Муниципальная служба это, закон о муниципальной службе в Российской Федерации, классификация должностей, особенности, основные права муниципального служащего

Содержание

Понятие и функции должностей муниципальной службы

Должности муниципальной службы – это должности в органах муниципального управления и избирательных комиссиях муниципальных образований, образованные сообразно уставу муниципального образования и состоящие в определенных обязанностях, направленных на реализацию функций, задач, полномочий органов муниципального управления, должностных лиц муниципальных образований и избирательных комиссий.

Должности муниципальной службы представляют собой служебные места, которые подразумевают исполнение конкретных служебных обязанностей, наделяются определенными ответственностью и социальной ролью.

Любая муниципальная должность характеризуется определенным кругом обязанностей и прав, которыми наделяются муниципальный служащий, замещающий эту должность. Также каждая муниципальная должность сопровождается определенной ответственностью, степень которой определяется составом полномочий этой должности.

Содержание муниципальной должности состоит в определении всех функций, которые подлежат выполнению муниципальным служащим, замещающим конкретную муниципальную должность. Примером таких функций муниципального служащего могут быть следующие:

Условия приема на службу

Муниципальная служба – не для всех. Согласно ст. 16 закона «О муниципальной службе в РФ» от 02.03.2007 № 25-ФЗ (далее — закон № 25-ФЗ) на муниципальную службу вправе поступать физические лица:

  • старше 18 лет;
  • владеющие русским языком;
  • отвечающие определенным квалификационным требованиям к должности;
  • не имеющие ограничений к службе.

Собственно ограничения установлены ст. 13 закона № 25-ФЗ для претендентов, которые:

  • недееспособны или ограниченно дееспособны;
  • осуждены и не могут выполнять должностные обязанности;
  • отказались от получения допуска к сведениям, составляющим охраняемую законом тайну (если этого требует замещаемая должность);
  • имеют заболевания из специального перечня, утвержденного в приложении № 2 к приказу Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 № 984н (ознакомиться с Перечнем можно в системе КонсультантПлюс. Если документ не открывается, воспользуйтесь бесплатным пробным доступом);
  • имеет родственные связи с руководителями государственных органов в этом же муниципальном образовании (например, для главы администрации — наличие родства с главой муниципального образования) и т. д.

Запрещено препятствовать в приеме на службу исходя из обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами, например:

  • из-за половой или расовой принадлежности;
  • места жительства;
  • финансового состояния.

Обратите внимание! Также установлен предельный возраст для замещения должности муниципальной службы — 65 лет.

Специфика

Квалификационные требования к должностям муниципальной службы, стажу работы, профессиональным знаниям, навыкам, которые необходимы для выполнения обязанностей, определяются нормативными актами местного самоуправления. В зависимости от уровня профподготовки сотрудникам присваивают классные чины. Их наименования утверждаются региональными законами. Группы должностей муниципальной службы определены в ст. 8 ФЗ №25.

Порядок принятия на муниципальную службу

Претендент должен отвечать требованиям, к которым относится следующее:

  • Наличие гражданства России
  • Достигнуть совершеннолетия, то есть 18 лет
  • Владеть государственным языком России или отдельного субъекта Федерации
  • Обладать соответствующим уровнем профессионального образования, в большинстве случаев требуется высшее образование в сфере юриспруденции или управления
  • Иметь стаж работы по профессиональной направленности или занятие ранее должностей на муниципальной службе
  • Не иметь оснований, ограничивающих поступление на службу в муниципальные органы

Никому не предоставляются какие-то преимущества или дополнительные ограничения, связанные с полом, национальностью, имущественным положением, религиозными или политическими взглядами.

Поступление на службу сопровождается прохождением гражданином конкурса. При положительном результате кандидат будет назначен на должность путем вынесения акта о назначении на должность. Впоследствии гражданин и представитель нанимателя заключают трудовой договор.

Описание категорий

Руководящие должности муниципальной службы разделяются на следующие категории:

  1. Ведущие. К ним относят заместителей председателей комитетов, начальников управлений и отделов МО. Ведущими должностями являются также начальники подразделений, секторов.
  2. Главные. К ним относят первых заместителей глав, руководителей администраций, управляющих делами МО, начальников органов самоуправления, председателей контрольно-счетных структур, а также начальников отделов и их заместителей.
  3. Высшие руководящие должности МО.

Специалисты, как выше было указано, могут быть:

  1. Ведущими. Это консультанты.
  2. Старшими. Ими являются главные и ведущие специалисты.
  3. Младшими. Ими являются специалисты 1-й, 2-й категорий, а также не имеющие категории.

Если гражданин занимает должность специалиста и одновременно выполняет функции главного бухгалтера или его заместителя, разрешено двойное наименование поста.

Форма анкеты

Форма анкеты на муниципальную службу утверждена распоряжением Правительства РФ «Об утверждении формы анкеты…» от 26.05.2005 № 667-р.

Заполнять ее необходимо от руки, разборчивым подчерком. В правом верхнем углу документа нужно наклеить фотографию соискателя.

Рекомендуем:

  • делать все записи, основываясь на документальных данных (например, информация об образовании переписывается из диплома, а сведения о присвоении воинского звания — из военного билета);
  • перечислять родственников в следующей последовательности: отец, мать, брат, сестра, сын, дочь, муж/жена, бывший муж/жена;
  • указывать цели пребывания за границей: туризм, учеба, командировка;
  • писать адреса регистрации и фактического пребывания, начиная с индекса.

О социальных функциях муниципальной службы

Построить более целостную картину о муниципальной службе невозможно без рассказа о ее основных социальных функциях.

Выделить здесь можно следующее:

  • постоянная поддержка слоев и групп населения, считающихся в обществе социально незащищенными;
  • своевременное осуществление социального прогнозирования;
  • работы по снятию любой формы напряженности в обществе;
  • работы по поддержанию стабильности в разных общественных сферах;
  • работы по профессиональному управлению разного рода ресурсами.

Муниципальная должность не может быть получена просто так. Более того, не так просто на этой должности удержаться. Необходимо постоянно совершенствоваться и усиленно работать. В частности, муниципальный служащий обязан:

  • постоянно осваивать технологии управления;
  • уметь грамотно сотрудничать с разными государственными и негосударственными органами;
  • подтверждать или повышать уровень своей квалификации.

Обязанности муниципального служащего

Все они прописаны в специальном трудовом положении. Вот лишь некоторые, самые основные обязанности представителей рассматриваемой сферы:

  • добросовестное и качественное исполнение всех необходимых функций;
  • обеспечение абсолютно беспристрастного и равного отношения к любым физическим или юридическим лицам; бесконфликтность и уравновешенность в разного рода отношениях;
  • соблюдение не собственных личных интересов, а интересов организации;
  • проявление корректности и уважения в обращении с любыми лицами;
  • проявление уважения и толерантности к традициям, обычаям и культурным элементам народов России;
  • недопущение конфликтных ситуаций, обязательное принятие мер по их устранению.

Должности муниципальных служащих бывают самыми различными. Каждый представитель рассматриваемой сферы наделен рядом индивидуальных функций. Однако все обязанности, представленные выше, распространяются абсолютно на всех лиц, задействованных в сфере муниципального управления.

Особые случаи

В ТК предусмотрены обстоятельства, при наличии которых наниматель обязан осуществить перевод муниципального служащего на другую должность. В качестве первого основания выступает состояние здоровья работника. По ст. 73 ТК служащего, нуждающегося в переводе на иную должность в связи с медицинским заключением, по его письменному согласию наниматель должен переместить на другую работу, не противопоказанную ему. Здесь необходимо учесть один нюанс. Если сотруднику необходим временный перевод (на срок 2-4 месяца), он отказывается от перевода на другую работу на постоянное время либо у нанимателя отсутствует соответствующая должность, работодатель обязан на весь срок, определенный медицинским заключением, отстранить его от деятельности с сохранением за ним должности.

Еще одним основанием является изменение технологических либо организационных трудовых условий. О них сотрудники уведомляются не меньше чем за 2 месяца до их начала. Если при структурной реорганизации либо по иным причинам условия, определенные сторонами, не могут оставаться прежними, разрешено их изменение по инициативе нанимателя. Корректировка трудовых функций служащих при этом не допускается. Сотрудники могут выразить несогласие с новыми условиями. В этом случае наниматель должен предложить им перевод.

Следующее основание касается восстановления в должности лица, ранее ее занимавшего. Оно осуществляется по решению госинспекции по труду или суда. Соответственно, сотруднику, который замещал должность этого субъекта, должен быть предложен перевод.

Еще одним основанием выступает заключение договора с нарушением ограничений, предусмотренных в ТК или ином федеральном законе. Если оно допущено по вине сотрудника, наниматель не должен предлагать ему другую должность.

Где работают и чем занимаются муниципальные служащие?

Вне зависимости от того, в каком населенном пункте вы живете — городе, поселке и т.д. — на его территории обязательно есть местные органы власти (или, как их еще называют, органы местного самоуправления).

К числу таких органов относят городские и районные администрации, а также другие муниципальные структуры. Должности в подобных учреждениях занимают муниципальные служащие, исполняющие определенные обязанности в местном органе власти на возмездной основе (т.е. за денежное содержание или, проще говоря, заработную плату).

Чем же конкретно занимаются местные чиновники? Главная их задача — это обеспечение нормальной жизнедеятельности города, района и т.д. Перечень обязанностей каждого служащего зависит от того, какую именно должность он занимает.

Так, например, сотрудники комитетов (управлений) по финансам занимаются местным бюджетом, комитетов по ЖКХ — управляют сферой жилищно-коммунального хозяйства, управлений градостроительства — следят за исполнением градостроительных норм на территории муниципального образования.

Образование

Замещение вакантной должности муниципальной службы допускается лицом, имеющим:

  1. Для высших и главных постов – в/о по соответствующей специализации. Допускается иметь высшее профессиональное образование по направлению «государственное и муниципальное управление». Аналогичное или равноценное образование рекомендуется и для старших и ведущих сотрудников.
  2. Для младших служащих – профессиональное с/о по специализации муниципальных должностей либо равноценное ему.

Документы, необходимые для прохождения конкурса

Гражданин, изъявивший желание поступить на муниципальную службу должен представить:

  1. Заявление, в котором описывает свою просьбу о принятии его на службу с указанием конкретной должности, которую хочет замещать.
  2. Анкетные данные, в которых излагаются сведения о себе, своей семье, образовании, опыте работы и различных умениях и навыках, например, владение ПК, средствами интернет.
  3. Документ, подтверждающий личность и гражданство.
  4. Трудовую книжку, если гражданин поступает на службу впервые.
  5. Документ, подтверждающий уровень профессионального образования.
  6. Страховое свидетельство из Пенсионного фонда РФ.
  7. Свидетельство ИНН.
  8. Военный билет или приписное свидетельство для лиц мужского пола.
  9. Заключение медицинского учреждения о состоянии здоровья и отсутствии заболеваний, при наличии которых невозможно занимать должности на муниципальной службе, например, наркомания, туберкулез, психические расстройства.
  10. Информация о полученных доходах за год до подачи заявления на службу.

Также, могут предъявляться и иные документы. Гражданин отвечает за подлинность представленных документов

Перевод сотрудников

По положениям ст. 72.1 ТК он может быть постоянным либо временным. В первом случае необходимо согласие сотрудника, оформленное письменно. После его получения составляется соглашение к основному договору. В соответствии с ним издается приказ о переводе. Служащий может быть повышен или понижен. Последнее осуществляется по итогам аттестации. В этом случае также требуется согласие работника. Если сотрудник его не дает, наниматель вправе уволить его в течение 1 месяца с даты получения результатов аттестации. По истечении указанного срока расторжение договора с сотрудником, равно как и понижение его в должности не допускается. Временный перевод может производиться без согласия работника. Однако в этом случае за сотрудником сохраняется его прежняя должность и место осуществления деятельности. В трудовую книжку запись не вносится, но издается соответствующий приказ. В качестве оснований для его утверждения выступают документы, подтверждающие необходимость временного перевода.

Чем муниципальный служащий не вправе заниматься

Согласно ФЗ служащий не вправе:

  • осуществлять профессиональную деятельность помимо службы (ограничение не касается творческих занятий),
  • заниматься деятельностью в сфере предпринимательства (в том числе и через оформление доверенности на третьих лиц),
  • принимать подарки в материальном или денежном эквиваленте за осуществление службы,
  • пользоваться должностью для представления интересов объединений,
  • принимать участие в митингах,
  • представлять интересы граждан в административном органе по месту несения службы.

Но работнику не запрещается заниматься педагогической деятельностью, создавать профсоюзы и получать данные, которые касаются выполнения обязанностей.

Об ответственности муниципального служащего

Права муниципальных служащих мало чем отличаются от прав обычных трудящихся лиц. А что можно сказать об ответственности? В этом случае все куда сложнее и даже интереснее. Ведь представители рассматриваемой сферы несут куда большую ответственность за все свои действия.

Зависит здесь все и от уровня квалификации и возложенных на человека полномочий. Немаловажную роль играет и стаж. В целом любые должности муниципального образования не так уж и просто занять, а тем более удержать. На простого служащего оказывает давление как простой народ, так и начальство. Работа в органах муниципального самоуправления является невероятно сложной и ответственной.

 

Классификация муниципальных должностей

Названное выше положение закрепляет в муниципальной службе определенную градацию должностей.

В основу муниципальной службы положен очень важный принцип: служащий в рассматриваемой сфере замещает муниципальные должности, не являющиеся выборными. При этом все имеющиеся должности подразделяются на те, которые:
  • замещаются путем оформления трудового договора;
  • замещаются путем принятия решения выборным органом местного самоуправления в отношении служащих, избранных в данный орган выборным путем;
  • замещаются путем муниципальных выборов.

Стоит рассказать и об иной квалификации. Так, все муниципальные должности делятся на:

  • младшие;
  • старшие;
  • ведущие;
  • главные;
  • высшие.

Административное наказание

В законодательстве предусматривается ответственность для работников, нарушающих требования норм. Некоторые виды наказаний исключают возможность продолжения сотрудниками их прежней деятельности. Стоит отметить, что в ч. 1 19-й статьи ФЗ № 25 предусматривается специальное основание для прекращения трудовых отношений с работником. Им выступает дисквалификация служащего. В указанном законе не предусмотрен перевод сотрудника на другую работу при назначении ему этого наказания. Нормативно этот вопрос не урегулирован. В этой связи, по мнению экспертов, если сотрудник был дисквалифицирован, то наниматель обязан предложить ему другую должность, но не связанную с муниципальной службой. Если же других вариантов задействовать гражданина в учреждении нет или он не согласен с таким переводом, руководитель вправе расторгнуть договор.

Особенности правового статуса муниципальных служащих

Деятельность МС регулируется специальным нормативно-правовым актом — ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Из этого закона можно получить следующую информацию:

  • права и обязанности служащих;
  • ограничения и запреты, установленные для местных чиновников;
  • требования к служебному поведению;
  • особенности проведения конкурса на замещение должностей и т.д.

Несмотря на существование специального закона, нормы Трудового кодекса РФ также распространяют свое действие на МС. Однако, в отличие от большинства работников, которые трудятся на общих основаниях, для МС предусмотрен ряд привилегий.

Так, например, они имеют право на более продолжительный ежегодный отпуск, а также на доплаты к пенсии. Кроме того, находящиеся на муниципальной службе работники могут получить дополнительное профессиональное образование (обучение будет оплачено из средств местного бюджета).

Важно! Не все сотрудники органов местного самоуправления имеют статус муниципальных служащих. Помимо самих чиновников, в таких структурах работают обеспечивающие специалисты — сотрудники, на которых не распространяются нормы ФЗ № 25.

А какие запреты установлены для местных чиновников?

Как и государственная служба, муниципальная — это не только определенные привилегии, но и немалое количество ограничений и запретов. Если вы станете служащим в местном органе власти, нужно быть готовым к тому, что вам запретят:

  • заниматься предпринимательской деятельностью (о собственном бизнесе придется забыть);
  • публично высказываться о деятельности местной власти (т.е. критиковать местных чиновников — во всяком случае, публично — вы больше не сможете);
  • принимать звания и награды от иностранных государств без разрешения работодателя;
  • разглашать конфиденциальные сведения и служебную информацию;
  • выезжать в командировки за счет средств других лиц (если об оплате командировки договорится сам орган власти, то можно);
  • быть поверенным третьих лиц в органах власти;
  • заниматься оплачиваемой деятельностью без письменного разрешения работодателя (если оплата будет происходить за счет средств иностранных государств) и т.д.

Также после поступления на муниципальную службу потребуется отчитываться обо всех своих доходах и расходах (а также о расходах и доходах мужа/жены и несовершеннолетних детей).

То есть просто так купить квартиру уже не получится: вы будете обязаны рассказать работодателю, за какие именно средства приобреталась недвижимость. И еще один момент, к которому не все бывают готовы: сведения о доходах, расходах и принадлежащем вам и членам семьи имуществе будут публиковаться в открытых источниках (на сайте органа власти, в котором вы работаете).

Важно! С запретами служащие сталкиваются не только во время нахождения на муниципальной службе, но и после увольнения. Так, в течение двух лет после увольнения без согласия специальной комиссии бывшим служащим запрещено устраиваться на работу в те организации, с которыми они были связаны по службе.

Нюанс

Если временный перевод сотрудника стал постоянным, издается соответствующий приказ. На его основании вносится запись в трудовую. При этом дату указывают ту, с которой был осуществлен временный перевод. Достаточно часто на практике возникает вопрос: допустимо ли на определенный период перевести работника, который не является муниципальным служащим, на такую должность? В данном случае следует обратиться к нормам законодательства. В ст. 72.2 ТК и ФЗ № 25 не предусматривается никаких ограничений для замещения должностей муниципальной службы на время отсутствия основного сотрудника. Однако при этом должны выполняться определенные условия. В частности, необходимо учитывать требования к должности муниципальной службы, предусмотренные в законах субъектов РФ.

Соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной службы

Должности муниципальной службы приводятся в соответствие с должностями государственной службы. Порядок этого соответствия определяется муниципальными правовыми актами.

Примером соответствия может выступать следующее соотношение:

  • во-первых, главным должностям государственной службы соответствуют главные и высшие должности муниципальных служащих;
  • во-вторых, ведущим должностям государственной службы соответствуют аналогичные должности муниципальных служащих;
  • в-третьих, старшим должностям государственной службы соответствуют старшие должности муниципальных служащих;
  • в-четвертых, младшим должностям государственной службы соответствуют младшие должности муниципальных служащих.

Подразделения

В муниципальных органах образуются необособленные структуры. Процесс их формирования регламентируется правовыми актами МО. Органами самоуправления, в которых работают муниципальные служащие, являются районные и городские администрации. Структура последних достаточно сложна и имеет ряд особенностей. Вместе с главой администрации и его заместителями в нее включены:

  1. Сектора и отделы.
  2. Отраслевые органы. Эти структурные подразделения наделяются статусом юрлица, имеют самостоятельный баланс, круглую печать и банковский счет. К отраслевым органам относят разнообразные департаменты, комитеты и управления.
  3. Территориальные структуры. Ими являются администрации городских районов. Эти структуры также выступают в качестве юрлиц. Они функционируют в соответствии с уставами и положениями, утверждаемыми городской администрацией.

Территориальные и отраслевые органы также имеют свои подразделения. К примеру, в Управлении образования могут присутствовать отделы по правовому и кадровому обеспечению, по защите прав несовершеннолетних и так далее. Руководит отраслевым органом начальник департамента (управления). Он назначается на должность и освобождается от нее по решению главы администрации. Начальник отраслевого органа представляет интересы департамента (управления) без доверенности, принимает на работу сотрудников и увольняет их, утверждает инструкции, положения о подразделениях, штатное расписание. В уставе предусматриваются и иные обязанности для этого служащего. Управление работой районных администраций осуществляется на принципах единоначалия. В качестве руководителей выступают их главы. Вместе с этим они являются заместителями высшего должностного лица администрации города. Соответственно, последний назначает руководителей на их посты.

Квалификационные требования

Квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы предъявляются (ст. 9 закона № 25-ФЗ):

  • к уровню образования;
  • профессиональному стажу;
  • направлению подготовки;
  • знаниям и умениям, необходимым для службы.

По решению работодателя в квалификационные требования для муниципальной службы может входить необходимость иметь определенную специальность и направление подготовки.

Для кандидатов на должность главы местной администрации могут быть предусмотрены дополнительные требования:

  • для главы местной администрации — в уставе поселения;
  • для главы администрации муниципального района, городского округа — в уставе муниципального района, городского округа и региональных законах.

Например, в Красноярске замещение вакантных должностей муниципальной службы регулируется законом Красноярского края «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы…» от 24.04.2008 № 5-1565. В ст. 2 документа сказано, что лица, замещающие высшие должности, должны иметь высшее образование и не менее 2 лет стажа муниципальной работы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.

Кто может стать муниципальным служащим

Нанимателем является муниципальное образование.

На должность может претендовать гражданин России, который достиг совершеннолетия, имеет нужное образование и отвечает всем требованиям.

Но получить работу мало, следует на ней удержаться. Для этого нужно постоянно повышать квалификацию, много работать, налаживать связи с различными организациями.

Что запрещено муниципальному служащему?

Муниципальная должность всегда считалась невероятно сложной, трудной, а потому и очень ответственной. Поэтому существует ряд запретов для людей, которые трудятся в рассматриваемой сфере. Что это за запреты?

Муниципальному служащему запрещено:

  • вести любую форму предпринимательской деятельности;
  • действовать от имени третьих лиц в органах местного самоуправления;
  • принимать, будучи в служебном положении, различные подарки или вознаграждения от любых физических или юридических лиц;
  • использовать казенное имущество, производить с ним различные действия (за исключением случаев, связанных с исполнением служебных обязанностей);
  • разглашать посторонним лицам служебные тайны, ценные рабочие сведения и т. д.;
  • допускать в отношении рабочего места публичные оценки, высказывания, суждения и т. д.

Из вышеперечисленных пунктов становится ясно, что муниципальный служащий должен быть честным, трудолюбивым и очень спокойным человеком. Именно поэтому далеко не каждый сможет трудиться в рассматриваемой сфере.

Заключение

Муниципальная служба является сложным институтом, который уполномочен самостоятельно принимать решения, касающиеся социальной защиты граждан.

Источники

  • https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/municipalnaya_sluzhba/dolzhnost_municipalnoy_sluzhby/
  • https://rusjurist.ru/kadry/priem_na_rabotu/kak-postupit-na-municipalnuyu-sluzhbu/
  • https://FB.ru/article/268808/doljnosti-munitsipalnoy-slujbyi-reestr-kvalifikatsionnyie-trebovaniya
  • https://sud-isk.ru/municip-pr/kak-postupit-na-municipalnuyu-sluzhbu.html
  • https://FB.ru/article/284426/munitsipalnaya-slujba-i-munitsipalnaya-doljnost-opisanie-osobennosti-i-funktsii
  • https://rtiger.com/ru/journal/kto-takie-munitsipalnye-slujashchie/
  • https://tvercult.ru/polezno-znat/munitsipalnaya-sluzhba-ponyatie-i-vidyi

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Cardmoscow
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

error: