ПРАВИЛА ЗАКУПКИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, изменения, особенности и другое

Содержание

Что изменится в 2020 году

04.01.2020 вступает в силу приказ Минздрава № 1064н от 19.12.2019. Этот приказ утверждает новый порядок определения начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) в госзакупках лекарств для медицинского применения. Приказ Минздрава № 871н от 26.10.2017 утрачивает силу.

Новые правила практически не отличается от ранее действовавших, но есть и особенности закупки лекарственных средств по 44 ФЗ в 2020 году:

  1. Когда применяют метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), заказчик обязан собирать и анализировать общедоступную информацию о ценах и отправить запросы о предоставлении ценовой информации поставщикам.
  2. Когда определяют средневзвешенные цены:
    • не учитывают цены на лекарства, которые закупались у единственного поставщика по п. 28 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ в форме запроса предложений, в т. ч. и в электронной форме по п. 7 ч. 2 ст. 83 и п. 3 ч. 2 ст. 83.1;
    • в закупках многокомпонентных лекарств заказчик вправе не учитывать цены соответствующих однокомпонентных лекарственных препаратов, за исключением ситуаций, когда контракт на поставку таких однокомпонентных лекарственных препаратов заключили в рамках конкурентной процедуры на поставку многокомпонентных лекарственных препаратов или наборов лекарственных препаратов;
    • вправе не учитывать цены поставленных лекарственных препаратов: с остаточным сроком годности, на 20 и больше процентов отличающимся от предусмотренного заказчиком; по контрактам, которые исполнены с неустойками и обращение которых на месяц расчета НМЦК приостановлено по ч. 1 ст. 65 Федерального закона № 61-ФЗ от 12.04.2010.
  3. Когда устанавливают цену единицы лекарственного препарата, не учитывают значения:
    • цены лекарства, которого нет в гражданском обороте;
    • референтной цены при определении цены для госзакупок у единственного поставщика по п. 28 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ путем запроса предложений, в т. ч. и в электронной форме по п. 7 ч. 2 ст. 83 и п. 3 ч. 2 ст. 83.1 44-ФЗ.
  4. Размер оптовой надбавки для лекарств из разных ценовых сегментов определяйте по наименьшему предельному размеру оптовой надбавки.
  5. В закупках у единственного поставщика по п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ заказчики вправе определять цену только методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
  6. Если в закупке нет участников, то когда проводите каждую следующую, устанавливайте минимальное значение НМЦК, которое идет после стартовой цены, по которой на участие в закупке не подано заявок.

24.12.2019 Минздрав запустил единую платформу для госзакупок лекарств. Планируется, что новый сервис позволит избежать завышения стоимости закупок и устранить недобросовестную конкуренцию

Заказ медизделий в период коронавирусной эпидемии

Распространение коронавирусной инфекции внесло определенные коррективы в госзакупки медицинских изделий и оборудования во время режима повышенной готовности. Так, начиная с марта, у заказчиков появилась возможность проводить закупку необходимой продукции, работы и услуги по п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ (письмо №24-06-06/21324 от 19.03.2020). Распространение коронавируса признали обстоятельством непреодолимой силы, поэтому организации вправе заключать контракты с единственным поставщиком для закупки любых товаров, работ и услуг, требуемых из-за режима повышенной готовности.

Но Федеральная антимонопольная служба рассуждает иначе. Специалисты ФАС допускают такие заказы, если есть прямая причинно-следственная связь между предметом контракта и профилактикой, предупреждением или ликвидацией последствий эпидемии коронавируса в России (письмо ФАС №ИА/21684/20 от 18.03.2020). Для таких госзакупок не применяется условие об отсутствии в перечне, утвержденном РП №1765-р от 30.09.2013.

ВАЖНО!
Приобретайте медицинские изделия у единственного поставщика по п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, только если установите связь между объектом закупки и профилактическими мерами против распространения коронавируса.

Дополнительной мерой поддержки стала возможность авансирования при заказах медицинского оборудования (ПП РФ №323, 324 от 21.03.2020). Теперь у Минпромторга появилась возможность выплачивать полный аванс (100%) за:

  • установки обеззараживания воздуха;
  • бесконтактные термометры;
  • теплотелевизионные регистраторы;
  • аппараты ИВЛ (искусственной вентиляции легких);
  • аппараты экстракорпоральной мембранной оксигенации.

Такие заказы включают работы и услуги по доставке в федеральные ведомства и региональные медицинские организации и по установке и расширенному гарантийному обслуживанию указанного оборудования.

Правительство РФ готовит еще одно постановление — о введении ограничений и условий допуска стентов для коронарных артерий (ст. 14 44-ФЗ). После его вступления в силу заказчикам придется отклонять все заявки с предложением о поставке иностранной продукции. Таким участникам отказывают, если есть хотя бы одна заявка, полностью соответствующая требованиям документации и извещения. Страну изготовления товара удостоверяют в сертификате установленного образца или заключением о подтверждении производства продукции на территории РФ.

В период карантина 2020 года Минпромторг выпустил проект новых распоряжений и постановлений, связанных с закупкой медоборудования и медикаментов. Если закупка проводится конкурентным способом, нельзя включить в один контракт или лот медизделия различных видов (п. 2 ч. 29 ст. 34 44-ФЗ). Исключение — госконтракты с НМЦК не выше 300 000,00 рублей.

Расширили список иностранных медизделий с ограничениями

С 11.07.2020 г. в перечне №1 по постановлением правительства №102 от 05.02.2015 скорректировали позицию с кодом ОКПД2 32.50.22.190. В нее включили «средство замещения синовиальной жидкости». Это значит, что в закупках этого медизделия учитывают ограничения, которые предусмотрены для перечня №1.

В июне 2020 года на сайте проектов нормативных актов опубликовали проект постановления правительства об изменении перечня отдельных видов иностранных медизделий, для которых устанавливают ограничения допуска. Предлагают изменить список, дополнив его 9 видами медицинских изделий. Собрали в таблицу название и код ОКПД2.

Медизделие ОКПД2
Тест-полоски к глюкометру для измерения уровня глюкозы в крови 20.59.52.199, 21.20.23.110
Дозиметры рентгеновского излучения клинические 26.51.41.110
Анализаторы биохимические, в том числе автоматические 26.60.12.119
Мониторы фетальные 26.60.12.119, 26.60.12.123

Микроскопы медицинские

Микроскопы для клинической лабораторной диагностики

Микроскопы биологические

26.60.12.119, 26.70.22.150
Аппараты ультразвуковые хирургические 26.60.12.132, 26.60.13.130, 26.60.13.190
Коагуляторы хирургические 26.60.13.130
Аппараты лазерные терапевтические 26.60.13.170, 26.60.13.190
Аппараты для брахитерапии 26.60.13.190

В пояснительной записке к проекту указано, что мощности отечественных производителей соответствуют потребностям системы здравоохранения. А цель изменений — обеспечить соблюдение баланса интересов локальных производителей и системы здравоохранения и в том числе простимулировать увеличение производства отечественных медицинских изделий и открыть новые производства.

Как определить способ закупки

Это первый шаг процедуры. При выборе способа заказа ориентируйтесь на аукционный перечень. Лекарственные средства включены в распоряжение правительства № 471-р от 21.03.2016, преимущество в закупках отдается электронному аукциону. Но не всегда. Заказчики вправе:

  1. Провести запрос котировок в электронной форме. Такая возможность есть для контрактов с НМЦК не выше 500 000 рублей. Совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) таких процедур — не больше 100 миллионов рублей или 10%. Запрос котировок на бумаге проводится исключительно по положениям статьи 76 44-ФЗ.
  2. Организовать электронный запрос предложений. Есть два допустимых варианта. Запрос предложений проводят либо для приобретения лекарств, указанных в решении врачебной комиссии, либо после несостоявшихся конкурентных процедур.
  3. Инициировать электронный конкурс. Торги в конкурсной форме проходят только в рамках статьи 111.4 закона о Федеральной контрактной системе — для заключения инвестиционных контрактов.

Допускаются и заказы малого объема: по решению заказчиков проводится закупка лекарственных препаратов у единственного поставщика. Правила обновились: заказы малого объема осуществляют для заключения соглашений, цена которых не выше 300 000 рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). Если вам необходимо закупить лекарства по медицинским показаниям, то лимит увеличивается. Вы вправе заключить контракт с единственным поставщиком на сумму до 1 миллиона рублей (п. 28 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Описываем характеристики и потребительские свойства лекарства

Заказ медикаментов — это сложная и поэтапная процедура. В первую очередь заказчик разрабатывает полное и логичное техническое задание и только потом проводит торги. В силу особенности закупки лекарственных средств по 44 ФЗ в 2020 году в документации надлежит подробно расписывать все свойства и характеристики продукции. Порядок описания каждой категории представим в таблице.

Позиция в техническом задании Правила описания
Наименование
  1. У любого медикамента три наименования — торговое название (название от производителя), МНН и группировочное, химическое наименование (по действующему веществу) — п. 16, 17, 17.1 ст. 4 61-ФЗ от 12.04.2010.
  2. В технической документации указываем МНН. В процессе формирования техзадания используем рекомендации ФАС (к примеру, Письма № ИА/3737/18 от 23.01.2018, № АК/12985/18 от 27.02.2018, № ИА/23540/18 от 05.04.2018, № АЦ/54724/18 от 16.07.2018).
  3. Торговое название прописываем в трех случаях (п. 6 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ):
  • у заказчика официально подтвержденная потребность в определенном лекарстве;
  • при проведении электронного конкурса на привлечение инвестора-поставщика (ст. 111.4 44-ФЗ);
  • при проведении электронного запроса предложения на приобретение лекарства по решению врачебной комиссии (п. 3 ч. 2 ст. 83.1 44-ФЗ).
Лекарственная форма Вариантов лекарственной формы множество — таблетки, порошок, спрей и проч. В документации пишем, что участник вправе предложить любой эквивалент формы лекарства, который соответствует способу введения, применения и обеспечивает надлежащий эффект. Эквивалентность определяется по перечню ЖНВЛП на 2020 год и реестру, утвержденному Приказом Минздрава № 538н от 27.07.2016. Если приобретаете лекарство для ребенка, то указывайте точный возраст, с которого допускается применение этого лекарства.

Не допускается любое ограничение конкуренции — указание формы выпуска, которую использует конкретный производитель. За нарушение этого правила заказчику грозит штраф в размере до 50 000 рублей (ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП, пп. «а» п. 2 ПП РФ № 1380, Решение Владимирского УФАС России № Г 406-04/2018 от 15.05.2018).

Дозировка Вот правила для дозировки (пп. «б» п. 3 ПП РФ № 1380, Письмо Минздрава России № 418/25-5 от 14.02.2018):
  1. Прописываем необходимую дозировку действующего вещества в лекарстве во всех возможных единицах измерения или в одной, если конвертация невозможна (для однокомпонентных препаратов).
  2. В документации отмечаем возможность указания эквивалентной дозировки для участников закупки (эквивалентные единицы или кратные дозировки).
  3. Для многокомпонентных лекарств указываем точную дозировку каждого компонента.
  4. Аэрозоли и спреи делить на компоненты запрещено.
  5. Информация о дозировке есть в любой инструкции по применению.
Количество препарата В описании указываем точное количество таблеток, граммов порошка, миллилитров раствора и т. п. Если необходимая дозировка 50 мг, то заказчику надлежит отметить возможность поставки в кратной дозировке — 25 мг в двойном количестве при наличии такой формы выпуска (Письмо ФАС России № РП/8185/18 от 08.02.2018).

Устанавливать количество упаковок, таблеток в одной упаковке, объем наполнения допускается в конкретных случаях и только при наличии обоснования (п. 6 ПП РФ № 1380).

Для электронного запроса предложений разрешено определять конкретное количество медикаментов — строго на период лечения пациента. Но есть условие: каждая закупка проводится в отношении определенного пациента (п. 3 ч. 2 ст. 83.1 44-ФЗ).

Остаточный срок годности Устанавливаем во временных единицах измерения (пп. «в» п. 2 ПП РФ № 1380). Пример — не менее 12 месяцев с даты заключения контракта (Решение ФАС России по делу № 19/44/105/956 от 12.04.2019). Не указывайте остаточный срок в процентах, за это предусмотрен штраф в размере 3000 рублей (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, Письмо ФАС России № АК/28644/15 от 09.06.2015).
Упаковка Формат первичной или вторичной упаковки указываем, если:
  1. Тип упаковки влияет на хранение препарата. Это подробно расписывается в техническом задании.
  2. Препарат вводится при помощи специального устройства, являющегося составной частью упаковки. Заказчик обязан предоставить участникам закупки альтернативу — иную упаковку и устройство для введения.

Упаковка представляет определенную комплектность (ампула, препарат, жидкость для разведения и проч.). Необходимо установить возможность отдельной поставки составных частей для участников закупки.

В техническом задании прописывается специфика и конкретные особенности поставки лекарственного средства. В этой части заказчики отмечают наличие вспомогательных веществ, необходимость поддержания особого режима температуры для хранения, особые требования и фармакологические показания. Главное — всегда обосновывать специфические указания и предоставлять альтернативные варианты для участников заказа.

Определение НМЦК

Порядок определения начальной (максимальной) цены госконтракта на поставку медизделий описан в проекте приказа Министерства здравоохранения. Минфин опубликовал этот нормативный акт еще в ноябре 2019 года. Цену на изделия, оборудование, расходные материалы и технические услуги на время действия гарантии рассчитывают в соответствии с п. 1, 3, 5 ч. 1 ст. 22 44-ФЗ. Приоритетный метод — сопоставление рыночных цен. Для анализа информации используют следующие источники:

  1. реестр контрактов в ЕИС. В расчет берутся госконтракты, исполненные в течение года до момента расчета НМЦК без применения к поставщикам штрафных санкций;
  2. предложения потенциальных исполнителей. Заказчики запрашивают актуальные сведения о стоимости изделий, оборудования, эксплуатационных работ и услуг. Другой вариант — использование открытой и общедоступной информации о рыночных ценах (ч. 18 ст. 22 44-ФЗ);
  3. сведения, полученные после размещения запросов цен в Единой информационной системе. Заказчику необходимо опубликовать минимум три таких запроса.

Формула расчета НМЦК такова (п. 8 проекта приказа):

В приказе описана ситуация, когда закупка медицинских изделий по 44-ФЗ производится без учета в стоимости расходных материалов и технического обслуживания, если это указано в техдокументации производителя. Цену единицы товара рассчитывают так (п. 4 проекта приказа):

Начальная цена медицинских изделий и оборудования в период гарантии по эксплуатации (сведения указывают в техдокументации) исчисляется по этой формуле (п. 5 проекта приказа):

Там же прописано, как определить стоимость расходных материалов для каждой позиции изделия, используемых при его эксплуатации по гарантии:

Стоимость расходных материалов определяется по объемным показателям здравоохранительных услуг, которые предоставляет организация в соответствии с госстандартами и рекомендациями по оказанию медицинской помощи населению. Значения цен каждой единицы медизделий и расходных материалов прописываются с учетом налога на добавленную стоимость (если эта продукция облагается НДС).

НМЦК медизделия и его техобслуживания в период действия гарантии определяется так (п. 6 проекта приказа):

А начальную цену единицы изделия, расходных материалов и ТО во время гарантийного срока рассчитывают по такой формуле (п. 7 проекта приказа):

Стоимость необходимых расходных материалов определите следующим образом:

Все изделий и расходные материалы, которые облагаются НДС, в формулах рассчитываются с учетом налога на добавленную стоимость.

Вот в чем заключается новый порядок расчета начальной (максимальной) цены или цены единицы медизделия. При расчете гарантийного срока используются специальные коэффициенты. Общий срок гарантии — не более 3 лет (36 месяцев), коэффициент за один год (12 месяцев) равен значению 1,0.

Если определить количественные показатели (объем поставки медицинской продукции, расходных материалов, выполняемых работ техобслуживания) невозможно, обосновывайте НМЦК по нормативам из ч. 24 ст. 22 44-ФЗ.

Проект приказа закрепляет не только порядок расчета начальной цены, но и другие правила. Вот как осуществляется закупка медицинских услуг по 44-ФЗ по-новому:

  1. Если закупаете медизделия и оборудование у единственного поставщика (ч. 4 ст. 93), рассчитывайте и обосновывайте НМЦК по нормам Федеральной контрактной системы.
  2. Если это закупка продукции, подлежащей государственному ценовому регулированию и включенной в реестр предельных отпускных цен, проверьте стоимостные показатели. Цена единицы изделия находится в пределах зарегистрированной отпускной цены. В это значение уже включены региональные оптовые надбавки, фактическая отпускная стоимость и НДС (если товар облагается налогом).
  3. Если госзакупка продукции с регулированной ценой не состоялась по причине отсутствия, недопуска или отклонения всех заявок, следующий заказ проводится по предельной цене из госреестра. Это правило применяется к медизделиям, которые одновременно относятся к одному виду номенклатурной классификации продукции и такой же позиции в КТРУ. В стоимости учитываются предельная величина оптовых надбавок, фактическая отпускная цена и НДС (если товар облагается налогом).

Для продукции, которая не подлежит государственному ценовому регулированию (или же предельная цена не зарегистрирована в госреестре), и заказ которой признан несостоявшимся (отсутствие или недопуск заявок, отклонение всех участников), заказчик корректирует план-график и проводит новую процедуру с тем же объектом закупки — электронный запрос предложений (п. 5 ч. 2 ст. 83.1 44-ФЗ) или иной тендер по нормативам Федеральной контрактной системы.

Особенности закупок медизделий в период коронавирусной эпидемии

В письме №24-06-06/21324 от 19.03.2020 Минфин указал, что заказчики вправе проводить закупки медизделий у единственного поставщика по п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Под это правило попали работы и услуги. Вслед за регулятором Антимонопольная служба разъяснила, что для таких госзакупок требуется причинно-следственная связь между объектом закупки и профилактикой, предупреждением или ликвидацией последствий распространения коронавирусной инфекции. А условие об отсутствии таких товаров, работ, услуг в перечне, по распоряжению правительства №1765-р от 30.09.2013, не применяется. Получается, что не все изделия закупают у единственного поставщика, а только те, что используются для профилактики, предупреждении или ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции.

23.03.2020 опубликовали 2 постановления о новых правилах авансирования медоборудования. Правительство разрешило Минпромторгу закупать со 100% авансом такие товары, работы и услуги:

  1. Теплотелевизионные регистраторы.
  2. Бесконтактные термометры.
  3. Установки обеззараживания воздуха.
  4. Аппараты искусственной вентиляции легких.
  5. Аппараты экстракорпоральной мембранной оксигенации.

В госконтракты по новым правилам попали работы и услуги по доставке этих изделий в федеральные органы исполнительной власти, установка и расширенное гарантийное обслуживание.

Наименование лекарственного средства

В извещении о закупке и закупочной документации заказчики должны указывать международное непатентованное наименование (МНН) препарата – это нужно учесть при поиске подходящих закупок. Поставщики же в своих заявках должны указать конкретное торговое наименование, то есть препарат, который они предлагают к реализации.

Например, заказчику требуется закупить МНН Диосмин, применяемый для лечения сосудов.

Поставщики могут предложить разные препараты с этим действующим веществом: Венозол, Венолек, Венарус и другие.

Бывает, что МНН не установлен, тогда заказчику следует указать химическое или группировочное наименование препарата.

Также в 44-ФЗ прописаны случаи, когда можно прямо указать торговое наименование, а именно:

  • если лекарственное средство входит в список закупаемых по торговым наименованиям в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 закона (проблема в том, что этот список пока отсутствует);
  • если закупка осуществляется путем запроса предложений в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 закона;
  • если закупка осуществляется у единственного поставщика в соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 93 закона;
  • если закупаются инсулины и циклоспорины.

Закупку веществ, указанных в последнем пункте, 44-ФЗ не регулирует. Однако Минэкономразвития совместно с ФАС и Минфином дало разъяснения, где разрешило закупать такие лекарства по торговому наименованию. При этом заказчику следует подготовить обоснование того, что ему необходим именно этот препарат, а не его аналог. Иначе ФАС или суд могут отменить закупку, ведь разъяснения министерств не имеют силы закона.

Электронный аукцион

Основным способом закупки лекарственных средств является электронный аукцион, поскольку они входят в аукционный перечень из распоряжения Правительства РФ № 471-р. В отдельных случаях закупка может осуществляться путем запроса котировок, а именно:

  • если НМЦ не превышает полумиллиона рублей;
  • когда контракт на поставку указанных лекарственных препаратов был заключен, но впоследствии расторгнут заказчиком в одностороннем порядке;
  • если суд расторг заключенный контракт на том основании, что победитель не производит поставку препаратов из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП)
  • если результаты аукциона были отменены контролирующими органами, а заказчику было разрешено провести запрос котировок.

Во всех этих случаях, кроме первого (НМЦК до 500 тыс. рублей), заключить контракт с победителем запроса котировок можно лишь на срок подготовки нового аукциона. Количество закупаемых лекарств при этом должно соответствовать нуждам заказчика на этот срок. Приглашения к запросу котировок должны быть направлены трем или более поставщикам.

Запрос предложений

Следующий способ определения поставщика, которым в отдельных случаях разрешено проводить закупку лекарств, — запрос предложений. Он разрешен при закупке медикаментов, которые по показаниям или в случае индивидуальной непереносимости нужны конкретному пациенту. Закупаются препараты по торговому наименованию и в объеме, необходимом больному на срок его лечения. Каждая такая закупка должна быть включена в план и план-график, но прежде ее должна обосновать врачебная комиссия. Решение о закупке должно быть зафиксировано в медицинских документах пациента, журнале врачебной комиссии, а также включено в реестр контрактов.

Как подготовить техническую документацию

Техническое задание — это основа любого заказа. В документах описывают объект торгов, ключевые свойства и характеристики препаратов, правила поставки и приемки лекарств. Техническое задание раскрывает наименование и лекарственную форму препарата, объем поставки и ее периодичность, срок годности, тип упаковки и дозировку. Описание делаем, руководствуясь постановлением правительства № 1380 от 15.11.2017, которое утверждает особенности описания лекарств. Любой заказ проходит по законодательным правилам, поставку надлежит сопровождать конкретными документами, которые прописаны в нормативах. Все сведения о закупаемом лекарстве представлены на двух ресурсах:

1. Каталог товаров, работ и услуг. Для поиска достаточно войти в Единую информационную систему, найти раздел КТРУ и ввести наименование приобретаемого товара в поисковую строку (п. 4 правил пользования КТРУ).

2. Государственный реестр лекарственных средств. Это официальный сервис Министерства здравоохранения.

Если необходимой информации в электронных системах не предоставлено, техническую часть готовьте по инструкции препарата.

Лекарства закупаются по действующему веществу. Проверяют его по МНН — международному непатентованному наименованию. Есть группировочное или химическое наименование. Его используют, если проверка лекарства по МНН не состоялась. Если вам необходимо несколько различных препаратов с одним действующим веществом, объединяйте их в один заказ и описывайте в технической части.

Заказчику доступно объединение заказов и по цене. Для этого придется просчитать сумму, в совокупности затраченную на приобретение лекарств в предыдущем году, и определить НМЦК текущего (объединенного) лота. Вот как они соотносятся (п. 1 ПП РФ № 929 от 17.10.2013):

  • СЗ (сумма заказов) за прошлый год не превышает 500 000 рублей, текущая НМЦК — не выше 1 миллиона рублей;
  • СЗ за прошлый год — от 500 000 рублей до 5 миллиардов рублей, текущая НМЦК — не выше 2,5 миллионов рублей;
  • СЗ за прошлый год — более 5 миллиардов рублей, текущая НМЦК — не выше 5 миллионов рублей.

Если у лекарственного препарата нет аналогов в лекарственной и дозировочной форме, объединять с другими медикаментами его нельзя. Не получится совместить закупку конкретного лекарства, назначенного комиссией врачей, с другими позициями. Не подлежат объединению в лоты и радиофармацевтические, психотропные и наркотические лекарства. Их закупают вместе, только если начальная цена контракта находится в пределах 1000 рублей (п. 2 ПП РФ № 929). Составляйте техническое задание корректно и не забывайте, что за нарушение заказчикам грозят крупные (до 50 000 рублей) штрафы от ФАС (ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ).

Госзакупка медизделий

Медицинские изделия — это продукция, которая применяется для здравоохранения с целью профилактики, диагностики и лечения заболеваний. Медицинские товары используются и для реабилитации, восстановления мониторинга состояния организма, исследований и диагностики. К таким товарам относятся (ч. 1 ст. 38 323-ФЗ от 21.11.2011):

  • инструменты;
  • приборы;
  • аппараты;
  • оборудование;
  • расходные материалы;
  • специальное программное обеспечение, используемое в сочетании с медизделиями;
  • прочие специализированные принадлежности.

Функциональное назначение медицинской продукции не связано с фармакологическим, иммунологическим и генетическим воздействием на организм человека.

Многие медизделия взаимозаменяемы. Взаимозаменяемость доказывается сравнением функций и технических характеристик таких принадлежностей. Номенклатурную классификацию продукции определяет Минздрав в Приказе №4н от 06.06.2012. Для заказчиков действует онлайн-сервис проверки на официальном сайте Росздравнадзора.

Заказчики проверяют классификационную принадлежность, код и описание закупаемых товаров по наименованию.

ВАЖНО!
В России запрещено торговать незарегистрированными медицинскими изделиями. Порядок регистрации регулируется ПП РФ №1416 от 27.12.2012.

Регистрацией занимается Росздравнадзор. Ведомство выдает регистрационное удостоверение по форме, утвержденной приказом №40-Пр/13 от 16.01.2013. Приобретать товары, не прошедшие регистрацию, нельзя. Если вы закупаете медизделия, запросите у исполнителя подтверждающую документацию. Вот что требуется для поставки медицинских товаров через тендер (укажите это требование во всех документах заказа):

  • регистрационное удостоверение;
  • техническая документация;
  • описание условий эксплуатации.

Порядок применения и требования к этим документам закреплены в приказе Минздрава №11н от 19.01.2017.

Медицинская продукция относится к товарам, в отношении которых применяется национальный режим по ст. 14 44-ФЗ. Объявляя закупку, установите ограничения на допуск зарубежной продукции. При разработке закупочной документации воспользуйтесь перечнем №1 и 2 из ПП РФ №102 от 05.02.2015 (п. 29 Обзора судебной практики №2, утвержденный президиумом ВС от 17.07.2019).

Для государственных и муниципальных заказчиков обязательно применение преференций при закупке медизделий, приборов и оборудования. Как правильно устанавливать такие ограничения, смотрите в таблице.

Ограничения по Перечню №1 из ПП РФ №102 Ограничения по Перечню №2 из ПП РФ №102
Запрещено включать в одну закупку или в один лот товары из перечня №1 и отсутствующие в нем. Страну происхождения продукции подтверждают сертификатом СТ-1. Все заявки с предложением иностранных продуктов отклоняются (исключением являются товары из ЕАЭС), если есть минимум две заявки, которые:
  • полностью соответствуют требованиям закупочной документации;
  • предлагают поставить товары из стран ЕАЭС;
  • не предлагают один и тот же товарный вид одного производителя или группы производителей.

Если вы не отклонили заявки с иностранной продукцией, перед тем, как применить условия допуска, проверьте наличие медицинские изделия в перечне к приказу №126н.

Нельзя менять товар на зарубежный аналог в ходе исполнения контракта, если вы отклонили такие заявки во время торгов.

Включать товары из перечня и не из него в одну закупку, лот или контракт нельзя. До вступления в силу нового порядка расчета НМЦК, обосновывайте ее по правилам, прописанным в приказе Минздрава №759н и Минпромторга №3450 от 04.10.2017. Стоимость определяется по формуле расчета цены и НМЦК. Начальная цена вычисляется по ценам и количеству приобретаемых медицинских изделий. Если количество определить невозможно, вместо НМЦК используйте начальную цену единицы товара, начальную сумму цен товарных единиц и максимальное значение цены контракта. В закупочной документации обосновывайте цену единицы товара, работы или услуги (ч. 24 ст. 22 44-ФЗ). Страна изготовления продукции подтверждается сертификатом СТ-1. Процентную долю стоимости материалов или сырья зарубежного происхождения в цене конечной продукции заверяют актом экспертизы.

Акт готовят специалисты Торгово-промышленной палаты. Для продукции из стран ЕАЭС используется аналогичный документ, который выдает уполномоченная организация этого государства. Заявки с предложением иностранной продукции отклоняют, если допущены хотя бы две заявки, которые:

  • соответствуют требованиям документов заказа;
  • содержат предложение о поставке товаров из стран ЕАЭС;
  • не включают один и тот же товарный вид одного производителя или группы производителей;
  • предлагают поставку продукции из перечня №2 с процентной долей стоимости иностранных материалов (сырья) в цене конечной продукции, соответствующей ПП №967;
  • подтверждают соответствие поставляемой продукции из перечня №2 по ГОСТ ISO 13485-2017.

Если приобретаемый товар есть в Перечне №2 и вы не отклонили заявку с иностранным предложением, примените условия допуска. При исполнении контракта поставляемая продукция не подлежит замене на иностранный (не из ЕАЭС) аналог. Если заказчик — федеральное или региональное бюджетное учреждение, ему необходимо соблюдать требования пп. «а», «б» п. 1 ПП РФ №967 от 14.08.2017 с учетом п. 2 ПП РФ №1589 от 19.12.2018. В закупке побеждает участник, который предложил продукцию из Перечня №2 локального производства и достиг показателя локализации собственного производства по ежегодному значению из ПП №967.

Заказчики обязаны применять ограничения по госзакупкам стоматологических материалов, которые относятся к классу медизделий. Если стоматологические приборы, оборудование или расходные материалы — это медизделия, требуйте у участников в составе заявки регистрационное удостоверение (пропишите это в документации). Но такая возможность действует только для электронного аукциона (п. 3 ч. 5 ст. 66 44-ФЗ). В электронном запросе котировок требовать регистрационные документы нельзя.

Особенности закупок медизделий по 44-ФЗ

В ч. 1 ст. 38 Федерального закона №323-ФЗ от 21.11.2011 указано, что медицинские изделия — инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и другие изделия, которые применяются в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой и с другими принадлежностями, которые нужны для применения этих изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медреабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медисследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, и функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.

Медизделия признаются взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.

Выделяют несколько видов: инструменты, приборы, мебель и другие. Приказ Минздрава от 06.06.2012 №4н утверждает номенклатурную классификацию, которая размещается на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и включает 19 групп изделий, к примеру: анестезиологические, общебольничные, гастроэнтерологические, ортопедические.

ВАЖНО!
На территории РФ разрешается обращение только зарегистрированных медизделий в порядке, установленном постановлением от 27.12.2012 №1416.

Госрегистрацию осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и выдает регистрационное удостоверение. Форма утверждена приказом Росздравнадзора от 16.01.2013 №40-Пр/13.

Госзакупщику важно понимать, что законом запрещено производство и закупка МИ, не включенных в госреестр. Ознакомьтесь с ним бесплатно на сайте службы здравоохранения. Проводя закупку, заказчик обязан потребовать предоставить регистрационные удостоверения, техническую и эксплуатационную документацию для проверки соответствия поставляемого товара требованиям законодательства. Требования к этой документации утверждены приказом Минздрава от 19.01.2017 №11н. Касается ли частных медицинских учреждений федеральное законодательство о закупках — нет, если только такое учреждение не получает субсидии из бюджета.

Применяйте ограничения на допуск импортных изделий из перечней №1 и 2 по постановления №102. Ограничения допуска по постановлению №102 применяются и в закупках услуг, в рамках которых планируется приобрести медизделия. Это указано в п. 29 Обзора судебной практики №2, который утвержден президиумом ВС от 17.07.2019.

Собрали в таблицу правила применения ограничений в закупках медицинских изделий.

Правила применения ограничения для медизделий из перечня №1 по постановлению №102 Правила применения ограничения для медизделий из перечня №2 по постановлению №102

Не собирайте в одну закупку товары, которые есть в перечне №1 и отсутствуют в нем.

Укажите, что участник подтверждает страну происхождения товара сертификатом СТ-1.

Отклоните все заявки, которые предлагают поставить иностранные медицинские изделия (исключение — медицинские изделия из государств — членов ЕАЭС), если поданы хотя бы две заявки, которые:

  • соответствуют требованиям документации;
  • содержат предложения о поставке товаров из стран — членов ЕАЭС;
  • не предлагают поставить один и тот же вид товара одного производителя или производителей, которые входят в одну группу лиц.

Примените условия допуска, если товар есть в перечне к приказу №126н и заявки с иностранным товаром не отклонены.

Когда контракт исполняется, не меняйте товар на иностранный (не из государства — члена ЕАЭС) и производителя, если все заявки с предложением иностранного товара отклонили.

Не собирайте в одну закупку товары, которые есть в перечне №2 и отсутствуют в нем.

Пока не утвердили новый порядок расчета НМЦК, рассчитывайте ее по методике, которая утверждена приказом Минздрава №759н и Минпромторга №3450 от 04.10.2017.

Методика предусматривает формулу расчета цены медицинского изделия и НМЦК. Расчет НМЦК проводится исходя из цены и количества закупаемых медицинский изделий. В 44-ФЗ прописано, что если количество товаров (объем работ, услуг) не определить, то вместо НМЦК заказчик определяет начальную цену единицы товара (объем работы, услуги), начальную сумму цен таких единиц и максимальное значение цены контракта.

Обоснованию в этом случае подлежит начальная цена единицы товара (работы, услуги) по ч. 24 ст. 22 44-ФЗ.

Укажите, что участник подтверждает страну происхождения товара сертификатом СТ-1, а процентную долю стоимости материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции — актом экспертизы, которую получает в Торгово-промышленной палате, или аналогичным документом, который выдан уполномоченным органом (организацией) государства — члена ЕАЭС.

Предлагают поставить иностранные медицинские изделия (исключение — медицинские изделия из государств — членов ЕАЭС), если поданы хотя бы две заявки, которые:

  • соответствуют требованиям документации;
  • предлагают поставить товар из стран — членов ЕАЭС;
  • не предлагают поставить один и тот же вид товара одного производителя или производителей, которые входят в одну группу лиц;
  • предлагают поставить изделия из перечня №2, в которых процентная доля стоимости иностранных материалов (сырья) в цене конечной продукции соответствует приложению к постановлению правительства №967;
  • предлагают поставить изделия из перечня №2, на производство которых есть подтверждение о соответствии ГОСТ ISO 13485-2017.

Примените условия допуска, если товар есть в перечне к приказу № 126н и заявки с иностранным товаром не отклонены.

Когда контракт исполняется, не меняйте товар на иностранный (не из государства — члена ЕАЭС) и производителя, если все заявки с предложением иностранного товара отклонили.

В закупках для нужд ряда ФГБУ и ГБУ субъектов РФ товаров из перечня №2 дополнительно соблюдаются требования пп. «а», «б» п. 1 постановления № 967 с учетом п. 2 постановления №1589. В частности, поставщика определяют из числа участников закупки, предложивших товары от производителей, которые:

  • локализуют собственное производство и реализуют товары из перечня №2;
  • достигли показателя локализации собственного производства, который соответствует ежегодному из приложения к постановлению правительства №967.

Дополнительные требования и условия для поставщиков

К поставщикам медицинских препаратов предъявляется дополнительное требование о наличии у них лицензии в соответствии с законом 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». Лицензированию подлежит деятельность по производству лекарств, а также оптовая и розничная фармацевтическая деятельность. Если закупаются наркотические или психотропные препараты, от поставщика дополнительно потребуется соответствующая лицензия. Требования о приложении к заявке лицензий заказчик должен включить в закупочную документацию.

Если закупаются лекарства из списка ЖНВЛП, то их стоимость не должна превышать предельные отпускные цены, установленные государством. Иначе в соответствии с частью 10 статьи 31 закона 44-ФЗ заявка будет отклонена. Та же участь постигнет заявку с предложением препарата, на который не зарегистрирована предельная отпускная цена.

Напомним, что в соответствии с частью 10 статьи 37 закона участник, который снизил цену более, чем на четверть от НМЦ, обязан представить дополнительное подтверждение своих возможностей. Например, документально доказать, что предмет закупки в нужном количестве имеется на складах. Также в качестве подтверждения подойдет гарантийное письмо производителя с указанием цены и количества поставляемого товара или иной документ, который подтвердит возможность осуществления поставки по указанной цене.

Особенности закупок медицинского оборудования и расходных материалов

Медицинское оборудование — это изделия медтехники, которые обеспечивают оптимальные условия при проведении лечебно-диагностических мероприятий и ухода за пациентами. Точного определения в законодательстве нет.

Отграничим госзакупки медицинского оборудования от иных закупок на поставку медицинских изделий по функциональной сложности и возможности длительного применения. В рамках этих закупок поставляют аппараты, машины, которые представляют из себя комбинации блоков, систем, мониторов, датчиков и расходных материалов (изделия, которые обеспечивают работу техники и выполнение процедур).

Когда выбираете способ закупки для такого оборудования и расходников, обратите внимание на аукционный перечень по распоряжению правительства №471-р от 12.03.2016. В этот перечень включено оборудование, которое относится к таким кодам ОКПД2:

  • 26 — «Оборудование компьютерное, электронное и оптическое». К этому коду относятся, например, компьютерные томографы, рентгенографические аппараты любых профилей, запчасти, платы к оборудованию. Обратите внимание, что часть кодов исключена из этого перечня, это коды 32.50.12, 32.50.13.120, 32.50.13.190;
  • 27 — «Оборудование электрическое». К нему относятся, например, лампы и некоторые комплектующие для оборудования;
  • 32.5 — «Инструменты и оборудование медицинские». К нему относится терапевтическое, дыхательное оборудование.

Напомним, что если оборудование включено в перечень по распоряжению правительства №471-р от 12.03.2016, заказчик выбирает любой способ закупки, кроме конкурсных процедур.

Когда готовите проект контракта на поставку такого оборудования, проверьте библиотеку типовых контрактов. Проверьте, есть ли обязанность использовать типовой контракт. Если ОКПД2 проводимой закупки соответствует показателям из информационной карты типового контракта, обязательно применяйте его.

Учтите, что правительство и Минфин установили ряд особенностей закупок медицинского оборудования по 44-ФЗ, в частности, применения национального режима.

Преференции по приказу Минфина №126н от 04.06.2018 предоставляются произведенному в странах ЕАЭС оборудованию, которое, например, отнесено к коду ОКПД2 32.5 «Инструменты и оборудование медицинские, в том числе стенты для коронарных артерий, катетеры».

ВАЖНО!
Требуйте от участников задекларировать (указать) в заявке страну происхождения оборудования. Это указано в п. 1.6 приказа №126н от 04.06.2018.

Ограничения на допуск к участию в закупке импортного оборудования устанавливаются, если закупаемая продукция попала в перечень по постановлению №102 от 05.02.2015. Например, код 32.50.21.112 — «Оборудование терапевтическое». Укажите в документации, что отклоните предложения о поставке импортного оборудования по принципу «третий лишний».

Запретите допуск импортного оборудования, если закупаете товар, который отнесен к коду ОКПД2 29.10.59.170 — «Медкомплексы на шасси транспортных средств», он включен в перечень по постановлению правительства №656 от 14.07.2014.

Не забудьте, что условия допуска импортного оборудования не применяются в закупках товаров, для которых правительство установило запрет по ч. 3 ст. 14 закона №44-ФЗ (ч. 4 ст. 14 закона №44-ФЗ, пп. «г» п. 2 приказа №126н).

Вот еще ряд правил, которые учитываются в закупках такого оборудования:

  1. Соблюдение требований Федерального закона №99-ФЗ от 04.05.2011 о лицензировании. Требуйте от участников закупки разрешение на производство и техническое обслуживание медтехники и оборудования.
  2. Обоснование медико-экономического характера для соблюдения рекомендаций органов исполнительной власти субъектов РФ, местной администрации. Например, правительством Санкт-Петербурга приняты рекомендации оснащать больницы города аппаратурой лучевой диагностики.

Как обосновать начальную (максимальную) цену контракта

Есть два варианта формульных расчетов начальной (максимальной) цены:

1. НМЦК — начальная (максимальная) цена контракта. Применяется в общих случаях.

2. МЗЦК — максимальное значение цены контракта. В этом случае действует и начальная цена единицы продукции или начальная сумма цен указанных единиц (ч. 24 ст. 22 44-ФЗ). Этот вариант используется, если заказчик затрудняется в определении точного объема партии. Расчетчик обосновывает цену соглашения с учетом всех возможных вариантов дозировки и способов применения (введения).

Не забываем и о федеральных (региональных) оптовых надбавках, предельных отпускных ценах и налоге на добавленную стоимость. Для всех заказов менее 10 миллионов рублей применяются федеральные надбавки. Если вы закупаете лекарства на 10 миллионов рублей и более по ценам, не превышающим предельные из соответствующего реестра, то индексируйте НМЦК и МЗЦК на величину действующей федеральной надбавки.

Региональные и муниципальные надбавки применяются так:

  • при цене тендера, не превышающей 10 миллионов рублей и предельной региональной или муниципальной величины;
  • при заказах, где НМЦК и МЗЦК выше 10 миллионов рублей и местного лимита, но не больше значений из государственного реестра предельных отпускных цен.
ВАЖНО!
Эти правила неприменимы к прямым заказам у производителя. Считайте цены правильно, иначе ФАС оштрафует на 50 000 рублей. При несостоявшихся торгах НМЦК и МЗЦК пересчитываются, после чего объявляется закупка с измененной ценой.

Возражения Минфина

Текст распоряжения согласовали ФАС и Минэкономразвития. Минпромторг попросил добавить в пояснительную записку фразы о приоритете закупок отечественных лекарств при закупке противоопухолевых препаратов, а также о полномочии проведения мониторинга лекарств российского производства. Кроме того, ведомство настаивает на составлении списка лекарств, которые будут закупаться центром.

Минфин обратил внимание на несколько пунктов. Так, в ведомстве сочли, что функции ФЦПиО будут частично дублировать полномочия по организации закупок Минздрава, при этом информации о сокращении численности работников Минздрава нет. Также Минфин указал на то, что Минздрав собосновал необходимость только 67 сотрудников, а не 100, а их средняя зарплата получилась выше, чем средний доход работника Минздрава за 2019 год. По мнению финансового ведомства, коллеги могли бы оставаться и в рамках уже запланированного бюджета.

Не доволен Минфин и тем, что Минздрав отошел от следования указания Путина по созданию «единственного поставщика зарубежных лекарственных препаратов и медицинских изделий», наделенного полномочиями по экспорту оригинальных лекарственных препаратов российского производства.

В Минздраве коллегам ответили, что полномочия по централизации закупок осуществляются Департаментом лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий «с привлечением прикомандированных сотрудников». «С учетом расширения перечня нозологий используемых сил и средств не достаточно для эффективной работы», – сообщили в Минздраве.

Определяем состав обязательных документов

Вместе с партией приобретенного товара поставщик предоставляет и сопроводительные документы. Законодательство в области госзаказа постоянно дорабатывается, а значит, корректируются и правила, по которым проводится закупка медикаментов по 44-ФЗ. В ближайшее время начнет действовать обновленное ПП РФ № 982 от 01.12.2009 (в редакции ПП РФ № 489 от 24.04.2019) — с 29.11.2019 вступит в силу обновленный перечень сертифицируемых лекарственных препаратов. Вот какие копии документов надлежит предоставлять для подтверждения сертификации медикаментов:

  • регистрационное удостоверение лекарства (ст. 13 61-ФЗ);
  • декларация соответствия (ПП РФ № 982 от 01.12.2009);
  • русифицированная инструкция по применению.

В состав обязательной сопроводительной документации входит и унифицированный протокол согласования цены лекарственного препарата из реестра ЖНВЛП.

Рассчитываем и готовим обоснование НМЦК лекарственных препаратов

Начальная (максимальная) цена контракта на закупку лекарственных препаратов определяется по формуле:

В 44-ФЗ есть правило: если заказчик затрудняется в определении количества товаров, то определяется не НМЦК, а начальная цена единицы поставляемой продукции, начальная сумма цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта (ч. 24 ст. 22 44-ФЗ). В таком случае готовится обоснование цены единицы товара. При определении единицы продукции учитываются все эквивалентные дозировки и способы введения лекарственного препарата.

Расчет ведется не одним, а несколькими методами. Исполнитель учитывает все действующие оптовые надбавки, предельные цены для их использования и НДС. При определении оптовых надбавок учитывается величина НМЦК и МЗЦК:

  • если цена закупки менее 10 млн руб., то применяются надбавки федерального уровня;
  • если цена заказа более 10 млн руб., но стоимость препаратов не превышает значение, установленное государственным реестром предельных отпускных цен, то используются надбавки федерального уровня;
  • если НМЦК и МЗЦК не выше 10 млн руб. и величины, определенной местными законодателями, то применяются надбавки регионального или муниципального уровня;
  • если НМЦК и МЗЦК выше 10 млн руб. и величины, определенной местными властями, но в пределах стоимости из госреестра отпускных цен, то используются надбавки регионального или муниципального уровня;
  • если проводится закупка у непосредственного производителя, то эти правила не применяются.

Некорректный или ошибочный расчет грозит заказчику штрафными санкциями в размере до 50 000 рублей. Если заказ не состоялся по причине отсутствия заявок, то НМЦК подлежит пересчету. Заказчику придется проводить повторные торги по обновленной НМЦК.

Импортозамещение

В настоящий момент действует Постановление Правительства № 1289, которое устанавливает приоритет жизненно важных лекарственных средств отечественного производства перед иностранными. Подавая заявку, участник подтверждает, что такой препарат не является импортным. При этом под отечественными лекарствами понимаются препараты, произведенные не только в России, но и в других странах ЕАЭС.

Требование о приоритете препаратов местного производства относится к закупкам, по которым поданы 2 и более заявки, удовлетворяющие всем условиям и содержащие предложения разных производителей из стран ЕАЭС.

 

Принимаем лекарства

Главное правило приемки любого товара — это полное соответствие поставленной продукции условиям, прописанным в контракте. Допускается внутренняя экспертная оценка характеристик лекарств или привлечение независимых экспертов (ч. 3 ст. 94 44-ФЗ).

Как провести торги

Заказчик разрабатывает закупочную документацию, техническое задание и проект контракта. Проект соглашения готовим на основании типового контракта (исключение — запрос котировок и работа с единственным поставщиком).

Следующий шаг — подготовка и публикация извещения. Все торговые процедуры проводятся по общепринятым в 44-ФЗ правилам. Следите, чтобы стояли ограничения в рамках национального режима и условия допуска. Важно указать еще одно требование — о предоставлении лицензии на фармакологическую деятельность. В необходимых лицензиях стоит разрешение на оптовую торговлю или производство медикаментов (письмо ФАС № ИА/64899/17 от 19.09.2017). Для приобретения наркотических и психотропных лекарств требуйте у поставщика профильный лицензионный документ.

Устанавливаем ограничения

Ограничения доступа иностранных медикаментов устанавливаются для объединенных заказов — когда приобретаются лекарства с одним МНН или группировочным, химическим наименованием (п. 1 Постановления № 1289, п. 2 Письма ФАС России № ИА/10439/16 от 19.02.2016). Если поставщик работает в странах ЕАЭС, то поставка лекарственных препаратов проводится без ограничений. Соблюдение национального режима выражается в следующих действиях:

  1. Определяем в извещении и закупочной документации для участника обязанность подтверждения страну происхождения препарата. Для этого используется специальное заключение Минпромторга или сертификат СТ-1.
  2. Отклоняем заявки и окончательные предложения с заграничными средствами, если среди поданных предложений зафиксированы два, удовлетворяющих условиям извещения и предлагающих товары из стран ЕАЭС. В такие заявки не включены предложения о поставке лекарственной продукции одного и того же производителя или изготовителей, относящихся к одной и той же группе лиц.
  3. Не допускаем замену медикаментов (на иностранный товар или другого производителя) в ходе исполнения контракта в случае отклонения всех предложений с иностранными препаратами.
Источники

  • https://goskontract.ru/podgotovka-k-tenderu/zakupaem-lekarstvennye-sredstva-poshagovaya-instruktsiya
  • https://gozakaz.ru/instruktsiya-po-zakupke-meditsinskogo-oborudovaniya-i-medizdeliy/
  • https://goskontract.ru/tender/kak-zakupayutsya-lekarstva-i-meditsinskaya-tekhnika
  • https://gozakaz.ru/instruktsiya-po-zakupke-lekarstv-po-44-fz/
  • https://zakupki-kontur.ru/news/zakupka-lekarstvennyx-preparatov-po-44-fz/
  • https://pharmvestnik.ru/content/news/Minzdrav-sozdast-edinyi-centr-lekarstvennogo-obespecheniya.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Cardmoscow
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

error: