Памятка порядок оповещения населения о чрезвычайных ситуациях

Содержание

А надо ли?

Оповещение населения об опасности – использование СМИ и иных информационных каналов для передачи сведений относительно ЧС, которые уже возникли либо могут произойти с высокой степенью вероятности. Дополнительно специальные службы сообщают, какими мерами можно защитить себя, какие приемы использовать, какие территории наиболее безопасны. Подобные мероприятия – важнейший способ пропаганды знаний относительно защиты участков, людей от ЧС. Раскрываются аспекты гражданской безопасности. Нередко актуальные сведения передаются относительно водных объектов. Оповещения необходимы при возникновении высокой вероятности возгораний с целью предупреждения пожаров.

Через сигналы оповещения населения можно оперативно предоставить широким слоям максимум сведений относительно правил поведения, а также привлечь внимание людей к сложившейся ситуации. Это особенно актуально в условиях доминирования стереотипов а-ля «само пройдет» и «меня не коснется». Массовое громкое уведомление о факторе опасности дает шанс всем и каждому осознать всю тяжесть обстоятельств, сложившихся в текущий момент, а четкое инструктирование касаемо действий предотвращает панику и хаос.

Как это работает?

Оповещение населения в условиях ЧС реализуется применением специализированного технического потенциала, организационных методов. Необходимо объединение сил, ресурсов нескольких госинстанций для обеспечения совместной работы разных путей передачи данных широкой аудитории. Применяя средства оповещения, технологии связи, вещательные сетки, общеиспользуемые каналы, можно довести жизненно важную информацию. Не стоит пренебрегать возможностями госструктур, госсистем, разработанных специально для ЧС. В настоящее время действует так называемое объединение РСЧС – единая госсистема, призванная предупреждать о ЧС и координировать работы при ликвидации последствий.

Существует несколько разноуровневых систем оповещения и эвакуация населения. Самый масштабный – это федеральный, то есть такая сеть передачи данных, посредством которой сведения распространяются по территории всей державы. Несколько менее масштабны межрегиональные оповестительные системы, работающие одновременно в нескольких субъектах в пределах одного федерального округа. Далее следуют региональные, охватывающие отдельные субъекты, муниципальные, ответственные за передачу сведений населению муниципального образования, и объектные. Последние (они же – самые мелкие) представляют собой такие локальные оповестительные системы, которые созданы для передачи срочной информации жителям районов, где находятся объекты, потенциально представляющие опасность для человека.

Своевременно и по назначению

Система централизованного оповещения населения разработана не только лишь для предоставления сведений широкой аудитории, но с целью своевременного привлечения внимания к сложившейся обстановке чиновников, федеральных органов исполнительной власти, властных субъектных инстанций. Через оповестительные системы сведения поступают в территориальные образования МЧС, открытые в регионах центры, ответственные за гражданскую оборону, ликвидацию последствий различных негативных событий. Данные оперативно разносятся между инстанциями, обязанными решать задачи ГО, принимать меры по предупреждению наступления тяжелых последствий.

Столь сложная, разветвленная, многоуровневая система централизованного оповещения населения позволяет быстро донести сигналы, данные о ГУ МЧС, исполнительной власти, которые затем уже передают переформатированные данные широкой аудитории. Региональные оповестительные системы также работают с ГУ МЧС (отделы, отвечающие за конкретный регион), руководством по ГО. Через системы регионального уровня сведения поступают диспетчерам, муниципальным службам, ответственным за защиту широкой аудитории органам, спецотрядам, обеспечивающим ГО. Наконец, данные направляются населению федерального субъекта.

Муниципальный уровень

В таких масштабах оповещение и информирование населения об опасности организовано с целью доведения информационных сводок до начальников расчетов ГО, спецсил, отрядов, привлеченных для работы в случае ЧС (включая предупреждение такой ситуации), диспетчеров, дежурных, а также простого населения, обитающего на территории этого муниципального формирования.

Локальный уровень

Такое оповещение населения о чрезвычайных ситуациях необходимо для предоставления данных о сложившейся обстановке лицам, живущим на территории, за которую оповестительная система отвечает, а также диспетчерам, дежурным, спасателям, аварийным службам, руководству, обеспечивающему ГО на этой территории.

Локальные системы оповещения

Чтобы оперативно оповещать население об авариях на АЭС и других объектах, где особенно велика опасность катастроф, в настоящее время создаются так называемые локальные системы оповещения. С их помощью можно своевременно оповещать не только рабочих и служащих этих объектов, но и руководителей предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, находящихся вблизи них, а также все население, попадающее в зоны возможного заражения, разрушения, катастрофического затопления. Границы таких зон, естественно, определяются заранее. Все предприятия, учреждения и населенные пункты объединяются в самостоятельную систему оповещения. Вместе с тем локальные системы, хотя и самостоятельны, но в то же время являются частью территориальной системы централизованного оповещения. Локальная система должна включаться очень быстро, чтобы информация об угрозе заражения или затопления дошла до граждан раньше зараженного воздуха или волны прорыва и чтобы осталось время для выполнения мер защиты.

Ответственность за организацию связи и оповещения несут начальники штабов по делам ГО и ЧС всех рангов, а непосредственное обеспечение и поддержание связи в исправном состоянии осуществляют начальники служб связи и оповещения областей, городов, районов и объектов экономики, то есть начальники областных, городских и районных узлов связи. Они отвечают за техническое состояние аппаратуры связи.

37 Подготовка населения к действиям в условиях чс

Подготовка населения к действиям в условиях ЧС является обязательной для всех граждан страны. Пропаганда знаний в области защиты населения, доведение до населения его прав и обязанностей обеспечивается органами управления, входящими в состав РСЧС всеми органами власти от федеральных до местных, органами местного самоуправления и общественными организациями. Важнейшей задачей пропаганды является разъяснение населению прав и обязанностей в области зашиты населения, определяемых Федеральным законом “О защите населения и территорий oт чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” в статьях 18 и 19.

Организация обучения рабочих и служащих на объекте экономики возлагается на руководство объекта, остального населения — на территориальные органы управления ГО и ЧС,

В интересах качественной подготовки к выполнению задач или обязанностей в условиях ЧС все население условно подразделяется на ряд категорий обучаемых (без учета подготовки профессионалов — спасателей):

— руководящий состав объекта;

— личный состав формирований;

— рабочие и служащие, учащаяся молодежь, население.

Каждая из категорий обучается по специальной программе. При этом руководящий состав проходит обучение на курсах повышения квалификации или специальных курсах, организуемых в системе РСЧС; личный состав формирований, рабочие и служащие — на объекте в учебных группах, подобранных с учетом исполняемых ими обязанностей в условиях ЧС; учащаяся молодежь по программам своих учебных заведений и остальное население — путем самостоятельного изучения брошюр, памяток и другой специальной литературы, а также прослушивания лекций и бесед, передаваемых по средствам массовой информации.

Кроме того, в целях приобретения и совершенствования тактических навыков и слаженных действий персонала объекта на объектах и в вузах проводятся комплексные учения или объектовые тренировки, в ходе которых обучаемым приходится действовать в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям ЧС.

Текст обращения к населению при возникновении эпидемии

Внимание!! Внимание!! Граждане!!! К вам обращается начальник (Ф. И.О.) _______ по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Красноманычского сельсовета.

_дата, время_______ на территории муниципального образования Красноманычского сельсовета отмечены случаи заболевания людей и животных ____________________________________________________________

(наименование заболевания)

Администрацией Красноманычского сельсовета принимаются меры для локализации заболеваний и предотвращения возникновения эпидемии.

Прослушайте порядок поведения населения

на территории муниципального образования Красноманычского сельсовета:

— при появлении первых признаков заболевания необходимо обратиться к медработникам.

— не употреблять в пищу непроверенные продукты питания и воду.

— продукты питания приобретать только в установленных администрацией местах.

Получить полный текст

— до минимума ограничить общение с населением.

Информация предоставлена Главным врачом центра гигиены и эпидемиологии в _______________.

Вы прослушали сообщение начальника (Ф. И.О.)__________ по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Красноманычского сельсовета.

Текст обращения к населению

при возникновении аварии на АЭС

Внимание!! Внимание!!Граждане!!! К вам обращается начальник (Ф. И.О.)___________ по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Красноманычского сельсовета.

В ______ часов произошла авария на _____________________________ АЭС _____________________________

(дата и время) (указать на какой)

В целях снижения влияния последствий аварии, населению Красноманычского сельсовета необходимо соблюдать меры радиационной безопасности и санитарной гигиены:

— главную опасность для людей, находящихся на местности, загрязненной радиационными веществами представляет внутреннее облучение, то есть попадание радиоактивных веществ внутрь организма с вдыхаемым воздухом, при приеме пищи и воды. Поэтому необходимо защищать органы дыхания от попадания радиоактивных веществ, подготовить жилище, соблюдать правила поведения;

— для защиты органов дыхания используйте респиратор типа «Лепесток 2, респираторы Р-2, ватно-марлевые повязки, противопыльные тканевые маски, а также гражданские противогазы.

Как изготовить ватно-марлевые повязки:

— берется кусок марли длиной 100 и шириной 50 см;

— в средней части куска на площади 30 х 20 см. кладется ровный слой ваты толщиной примерно 2 см;

— свободные от ваты края марли по всей длине куска с обеих сторон завертываются, закрывая вату 4

— с обеих сторон посредине марля разрезается 30 – 35 см;

— если имеется марля, но нет ваты, можно изготовить марлевую повязку. Для этого вместо ваты на середину куска марли укладывается пять – шесть слоев марли.

Помните!

Средства защиты органов дыхания необходимо обязательно использовать:

— при выпадении радиоактивных веществ на местности;

— при всех видах пылеобразования (сильный ветер, прохождение транспорта, особенно по грунтовым дорогам и т. д.).

Средства защиты можно не использовать при нахождении в жилых и административных зданиях, в тихую безветренную погоду и после дождя.

Защита кожных покровов

Попадание в больших количествах радиоактивных веществ на открытые участки кожи может вызвать ее поражение – кожные ожоги. Во избежание поражения кожных покровов необходимо использовать плащи с капюшоном, накидки, комбинезоны, резиновую обувь, перчатки.

Защита жилища, источников воды и продуктов питания

Все окна в домах закройте пленкой, входные двери оборудуйте мягкими шторами. Закройте дымоходы, вентиляционные отдушины (люки). Ковровые дорожки сверните, мягкую мебель накройте чехлами, столы накройте пленкой или полиэтиленовой пленкой. Перед входной дверью поставьте емкость и расстелите коврик. Колодцы оборудуйте крышками, навесами и глиняными отмостками. Продукты храните в стеклянной таре или полиэтиленовых пакетах, в холодильниках.

Соблюдайте правила радиационной безопасности и личной гигиены
Для предупреждения или ослабления воздействия на организм радиоактивных веществ:

— максимально ограничьте пребывание на открытой территории, при выходе из помещений используйте средства индивидуальной защиты (респиратор, повязку, плащ, резиновые сапоги);

— при нахождении на открытой территории не раздевайтесь, не садитесь на землю, не курите;

— периодически поливайте (увлажняйте) территорию возле дома для уменьшения пылеобразования;

— перед входом в помещение обувь вымойте водой или оботрите мокрой тряпкой, верхнюю одежду вытряхните и почистите влажной щеткой;

— строго соблюдайте правила личной гигиены;

— во всех помещениях, предназначенных для пребывания людей, ежедневно проводите влажную уборку, желательно с применением моющих средств

— принимайте пищу только в закрытых помещениях, тщательно мойте руки с мылом перед едой и полощите рот 0,5 % раствором питьевой соды;

— воду употребляйте только из проверенных источников, а продукты питания – приобретенные через торговую сеть;

— сельскохозяйственные продукты из индивидуальных хозяйств, особенно молоко, употребляйте в пищу только по рекомендации органов здравоохранения.

Соблюдение этих рекомендаций поможет избежать заболевания лучевой болезнью.

На территории села организован круглосуточный контроль за радиационной обстановкой.

При обнаружении уровней радиации, превышающих допустимые нормы, вы будете информированы дополнительно.

В дальнейшем вам следует действовать в соответствии с указаниями отдела по делам Гражданской обороны и Чрезвычайных ситуаций.

Вы прослушали сообщение начальника (Ф. И.О.) __________ по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Красноманычского сельсовета.

Текст

по оповещению населения в случае угрозы или возникновения стихийных бедствий

Внимание!! Внимание!! Граждане!!! К вам обращается штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Красноманычского сельсовета.

Прослушайте информацию о правилах поведения и действиях населения при стихийных бедствиях.

Стихийные бедствия — это опасные явления природы, возникающие, как правило, внезапно. Наиболее опасными явлениями для нашего села являются ураганы, наводнение, снежные заносы, бураны.

Они нарушают нормальную жизнедеятельность людей, могут привести к их гибели, разрушают и уничтожают их материальные ценности.

Об угрозе возникновения стихийных бедствий население оповещается по сетям местного радиовещания и посыльными.

Каждый гражданин, оказавшись в районе стихийного бедствия, обязан проявлять самообладание и при необходимости пресекать случаи грабежей, мародерства и другие нарушения законности. Оказав первую помощь членам семьи, окружающим и самому себе, гражданин должен принять участие в ликвидации последствий стихийного бедствия, используя для этого личный транспорт, инструмент, медикаменты, перевязочный материал.

При ликвидации последствий стихийного бедствия необходимо предпринимать следующие меры предосторожности.

— перед тем, как войти в любое поврежденное здание убедитесь, не угрожает ли оно обвалом.

— в помещении из-за опасности взрыва скопившихся газов, нельзя пользоваться открытым пламенем (спичками, свечами и др.)

— будьте осторожны с оборванными и оголенными проводами, не допускайте короткого замыкания.

— не включайте электричество, газ и водопровод, пока их не проверит коммунально-техническая служба.

— не пейте воду из поврежденных колодцев.

Вы прослушали сообщение начальника (Ф. И.О.) _________ по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Красноманычского сельсовета.

ТЕКСТ

по оповещению населения в случае получения штормового предупреждения

Внимание!! Внимание!! Граждане!!! К вам обращается начальник (Ф. И.О.)________ по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Красноманычского сельсовета.

Прослушайте информацию о действиях при получении штормового предупреждения Росгидрометеослужбы.

Штормовое предупреждение подается, при усилении ветра до 30 м/сек. После получения такого предупреждения следует:

— очисть территории дворов от легких предметов или укрепить их;

— закрыть на замки и засовы все окна и двери.

— укрепить, по возможности, крыши, печные и вентиляционные трубы, заделать щитами ставни и окна в чердачных помещениях.

— потушить огонь в печах.

— подготовить медицинские аптечки и упаковать запасы продуктов и воды на 2-3 суток.

— подготовить автономные источники освещения (фонари, керосиновые лампы, свечи).

— перейти из легких построек в более прочные здания или в защитные сооружения ГО.

Если ураган застал Вас на улице — необходимо:

— держаться подальше от легких построек, мостов, эстакад, ЛЭП, мачт, деревьев.

— защищаться от летящих предметов листами фанеры, досками, ящиками, другими подручными средствами.

Попытаться быстрее укрыться в подвалах, погребах, других заглубленных помещениях.

Вы прослушали сообщение начальника (Ф. И.О.) _________ по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Красноманычского сельсовета.

ТЕКСТ

по оповещению населения в случае угрозы или возникновения паводка (наводнения)

Внимание!! Внимание!!

Граждане!!! К вам обращается начальник (Ф. И.О.) __________ по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Красноманычского сельсовета.

Прослушайте информацию о мерах защиты при наводнениях и паводках.

Получив предупреждение об угрозе наводнения (затопления), сообщите об этом вашим близким, соседям. Предупреждение об ожидаемом наводнении обычно содержит информацию о времени и границах затопления, а также рекомендации жителям о целесообразном поведении или о порядке эвакуации.

Продолжая слушать местное радио или специально уполномоченных лиц с громкоговорящей аппаратурой (если речь идет не о внезапном подтоплении), необходимо подготовиться к эвакуации в место временного размещения, определяемого органами местного самоуправления (как правило на базе средней школы), где будет организовано питание, медицинское обслуживание.

Перед эвакуацией для сохранности своего дома необходимо следует: отключить воду, газ, электричество, потушить печи, перенести на верхние этажи (чердаки) зданий ценные вещи и предметы, убрать в безопасные места сельскохозяйственный инвентарь, закрыть (при необходимости обить) окна и двери первых этажей подручным материалом.

При получении сигнала о начале эвакуации необходимо быстро собрать и взять с собой документы, деньги, ценности, лекарства, комплект одежды и обуви по сезону, запас продуктов питания на несколько дней и следовать на объявленный эвакуационный пункт.

При внезапном наводнении необходимо как можно быстрее занять ближайшее возвышенное место и быть готовым к организованной эвакуации по воде. Необходимо принять меры, позволяющие спасателям своевременно обнаружить наличие людей, отрезанных водой и нуждающихся в помощи: в светлое время суток – вывесить на высоком месте полотнища, в темное – подавать световые сигналы.

Помните!!!

В затопленной местности нельзя употреблять в пищу продукты, соприкасавшиеся с поступившей водой и пить некипяченую воду. Намокшими электроприборами можно пользоваться только после тщательной их просушки.

Вы прослушали сообщение начальника (Ф. И.О.)__________ по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Красноманычского сельсовета

Основные определения

В случае возникновения чрезвычайной ситуации ключевую роль играет оперативность донесения информации до лиц, здоровью и жизни которых грозит опасность. Правильная и быстрая оценка вновь возникших обстоятельств позволяет выбрать наиболее оптимальные способы и методы защиты.

Время донесения информации не должно превышать пять минут. За это время должны быть оповещены соответствующие органы и лица, расположенные в месте чрезвычайного происшествия.

Своевременное реагирование позволит не только сохранить жизнь и здоровье людей, а также минимизировать размер материального ущерба от последствий. Создание ЛСО на производствах и промышленных предприятиях является первостепенной задачей штаба Гражданской обороны.

Локальная система оповещения – представляет собой комплекс технических средств оповещения на потенциально опасных объектах, промышленных предприятиях, производствах.

Первоочередной задачей ЛСО является:

  • оповещение персонала о чрезвычайном происшествии;
  • доведение до сведения информации руководству потенциально опасного объекта, службам гражданской обороны, спасателям;
  • руководство и координация действий лиц, находящихся в зоне происшествия или непосредственной близости.

Установка на территории потенциально опасного объекта локальной системы оповещения должно быть сопряжено с обязательным подключением к системе автоматизированного центрального оповещения города или населенного пункта.

Места размещения систем

Практика и анализ происходящих чрезвычайных ситуаций показали, что наибольшее количество происшествий, носящих техногенный характер, в результате которых возникает угроза жизни и здоровью людей, а также приносящих существенный материальный ущерб происходят на промышленных и производственных объектах.

Размещение локальных систем оповещения является не просто необходимостью, а требованием действующего законодательства РФ в этой сфере.

Характерным признаком, который объединяет такие объекты и может стать причиной возникновения чрезвычайного происшествия, является опасность.

Промышленные объекты, на которых высока вероятность аварии можно разделить на четыре основных группы, представляющие опасность:

  • химическую;
  • радиационную;
  • пожарную и взрывоопасную;
  • гидродинамическую.

Химически опасные предприятия — это объекты, на которых при возникновении чрезвычайного происшествия высока вероятность поражения людей, животных, растительного мира, а также угроза химического заражения окружающей среды опасными химическими реагентами, с существенным превышением их концентрации от допустимой нормы.

Главная опасность заключается в быстром распространении химически опасных веществ в нижних и околоземных слоях атмосферы, а также высока вероятность поражения источников воды. Усугубляет ситуацию сопровождение таких происшествий взрывами и пожарами.

Радиационно-опасные предприятия – объекты, включающие в себя ядерные реакторы, промышленность с использованием ядерного топлива или радиационный материал.

Опасность возникновения аварий на таких объектах усугубляется невозможностью визуально либо тактильно определить повышение радиационного фона в окружающей среде, быстрое распространения, и высокий поражающий фактор.

Пожарно- взрывоопасные предприятия – объекты, на которых могут производиться, храниться или транспортироваться материалы, приобретающие в определенной среде способность к детонации, воспламенению.

Возникновение чрезвычайных ситуаций на таких объектах приводят к частичному или полному разрушению зданий, сооружений, завалам. Оперативное реагирование в оповещении на таких предприятиях позволит избежать серьезных последствий в виде жертв, а также позволит быстро локализовать зону аварии.

Объекты, представляющие гидродинамическую опасность – гидротехнические конструкции искусственного или естественного происхождения, задачей которых лежит создание разницы уровня воды между объектом.

Аварии происходящие на естественных плотинах или гидротехнических сооружениях напорного фронта опасны прорывом большой массы воды, которой характера неконтролируемая разрушительная сила.

К гидротехническим опасным объектам относятся: естественные плотины и гидротехнические сооружения напорного фронта. При их прорыве появляется волна прорыва, обладающая большой разрушительной силой и образуются обширные зоны затопления.

Техническая составляющая

Локальная система оповещения зрения представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных технических средств. В его структуру входит основной блок управления, как правило, это компьютеризированная система, либо матричный блок управления. Коммутационный блок сигналов. Источники распространения и усиления звукового оповещения.

Полноценная действующая система локального оповещения включает в себя сирены или иные средства подачи тревожных сигналов, приспособления для голосового и речевого оповещения, ламповые или светодиодные индикаторы, маяки и подобные средства визуального сообщения.

Звуковая система оповещения, издавая сигналы информирует людей о произошедшей чрезвычайной ситуации либо аварии. На потенциально опасных объектах разрабатываются положения о порядке действий в случае возникновения аварии, дополнительные рекомендации и инструкции могут сообщаться через громкоговорители.

Голосовое оповещение считается наиболее информативным и продуктивным способом оповещения. Требование к созданию систем оповещения является обязательным на потенциально опасных объектах и регламентируется рядом законодательных актов РФ.

Проблемы системы оповещения в России

Действующая в настоящее время система оповещения в России состоит из трех подсистем:

  1. Оповещение аварийно-спасательных подразделений МЧС России о чрезвычайной ситуации
  2. Оповещение органов власти
  3. Оповещение населения

Проблемы в организации оповещения в России во время последних чрезвычайных ситуаций показали, что если первые две подсистемы работают четко, то система доведения сигналов оповещения до населения должна быть полностью перестроена.

Об этом недавно заявил глава МЧС России Владимир Пучков: «…Уже сегодня понятно, что нам нужно менять акценты и упрощать систему прохождения информации непосредственно до каждого человека в реальном времени. Современные технологии позволяют это сделать». О необходимости модернизации систем оповещения и создания единой системы оповещения населения Президент России Владимир Путин говорил еще в июле 201 2 г., после трагических событий на Кубани.

«Недавняя трагедия в Краснодарском крае, где погибли десятки людей, еще раз показала исключительную важность современной системы экстренного оповещения населения. Она должна быть централизованной и технически надежной, действовать на всей территории России, в городах и сельской местности, на промышленных предприятиях и социальных объектах и охватывать все без исключения категории населения: взрослых, детей, стариков, инвалидов», — сказал Владимир Путин.

Какие системы надежнее?

Учитывая распределение оповещателей по большой территории, одной из основных задач при построении системы оповещения является организация канала связи. От линий связи требуется максимальная надежность. Классическим способом организации связи между отдельными оповещателями является провод. В данном случае в зоне оповещения, которая может достигать внушительных размеров, исчисляемых в километрах, требуется развернуть проводную сеть. Нужно также обеспечить надежное крепление самих проводов, то есть опорную сеть. Но где гарантия, что в случае чрезвычайной ситуации (наводнения, оползня, землетрясения) не произойдет обрыва проводов?

Использование каналов GSM-операторов также не является оправданным по тем же причинам, что и проводных линий, — в случае ЧС (например, террористического акта) открытые каналы связи не работают из-за «перегруза» или отключения GSM-связи спецслужбами В условиях ЧС трансляция сигналов оповещения на объекты наиболее надежно может осуществляться только по специализированным радиоканалам, которые не разрушаются и не зависят от работы аппаратуры связи общего пользования.

Что такое «специализированный радиоканал»? Это двухсторонняя радиоканальная связь между устройствами системы оповещения населения о ЧС на специально выделенных для МЧС частотах. Это максимально надежная, неразрушаемая и не подверженная перегрузкам линия связи

Надежность радиоканальных систем оповещения обусловлена также наличием в таких системах возможности изменять маршрут доставки сообщений при выходе промежуточных узлов из строя, то есть динамической маршрутизации, что также является незаменимым качеством в условиях ЧС.

Технические средства оповещения

Какие технические средства оповещения используются в наши дни? Стоит вспомнить японскую систему оповещения населения во время цунами. 20% населения узнали о чрезвычайной ситуации из информационных сообщений по радио, ТВ, а также из рассылок на мобильные устройства. Сразу после землетрясения все три крупнейших японских оператора мобильной связи заявили, что их сети пострадали, особенно в прибрежных районах. В некоторых районах связь не работала как по причине разрушения инфраструктуры, так и из-за отсутствия электричества. В итоге около 78% жителей были проинформированы об опасности через систему экстренного уличного оповещения.

Таким образом, во время чрезвычайных происшествий люди меньше всего обращают внимание на ТВ и радио. Рассылки на мобильные телефоны тоже не являются надежным средством оповещения. Эти средства доставки информации не столь эффективны в экстренных ситуациях и могут использоваться только в качестве дополнения к специализированным Специализированными средствами оповещения являются сирены, громкоговорители, табло «Бегущая строка», видеотерминалы.

Сергей Шойгу, еще будучи главой МЧС России, отмечал, что система оповещения должна «не просто оповестить, а сказать, куда идти и что делать». Поэтому для информирования и управления действиями населения наибольшую значимость приобретают системы оповещения с возможностью трансляции голосовых сообщений через уличные громкоговорители и системы оповещения и управления эвакуацией внутри зданий Кроме того, руководить действиями населения во время ЧС может помочь также трансляция текстовых сообщений через табло «Бегущая строка» и видеотерминалы, например ОКСИОН.

Новые технологии оповещения

При создании комплексной системы экстренного оповещения о ЧС, в соответствии с Указом Президента № 1522, в дополнение к уже известным средствам оповещения будут также использоваться новые прогрессивные методы доведения информации до населения. Об этом заявил глава МЧС России Владимир Пучков.

Комментируя указ, министр пояснил: «Эта система будет базироваться, с одной стороны, на существующих системах информирования и оповещения населения, с другой стороны, конечно, будут созданы новые сегменты, которые будут использовать новые подходы и новые перспективные технологии».

Домофоны

К перспективным технологиям можно отнести оповещение населения посредством домофонов в жилых домах. Подобные разработки уже используются в ряде регионов.

Принцип действия системы оповещения через домофоны: Сообщение, набранное на пульте в МЧС, передается по радиоканалу МЧС на объектовые станции (устройства системы оповещения, установленные на объектах защиты), затем принятый объектовой станцией сигнал передается на блок управления оповещением, в котором преобразуется в голосовое сообщение для трансляции через домофоны в каждой квартире.

Таким образом, жильцам многоэтажного дома можно экстренно сообщить, какие меры необходимо принять в случае чрезвычайной ситуации.

Вибробраслеты

Другой эффективной разработкой в области оповещения являются вибробраслеты. Речь идет о персональных устройствах оповещения, которые в первую очередь актуальны для больниц и домов престарелых. Данные устройства являются радиоканальными и представляют собой наручные браслеты, которые снабжены вибрационным, звуковым и световым сигналами для оповещения, например, глухих и слабослышащих.

Электросирены С-40М (С-40), С-28

Применение электросирены обеспечивает гарантированное доведение тревожного сигнала в случае угрозы либо возникновения ЧС на потенциально опасном объекте.

Принцип действия системы основан на дистанционном запуске блока оповещения посредством цифровой, помехоустойчивой радиоканальной связи на частотах МЧС и обеспечивает 100%-ное доведение сигнала при запуске системы, делая безусловным механизм оповещения.

Методы оповещения и информирования населения о чрезвычайной ситуации

Производится на всех уровнях связи. Это и телевидение, радиовещание, использование средств для подачи световых и звуковых сигналов, применение специальной аппаратуры. Одновременно с этим населению даются указания, которые требуют незамедлительного выполнения. Если это природный катаклизм, то заранее сообщается приблизительное время начала трагедии, время приближения зараженного воздуха например. Сигналы, которые поступают от высшего штаба, дублируются всеми остальными штабами. Есть ряд сигналов, которые используют в системе оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. О них мы и поговорим ниже.

Сигнальное оповещение

Оповещение населения о чрезвычайной ситуации техногенного характера чаще всего происходит при помощи сигнала «Воздушная тревога», «Радиационная опасность», «Отбой воздушной тревоги», «Тревога». Это метод, который используют для подобных целей в городах и населенных пунктах. Он необходим, если противником будет внезапно применено химическое, ядерное или бактериологическое оружие. Большие города устанавливают сигнальные аппаратуры и средства связи, благодаря которым можно быстро активировать громкую связь и радиотрансляционную сеть. Защита и оповещение населения в чрезвычайных ситуациях происходят именно через аппаратуру, которая принимает сигналы от вышестоящих штабов.

«Воздушная тревога»

А теперь рассмотрим сигнал оповещения населения об опасности чрезвычайных ситуаций. Мы поговорим о сигнале «Воздушная тревога», который подается абсолютно для всех людей. Он говорит о том, что противник может нанести удар. По радиотрансляционной сети приходят сообщения о том, что началась воздушная тревога. Эти небольшое сообщения сопровождаются звуками транспорта или сирены. Длительность сигнала — примерно 2-3 минуты.

Услышав этот сигнал, рабочие должны прекратить свою работу и выполнить действия, заранее предусмотренные инструкцией и администрацией. Чтобы не было аварии, необходимо полностью придерживаться всех требований безопасности. Если технологический процесс прерывать нельзя, так как таковы требования безопасности или это необходимо во избежание аварии, то на производстве остаются дежурные. Позже для них строятся индивидуальные убежища. Транспортная система полностью останавливается, всё население переходит в защитное сооружение. При этом очень важно по сигналу соблюдать спокойствие. Надо понимать, что следование правилам поведения может сохранить жизнь большому количеству людей.

«Отбой воздушной тревоги»

Ещё один известный сигнал, который используют в системе оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Его дают органы гражданской обороны. Он означает, что граждане могут покинуть свои убежища после разрешения комендантов. Также сигнал означает, что рабочие могут продолжить производство. Если был нанесен какой-то удар, то в сообщении населению говорится о сложившейся обстановке, принимаемых мерах и способах поведения.

«Радиационная опасность»

Это сигнал оповещения населения об угрозе чрезвычайной ситуации, который используется в том случае, если было замечено приближение радиоактивного облака. Обычно оно образовывается после взрыва ядерного боеприпаса. После того как прозвучал данный сигнал, люди должны в срочном порядке надеть респираторы или ватно-марлевые маски. Если таких вещей под руками не оказалось, следует надевать противогаз. Также нужно взять с собой заранее заготовленные запасы некоторых продуктов, медицинские препараты и предметы первой необходимости. После этого следует поспешить в противорадиационное убежище.

«Химическая тревога»

Этот сигнал оповещения населения об угрозе чрезвычайной ситуации свидетельствует о том, что произошло химическое или бактериологическое нападение. В таком случае следует быстро надеть противогаз и укрыться в специальном сооружении. Если таких сооружений поблизости нет, необходимо спрятаться в производственном или подсобном здании. Если будет нанесен бактериологический удар, то по системам вещания органы гражданской обороны сообщат дальнейший список действий. Следует строго соблюдать все требования спасателей, а также своевременно выполнять их распоряжения даже после того, как опасность миновала.

Как организованы системы оповещения населения в ЧС

Система оповещения — это комплекс мер, технических сил различного направления, цель которых заключается в донесении срочной информации до большого количества граждан одновременно. В нее входят

  • все доступные средства связи и оповещения,
  • телевидение, радио, ресурсы интернета общего пользования,
  • печатные издания – для оглашения предупреждений и прогнозов.

Одновременно должны работать системы оповещения на нескольких уровнях – федеральном, региональном, областном или краевом, районом, муниципальном и объектовом, к примеру, на территории завода, предприятия или цеха.

От того, как организованы централизованные системы оповещения населения, насколько слажено функционируют все их службы и узлы, зависят жизни людей. Это обязаны понимать техники, обслуживающие их, и лица, отвечающие за их наличие. В экстренных случаях, когда ЧС возникла неожиданно – резкое повышение уровня воды, пожар, террористическая угроза или иные ситуации, системой оповещения подается специальный сигнал, резкий, громкий звук.

Принцип работы централизованной системы оповещения о ЧС

Не все понимают, как организованы системы централизованного оповещения населения в ЧС, и считают, что их функционал заключается в подаче звукового сигнала. На самом деле, это сложная схема информирования, знаков, тренингов и совместной работы нескольких служб – теле и радио каналов, СМИ, силовых структур.

Прежде всего, система является информационной, и начинает функционировать уже на уровне ознакомления населения с требованиями соблюдения норм безопасности и правилами поведения в случае возникновения ЧС. В систему входят даже незначительные для многих указатели, информационные плакаты, значки, планы эвакуации, мимо которых мы все проходим, не уделяя им должного внимания.

Системы экстренного оповещения об опасности, точнее громкоговорители и сирены, есть в каждом населенном пункте и на каждом крупном объекте. За их исправность и работу отвечают специальные службы, на которые ложится ответственность не только за своевременное включение, но и за безопасность населения. В небольших населенных пунктах ответственность за исправность громкоговорителей и сирен ложится на глав муниципалитетов.

Важные нюансы при организации информирования населения

Прежде всего необходимо обеспечить трансляцию всех актуальных сведений и рекомендаций при помощи доступных средств связи. Но, помимо этого, нужно позаботиться о том, чтобы в 5-минутном обращении содержалась вся необходимая информация, которая позволит сохранить жизнь граждан, оказавшихся в зоне поражения.

Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях крайне важно еще и по той причине, что отсутствие конкретных данных и соответствующей реакции местных властей в случае ЧС способно создать условия для возникновения панических настроений. Стоит отметить, что паника потенциально опасна не менее, чем сама угроза.

Более того, информационный блок должен быть понятным. То есть люди, услышав информацию и рекомендации, должны осознать ее без искажений и неверных выводов.

Кто отвечает за работу системы

Очевидно, что, кроме технической составляющей, важным является человеческий фактор. От квалификации и реакции дежурного персонала напрямую зависит тот факт, насколько эффективной окажется организация оповещения населения в чрезвычайных ситуациях при конкретных обстоятельствах.

Что касается более глобальных организационных моментов, то ими занимаются уже начальники штабов ЧС и ГО, причем независимо от того, какой они имеют ранг. А непосредственной поддержкой связи и ее изначальным обеспечением должны заниматься начальники служб оповещения населенных пунктов (объектов экономики, районов, городов, областей). В их обязанности входит контроль за состоянием воздушных и кабельных линий, а также аппаратуры связи.

Эвакуация

Порядок оповещения населения о чрезвычайных ситуациях может включать и финальный этап организации защиты населения, а именно — вывоз их с опасной территории.

Более того, эвакуация является одним из основных средств защиты жителей в случае возникновения ЧС. Суть этого комплекса мероприятий сводится к тому, что люди массово переселяются из районов и населенных пунктов, где есть риск получить ущерб здоровью вследствие различных видов угроз (от ЧС до военного вторжения).

Особенно актуальной эвакуация является в том случае, если в регионе не хватает защитных сооружений для размещения в них нужного количества людей. При таких условиях только быстрый и грамотный вывоз/вывод жителей в безопасную область может помочь избежать существенных жертв.

Заключение

Нетрудно прийти к выводу, что оповещение населения о чрезвычайных ситуациях является важной частью защиты жителей различных регионов от всех ключевых видов угроз, являющихся следствием ЧС.

По этой причине как к состоянию оборудования, как и к организации самого процесса, используемого для подачи сигнала, необходимо подходить с максимальной ответственностью

Источники

  • https://BusinessMan.ru/sposobyi-opovescheniya-naseleniya-o-chrezvyichaynyih-situatsiyah.html
  • https://studfile.net/preview/3896587/page:3/
  • https://pandia.ru/text/79/112/45835.php
  • https://ProtivPozhara.com/signal/peredacha/lokalnaja-sistema-opoveshhenija
  • https://www.dias-security.ru/info/opoveschenie-naselenija-o-chs-suschestvujuschie-reshenija-i-novye-razrabotki.html
  • https://www.syl.ru/article/353604/informirovanie-i-opoveschenie-naseleniya-o-chrezvyichaynyih-situatsiyah-poryadok-deystviya-naseleniya
  • https://zen.yandex.ru/media/kakprosto.ru/kak-organizovany-centralizovannye-sistemy-opovesceniia-naseleniia-o-chs—5abe2e8bd7bf2113e95d9768
  • https://FB.ru/article/235436/opoveschenie-naseleniya-o-chrezvyichaynyih-situatsiyah-poryadok-organizatsii-opovescheniya-naseleniya-v-chrezvyichaynyih-situatsiyah

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Cardmoscow
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

error: