений и
участия граждан в обсуждении проекта
Устава муниципального образования,
проекта муниципального правового акта о
внесении изменений и дополнений в Устав
муниципального образования

Форма учета предложений граждан по проекту Устава муниципального образования, проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования

№ п/п

Инициатор внесения предложений

Дата внесения

Глава, статья, часть, пункт, абзац

Текст Устава

Текст поправки

Текст Устава с внесенной поправкой

Примечание

Какие вопросы должны рассматриваться публично?

Важной особенностью законодательного закрепления рассматриваемого механизма является то, что он принуждает власти советоваться с гражданами по темам, напрямую затрагивающим их жизни. Принять решение без учета мнения населения становится не то что невозможно, но проблематично. Тем более что о проведении публичных слушаний необходимо оповещать народ как можно шире. Данная норма закреплена в законодательстве. Выносятся же на обсуждение следующие вопросы:

  • правила жизни в муниципальном образовании (устав) и все изменения в них;
  • бюджет (доходы и расходы);
  • проекты программ, направленных на развитие, в которые планируется вложить средства;
  • все новшества, связанные с преобразованиями в данном регионе.

Этот перечень неполный. Законодательно закреплена возможность инициирования гражданами или главой муниципального образования рассмотрения иных проблем в порядке публичных слушаний. Кстати, часто люди задаются вполне понятным вопросом: а каким образом им организовать данный процесс, в какие двери стучаться? В первую очередь следует изучить устав муниципального образования. В него, согласно законодательству, должны быть внесены все нюансы проведения этой работы. То есть, чтобы понять, с какой стороны подойти к власти в регионе, нужно прочесть устав. После этого рекомендуется внимательно ознакомиться с действующим законодательством. Тогда станет понятно, как использовать описываемую форму взаимодействия власти с обществом во благо.

Немного о местном самоуправлении

Чтобы понять, для чего проводятся публичные слушания по проекту, следует иметь представление о форме организации муниципальной жизни. Руководит всем местная власть, избираемая, согласно основному закону, плебисцитом. Граждане реализуют свои права на участие в управлении, когда отдают свой голос за политические силы. Но на этом их участие в муниципальной жизни не ограничивается.

Механизм взаимодействия властных структур с народом включает в себя инициативы граждан, их самореализацию, организацию публичных обсуждений важных решений и контроль за их исполнением. Эти формы соответствуют нормам демократического устройства общества. Власти совместно с населением должны стремиться к внедрению их в жизнь. Конечно, это идеальная модель. На практике все значительно сложнее. К примеру, организаторы публичных слушаний сталкиваются с проблемами уже на этапе привлечения людей к своим мероприятиям. Но обо всем по порядку.

Об организации данной формы работы

Рассмотрим правовые принципы института публичных слушаний. Среди их основ законодательно закреплены таковые:

  • предмет слушаний – это, по сути, проекты муниципальных актов, темы которых закреплены законодательно и приведены выше;
  • субъекты инициирования данной формы работы – это население и представительный орган региона;
  • процедура подготовки и проведения, закрепленные уставом.

В указанном нормативно-правовом акте закрепляется открытость проведения обсуждений. Также там должна быть приведена пошаговая инструкция по их проведению. Все описывается понятно и доступно, чтобы граждане могли вникнуть в суть своих прав и обязанностей, чтобы не возникало разночтений. Взаимодействие власти с обществом должно иметь простой и строгий порядок. Публичные слушания для того и проводятся, чтобы донести до населения суть развития региона. Чтобы люди понимали, почему приоритет отдается тем или иным проектам, высказывали собственное мнение, отстаивали взгляды и позиции.

Классификация института публичных слушаний

Данный вид работы можно рассматривать с точки зрения ее функциональности, обязательности проведения, инициаторов, целеполагания и так далее. Существуют такие обсуждения, что затрагивают важные для всех вещи. Некоторые касаются лишь часто населения. К примеру, возьмем классификацию по функциям. Публичные слушания могут проводиться в формах:

  • участие населения в решении местных управленческих вопросов;
  • выявление мнения;
  • привлечения к решению государственных задач;
  • осуществления права на информацию.

Если рассмотреть подобную деятельность с точки зрения обязательности проведения, то увидим, какие именно вопросы нельзя решать без общественности. Они указаны в законодательстве. Так, публичные слушания по проекту бюджета должны быть проведены обязательно. К ним привлекаются широкие слои населения.

Назначение публичных слушаний

Перейдем к бюрократическим процедурам. Когда возникает необходимость проведения данного мероприятия, следует издать специальное распоряжение главы муниципального образования. В нем указываются:

  • тема;
  • точная дата проведения;
  • персональный состав организационного комитета, в который включаются представители и власти, и общественности.

Гражданам следует знать, что муниципалитет (представительный орган) рассматривает их инициативу на очередной сессии. Ее могут и отклонить. Законодательно закреплено, что если документ, в котором формулируется инициатива, подписало более пятисот граждан, то слушания назначаются в обязательном порядке. Конечно, это касается не всех вопросов. К примеру, публичные слушания по бюджету проводятся в обязательном порядке. Это мероприятие, согласно нормам действующего законодательства, нельзя отменить.

Порядок подготовки обсуждения

Всей предварительной работой занимается оргкомитет. Его формируют в течение трех дней с момента принятия инициативы (вынесения решения). Оргкомитет собирается, выбирает председателя, вырабатывает план действий. Проанализировав тему слушаний, этот орган предлагает руководителю муниципалитета назначить ответственной за мероприятие то или иное структурное подразделение исполнительной власти. Кроме того, определяется круг лиц, привлекаемых к организации подготовки повестки дня и ее вопросов.

Здесь необходимо понимать, что любая тема должна быть обеспечена экспертными оценками, при ее рассмотрении следует учесть общественное мнение. То есть слушания готовятся широким кругом специалистов, которыми руководит оргкомитет. Обнародуется информация о проведении публичных слушаний за сорок дней до даты мероприятия. Эта обязанность закреплена законодательно за оргкомитетом. Все нюансы соблюдения порядка, приглашения населения и специалистов, подбора помещения и так далее тоже ложатся на плечи его членов. В их обязанности также входит ведение документации по учету экспертов и их мнений, подготовке итогового документа.

Участие населения в управлении

Преобразования в системе местной власти обуславливают практический и теоретический интерес к образованию новых институтов по учету общественного мнения в ходе принятия уполномоченными органами административных актов. В качестве одной из важнейших форм волеизъявления населения выступают публичные слушания. Развитие этого института имеет сегодня особый смысл. За счет внедрения его в деятельности местной власти обеспечивается более активное привлечение граждан к администрированию и решению насущных вопросов.

Формы вовлечения граждан в управление

Участие населения проявляется в следующих видах:

  1. Самозаявлении имеющихся запросов.
  2. Самореализации и самостоятельном удовлетворении нужд, осуществлении вопросов территориального характера. Это выполняется посредством принятия кадровых, индивидуальных, нормативных актов.
  3. Участии в решении местными органами проблем. В рамках этой деятельности созываются публичные слушания по проекту того или иного акта, программам, привлекаются жители для реализации принятых актов, оценке ситуации в МО и конкретных отраслях, функционирующих в пределах территории.
  4. Контроле со стороны местных жителей и их объединений работы территориальных структур, должностных лиц, депутатов.

Положение о публичных слушаниях

Эта форма участия местного населения в административной деятельности имеет сегодня принципиальное значение. Публичные слушания были введены законодательством в круг институтов реализации непосредственной демократии. В течение последних десятилетий отмечается отсутствие и правовой регламентации этой формы участия жителей на федеральном уровне, и практики по ее внедрению. Вместе с этим организация и проведение публичных слушаний должны стать неотъемлемыми элементами реализации власти народа. За счет этого института будет обеспечено непосредственное влияние населения на содержание актов, которые принимаются представительными органами МО.

Законодательная база

ФЗ от 6 октября 2003 г. в ст. 23 устанавливает перечень обязательных вопросов, выносимых на всеобщее обсуждение. Закон предусматривает публичные слушания по:

  1. Исполнению бюджета МО, составлению финансового плана.
  2. Разработке программ и планов развития территории.
  3. Проекту Устава МО и правовых актов о внесении дополнений/изменений в него.
  4. Вопросам преобразования территории.

Указанная норма носит императивный характер. Это означает, что публичные слушания муниципального образования выступают не только юридическим, но и реально действующим, фактическим инструментом непосредственной демократии.

Инициатива созыва

Проведение публичных слушаний может касаться и иных, не указанных в приведенной выше статье, вопросов. При этом инициатором могут выступать жители, представительный орган или глава МО. Эти собрания будут носить факультативный характер. В качестве гарантии созыва выступают: предварительное уведомление населения о месте и времени обсуждения, заблаговременное обнародование проекта нормативного акта, опубликование итогов обсуждения. В Уставе МО должны быть предусмотрены пункты, регламентирующие данные мероприятия.

Правовые основы

Законодательство устанавливает принципы реализации рассматриваемой формы народовластия. При этом в нормах установлено, что порядок проведения публичных слушаний определяется в соответствии с правилами, предусмотренными в Уставе или актах законодательных органов МО. В качестве основ института законодательство определяет:

  1. Предмет. Им являются проекты нормативных актов, касающиеся вопросов местного характера.
  2. Субъектов-инициаторов.
  3. Основу подготовительной процедуры.
  4. Субъекта назначения. Публичные слушания, созываемые по инициативе граждан или законодательного органа, назначаются последним, по предложению главы МО — им же.

Необходимо сказать, что еще до официального утверждения ФЗ от 2003 г. в ряде регионов уже была нормативно закреплена эта форма народовластия. Так, в Красноярске был принят акт городского Совета от 6 июня 2000 года, которым регламентировались принципы созыва и организация публичных слушаний. Они выступают в качестве формы непосредственного участия граждан в администрировании. Однако решение публичных слушаний носит рекомендательный характер и учитывается при утверждении институтами местной власти тех или иных актов.

Предмет обсуждения

Публичные слушания проводятся открыто. Их целью выступает предоставление населению возможности участвовать в разработке мер по устранению проблем, касающихся их непосредственного жизнеобеспечения и развития территории. К предмету обсуждения можно отнести:

  1. Вопросы территориального характера, отнесенные Уставом МО к его ведению.
  2. Проекты нормативных актов.
  3. Программы и планы, которые имеют общегородское значение и реализуются в пределах территории.
  4. Прочие актуальные вопросы.

Пошаговый порядок организации и проведения

Правила публичных слушаний, основы которых заложены в ст. 28 №131-ФЗ, а детальное описание, как правило, содержится в нормативно-правовых документах самого муниципального образования, предусматривают следующий порядок организации общественных обсуждений и проведения рассматриваемого мероприятия.

Этап №1. Назначение мероприятия

Как уже было отмечено выше, вопросами подготовки, организации и проведения публичных слушаний занимается глава МО или представительный орган МСУ. В большинстве случаев решение о назначении мероприятия издается в виде распоряжения главы МО, в котором обязательно содержатся следующие сведения:

  • повестка предстоящих слушаний с перечнем вопросов, которые необходимо обсудить;
  • дата начала и место проведения мероприятия. Важно напомнить, что дату назначает инициатор слушаний;
  • состав оргкомитета, в который входят представители общественности и органов МСУ.

Этап №2. Подготовка

Вторая стадия, которую предусматривает стандартный порядок организации публичных слушаний, заключается в проведении необходимых подготовительных мероприятий. Назначенный распоряжением главы МО оргкомитет выбирает руководителя, после чего вырабатывает комплекс мер по подготовке с назначением ответственных за каждую из них.

Одним из обязательных действий при этом выступает информирование населения, проживающего на территории МО. Порядок доведения сведений о планируемом мероприятии определяется уставом муниципального образования. Однако, №131-ФЗ устанавливает минимальный срок обнародования информации – 40 суток до начала мероприятия.

Этап №3. Проведение публичных слушаний

Начинаются любые публичные слушания с регистрации их участников. Затем оглашается повестка мероприятия, после чего определяется его регламент. Все перечисленные действия являются обязательными для любых публичных слушаний, независимо от темы.

Затем слово предоставляется экспертам, участвовавшим в разработке проектов правовых документов, обсуждение которых вошло в повестку собрания. После выступления каждого из них участникам слушания предоставляется возможность обратиться к оратору за разъяснением или с вопросом. По результатам обсуждения в проект документа могут быть внесены изменения.

Помимо внесения корректировок непосредственно на мероприятии, участникам публичных слушания предоставляется возможность разработать дополнительные предложения, связанные с обсуждаемыми вопросами, и предоставить их организаторам публичных слушаний в течение семи дней после их завершения.

Этап №4. Подведение итогов мероприятия

Разработкой итогового документа занимается оргкомитет. После окончания слушаний в течение недели принимаются предложения, которые могут быть предоставлены участниками мероприятия. Они оформляются в виде отдельного документа. Затем решения, принятые на публичных слушаниях, и предоставленные дополнительно предложения в полном объеме передаются главе МО, а итоговый документ публикуется на официальном сайте органов МСУ и в муниципальных СМИ.

Публикация итогового документа

Этой работой также занимается оргкомитет. Еще семь дней принимаются дополнительные предложения, которые оформляются отдельно от итогового документа. Последний по истечении указанного срока публикуется в местных СМИ, на официальных интернет-ресурсах. Все материалы публичных слушаний передаются главе муниципального образования для дальнейшей работы. Власти обязаны учитывать решение общественности при принятии решений по обсужденному вопросу.

Источники

  • http://kodeks.systecs.ru/zakon/fz-131/glava5/st28.html
  • https://RuLaws.ru/Gradostroitelnyy-kodeks/Glava-3/Statya-28/
  • http://conflictmanagement.ru/instrukciya-dlya-lic-prinimayushhix-uchastie-v-publichnyx-slushaniyax/
  • https://akseniha.nso.ru/publichnye-slushaniya/poryadok-provedeniya.html
  • https://BusinessMan.ru/new-publichnye-slushaniya-pravila-i-poryadok-provedeniya-dokumenty-i-opisanie-procedury.html
  • https://www.syl.ru/article/214693/new_publichnyie-slushaniya-organizatsiya-poryadok-provedeniya-rezultatyi
  • https://131fz.ru/primenenie/publichnye-slushaniya/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Cardmoscow
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

error: