Кто и как обеспечивает безопасность российских школ?

Содержание

Нормативные основы антитеррористической защищенности

Обязательные требования к антитеррористической защищенности объектов, относящихся к образовательным учреждениям, прямо вытекают из пункта 7 статьи 2 ФЗ №35-ФЗ, принятого 06.03.2006. В законе установлено положение о приоритете мер, противодействующих терроризму.

Помимо ФЗ № 35-ФЗ, об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов сообщают следующие нормативные акты:

  • СНиП 31-06-2009:
    • в пункте 6.48 говорится о необходимости оборудования зданий системой видеонаблюдения, доступ к которой находится в специальном охранном помещении на первом этаже;
    • в приложении «В» уточняется, что видеонаблюдение должно присутствовать в учебных заведениях любого уровня — от детских садов до вузов.
  • ФЗ № 384-ФЗ, утвержденный 30.12.2009. Нормативный акт устанавливает необходимость принятия мер к обеспечению безопасности граждан в зданиях с большим количеством людей.
  • Постановление № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности…», принятое Правительством РФ 25.03.2015. Оно устанавливает обязательные требования к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в ведении нац. гвардии
  • Постановление № 1235, принятое Правительством РФ 07.10.2017. Утверждает правила охраны объектов, подведомственных Министерству образования.

Система электронных пропусков

Специальные турникеты, установленные на входе в здания, обеспечивают контроль за посетителями и препятствуют проникновению третьих лиц на территорию организации. Требования к антитеррористической защищенности объектов образования устанавливают, что допуск разрешается исключительно сотрудникам и учащимся, имеющим специальные пластиковые карты.

При этом следует учесть, что пропуск является идентификационным. То есть, по сути, пластиковая карта — это носитель информации об определенном человеке. Именно она считывается специальным устройством и заносится в память системы. Поэтому подобные турникеты позволяют не только отсеять нежелательных посетителей, тем самым доказывая, что обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности для образовательных учреждений соблюдены, но и проконтролировать время нахождения учащихся и сотрудников на территории организации. Подобная система контроля позволяет свести к минимуму возможность пропуска занятий и фиксирует прогулы работников.

Система видеонаблюдения

Об исполнении требований антитеррористической защищенности объектов образования свидетельствует наличие системы видеонаблюдения, при помощи которой осуществляется контроль за текущей ситуацией на территории учреждения. Для контроля технической оснащенности зданий, требующейся для выполнения установленных условий безопасности, часто инициируются проверки со стороны прокуратуры. При этом суд относится к нарушениям, заключающимся в отсутствии заявленных законом систем безопасности, достаточно строго, предписывая незамедлительно устранить их. При этом отсутствие финансирования в расчет не принимается: образовательное учреждение должно своими силами при поддержке органов местного самоуправления выполнить требования суда.

Безопасность объектов образования предполагает также наличие базовой подготовки у учеников и сотрудников учреждения. С целью получения знаний и практической отработки навыков проводятся специальные тренировочные занятия. В их ходе отрабатываются действия, которые обязательны к выполнению в случае нападения экстремистов, например, эвакуация. Обычно подобные тренировки проводятся ежегодно.

Кому необходимо разрабатывать паспорт антитеррористической защищенности

Таким образом, паспорт антитеррористической защищенности должны иметь все крупные объекты, которые тем или иным способом оказывают услуги населению, или инфраструктурные объекты, которые посещает население. Приведем перечень наименований объектов, которые чаще всего попадают под действие данного Федерального закона и на которые необходимо разрабатывать данный документ:

Объекты на которые разрабатывается паспорт антитеррористической безопасности Наличие
Административные здания +
Больницы, поликлиники, другие учреждения здравоохранения +
ДОУ (детские сады), ОУ (школы, ВУЗ, институт), учреждения дополнительного образования +
Учреждения социального обслуживания населения +
Стадионы, бассейны и другие объекты физической культуры и спорта +
Кинотеатры, киноконцертные залы, театры, музеи, подростково-молодежные клубы и др. учреждения культуры +
Гостиницы, мини гостиницы, хостелы, пансионаты, дома отдыха +
Рынки, ярмарки +
Предприятиям +
Магазины, торговые центры и др. объекты розничной торговли от 1000 кв.м. вкл.
Рестораны, кафе и др. предприятия общественного питания от 50 мест вкл.
Водозаборные узлы (водонасосные станции) производительностью 10 тыс. куб. м/сутки и более по Московской обл.
Котельные мощностью 30 Гкал/час и выше по Московской обл.
Котельные мощностью менее 30 Гкал/час, работающие в круглосуточном режиме по Московской обл.
Канализационные насосные станции производительностью 10 тыс. куб. м/сутки и выше по Московской обл.
Канализационные насосные станции производительностью менее 10 тыс. куб. м/сутки, работающие в круглосуточном режиме по Московской обл.

Виды объектов

В соответствии с действующим законодательством независимо от территориальной или ведомственной принадлежности паспорт антитеррористической защищенности объекта оформляется для следующих сооружений:

  • административные, общественные, коммерческие здания с возможностью одновременного посещения 50 и более человек;
  • заведения общественного питания, рынки и торговые комплексы;
  • гостиницы, отели и прочие предприятия подобного рода;
  • производственные, обслуживающие и торговые постройки промышленности и энергетики;
  • дошкольные, школьные образовательные и культурные учреждения;
  • оздоровительные и санитарно-курортные заведения;
  • общественно-развлекательные центры, спортзалы, бассейны и т. п.;
  • сооружения, подведомственные Федеральным службам и агентствам, Министерству связи и коммуникаций, а также регионального развития;
  • котельные, канализационные станции и конструкции, оборудованные водозаборными узлами и т. п., а также другие социально значимые места.

Почему нужно разрабатывать паспорт антитеррористической защищенности

Для оперативного использования:

Для того, что бы понять почему надо разрабатывать паспорт антитеррористической защищенности, нужно понимать цель введения данного документа. Цель введения паспорта антитерора, это прежде всего оценка объекта, со стороны противодействия и недопущения террористических актов, а так же минимизация вреда здоровью и жизни человека. В нем подробно разбирается объект, со всеми сценариями развития кризисных ситуаций, а так же выявляются незащищенные элементы объекта, а так же варианты их защиты.

Конечно можно подойти к разработке паспорта антитеррористической защищенности как к некой формальной процедуре. И вы можете разработать и согласовать паспорт, и доставать лишь при проверках государственных органов. Но мы советуем корректировать и постоянно актуализировать паспорт антитеррористической защищенности, ведь информация содержащаяся в паспорте антитеррористической защищенности используется при работе МЧС, ФСБ и МВД, которые в кризисной ситуации будут использовать эти данные.

Пример: Допустим случилось ЧП и работникам ФСБ необходимо проникнуть в здание. Согласно паспорта антитеррора они видят, что есть вход через подвал, расположенный в 100 метрах от здания. Они заходят и видят что там возведена стена и пройти нельзя. А это потери времени.

Согласно законодательства:

Выше мы разобрали почему нужно разрабатывать паспорт антитеррористической защищенности со стороны защиты Вашего объекта, а теперь перейдем к законодательству. Еще раз повторимся, паспорт антитеррористической защищенности нужно разрабатывать согласно пункта 4 статьи 5 ФЗ-35 от 06.03.06 г. «О противодействии терроризму». Так же отдельно, каждое муниципальное образование издало свои подзаконные акты, где более подробно прописываются какие объекты на данной территории должны иметь паспорт антитеррористической защищенности.

Структура паспорта антитеррористической защищенности

Информация в паспорте антитеррористической защищенности, предназначена для оперативного использования органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований и иными субъектами, осуществляющими противодействие терроризму, при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий актов терроризма, оказании необходимой помощи пострадавшим от актов терроризма и содержит данные о наличии на объекте специальных средств и сил, которые необходимы для защиты людей и материально-технической базы при наступлении акта терроризма. Исходя из этого структура паспорта следующая:

Разделы Содержание
Аннотация Описаны задачи и цели разработки паспорта антитеррористической защищенности
Сведения об изменениях паспорта антитеррористической защищенности Заполняется по мере необходимости
Общие сведения Указываются реквизиты организации, профиль объекта, режим работы объекта, наличие арендаторов и краткие сведения о них, средняя и максимальная посещаемость объекта, характеристика района размещения объекта.
Сведения о персонале Указываются общая численность сотрудников объекта и численность арендаторов, списки арендаторов с указанием адресов местожительства и телефонов организаций, максимальная численность работающих в смену (с учетом арендаторов).
Анализ и моделирование возможных кризисных ситуаций Содержит сведения об имевших место на объекте чрезвычайных ситуациях и информация о возможных ЧС.
Мероприятия по обеспечению безопасности функционирования объекта Сведения о выполнении на объекте организационных мероприятий по защите персонала и посетителей объекта в части предупреждения и ликвидации кризисных ситуаций;
Сведения о выполнении инженерно-технических мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
Наличие автоматизированных систем контроля и безопасности на объекте;
Привлекаемые силы и средства для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
Порядок оповещения должностных лиц объекта.
Силы и средства охраны; Содержит параметры охраняемой территории, наличие инженерные заграждений, силы и средства охраны, организация связи.
Ситуационные планы и схемы; Содержит ситуационный и поэтажный план, схемы подходящих к объекту инженерных коммуникаций.
Системы жизнеобеспечения; Описывается система энергоснабжения, водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции и кондиционирования, а так же защищенность каждой системы жизнеобеспечения от несанкционированного прохода в них посторонних лиц.
Взаимодействие с правоохранительными и надзорными органами; Содержит рекомендации по взаимодействию, а так же телефонные номера служб.
Перечень использованных источников информации; Какая литература была использована при разработке паспорта антитеррористической защищенности.
Выводы Содержит выводы о степени риска на объекте, а так же перечень рекомендуемых мероприятий.
Приложения. Схема расположения, поэтажные планы, схемы подходящих инженерных коммуникаций, лицензия ЧОП, рекомендации по обеспечению безопасности от проявления терроризма, алгоритм действий руководящего состава при возникновении ЧС; памяткаи посетителям и сотрудникам по действиям в условиях возможного биологического заражения, памятки действия граждан при возникновении ЧС, инструкции по предупреждению проведения теракта и меры защиты рабочих, служащих и посетителей при угрозе проведения и осуществлений теракта, инструкции по действиям дежурного охранника при возникновении чс, связанных с угрозой и проведением террористических актов, фотографии объекта.

Порядок разработки, согласования и переоформления паспорта антитеррористической защищенности

Паспорт антитеррористической защищенности разрабатывается собственными силами объекта, либо специализированной организацией имеющей опыт в области разработки данных паспортов. Процесс разработки паспорта происходит с поддержкой государственных органов, с которыми в дальнейшем паспорт будет согласовываться.

Надо понимать, что в Федеральным законодательстве есть только указание, что необходимо разрабатывать паспорт антитеррористической защищенности, но так же существует ряд пробелов: отсутствует единый образец заполнения паспорта, отсутствует перечень согласующих органов, не указан порядок и сроки переработки паспортов, отсутствует перечень органов где паспорт должен хранится. Данный факт повлек за собой следующее. На муниципальном уровне принимались указания которые разъясняли данные моменты, но каждое муниципальное образование делало по своему. На данный момент ситуация такова:

1. Название документа

Нет единого названия документа. В каждом муниципальном образовании по разному называют документ: паспорт безопасности объекта (предприятия), паспорта антитеррористической защищенности и техногенной безопасности, паспорт антитеррористической защищенности, паспорт антитеррористической безопасности, паспорт антитеррористической защищенности и техногенной безопасности объектов возможных террористических посягательств, паспорт безопасности объекта (территории) и т.д.

2. Где взять шаблон паспорта

Некоторые органы государственной власти утвердили свой ведомственный шаблон, таким образом если вы к нему относитесь, то надо использовать его. Так же каждое муниципальное образование утвердило свой шаблон.

3. С кем согласовывать

Первую подпись и печать ставит руководитель объекта.

Согласно статьи 3 ПП РФ от 25.12.2013 г. №1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)» паспорт антитеррористической защищенности подлежит согласованию со всеми федеральными органами исполнительной власти сферы деятельности которых затрагиваются. В зависимости от нормативных правовых актов, согласно которого разрабатывается паспорт антитеррористической защищенности, количество согласований колеблется от 1-ого до 5-ти. В основном на территории России паспорт согласовывается со следующими органами: Министерство внутренних дел РФ (МВД, ГУВД, УВД, УМВД), ФСБ (УФСБ), МЧС (ГУ ГОЧС, УМЧС), Федеральная служба войск национальной гвардии (Росгвардия), Глава муниципального образования на территории которого располагается Объект.

Больше всего согласований по Постановлению Правительства РФ от 25.03.2015 №272, паспорт антитеррора согласовывается с территориальными подразделениями ФСБ, МВД, МЧС, Росгвардии и главой муниципального образования.

4. Сколько экземпляров паспорта нужно согласовывать и где они хранятся:

Примерное количество необходимых экземпляров паспорта антитеррористической защищенности от 2-х до 6-ти. Такое количество связанно с тем, что каждый согласующий орган хранит у себя один экземпляр паспорта антитеррористической защищенности, и еще один экземпляр хранится на объекте. По этому всегда печатается паспортов на один больше, чем требуется согласований.

4. Порядок разработки паспорта АТЗ

Порядок разработки паспорта АТЗ может значительно сильно отличаться в зависимости от объекта регулирования. Например, в отношении объектов спорта комиссия для проведения категорирования и обследования создается по инициативе администрации муниципального образования.

Наиболее часто встречающийся порядок разработки:

  • Отправляется запрос в администрацию муниципального образования в целях создания комиссия для проведения категорирования и обследования;
  • Согласуется дата (график) проведения обследования Вашего объекта;
  • Проводится обследования;
  • Результаты проведенного обследования оформляются актом обследования и категорирования, а также устанавливается категория потенциальной опасности.
  • Разрабатывается паспорт антитеррора;
  • Разработанные паспорта согласуется с соответствующими инстанциями.

6. Порядок переработки и корректировки паспорта антитеррора

Здесь нет единства и по этому необходимо смотреть местное законодательство. Приведем наиболее часто встречающиеся формулировки, в каких случаях необходимо пересматривать и пересогласовывать паспорт антитеррористической защищенности:

  • изменения условий функционирования предприятия, влияющих на его безопасность;
  • изменения требований по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • в особых случаях по решению ГУ ГОЧС/МЧС в установленные сроки;
  • при изменении или установлении нормативными правовыми актами Российской Федерации, решениями антитеррористической комиссии дополнительных специальных требований по обеспечению защиты населения и объектов от актов терроризма;
  • на основании рекомендаций антитеррористической комиссии муниципального образования , управления по делам ГО и ЧС/МЧС, отделения Управления ФСБ РФ, ОВД, направленных руководителю объекта в письменной форме;
  • при изменении застройки территории объекта или после завершения работ по капитальному ремонту, реконструкции или модернизации зданий, помещений и сооружений объекта;
  • при изменении профиля (вида экономической деятельности) объекта или состава арендаторов зданий, помещений и сооружений объекта на многопрофильном объекте;
  • при изменении схемы охраны объекта, его дополнительном оснащении или перевооружении современными техническими средствами контроля, защиты, видеонаблюдения и т.п.;
  • при изменении собственника объекта, его наименования или организационно-правовой формы;
  • не реже одного раза в пять лет.

Формы паспортов антитерористической защищенности и инструкции по заполнению

Санитарно-курортные учреждения — Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 18.08.2010 г. №693н/604/403 «Об утверждении Инструкции по обеспечению антитеррористической защищенности санаторно-курортных учреждений»;

Объекты уголовно-исполнительной системы — ПП РФ от 14.11.2014 г. №1193 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы и формы паспорта безопасности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы»;

Объекты Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, ее территориальных органов и подведомственных организаций ПП РФ от 29.08.2014 г. №875 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, ее территориальных органов и подведомственных организаций и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»;

Объекты Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человекаПП РФ от 03.12.2014 г. №1309 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»;

Объекты Министерства регионального развития Российской Федерации — Постановление Правительства РФ от 28.08.2014 г. №872 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства регионального развития Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»;

Объекты здравоохраненияПП РФ от 13 января 2017 г. № 8 “Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)”;

Объекты гостиничного комплексаПП РФ № 447 от 14.04.2017 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов»;

Объекты гостиничного комплекса в г. Москве — Распоряжение Правительства Москвы от 15.11.2006 г. №2335-РП «Об усилении мер безопасности на гостиничных предприятиях города Москвы»;

Объекты здравоохранения в г. Москве — Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 22.09.2011 г. N 938 «Об утверждении единых норм и требований по обеспечению антитеррористической защищенности и безопасности учреждений, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы» ;

Промышленные предприятия — Постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2014 г. №1413 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности и формы паспорта безопасности объектов (территорий), промышленности»;

Постановление Правительства РФ от 17.10.2016 N 1054 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федерального агентства по недропользованию, Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства лесного хозяйства, а также подведомственных им организаций, и формы паспорта безопасности таких объектов (территорий)»;

Торговые объектыПостановление Правительства РФ № 1273 от 19.10.2017 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)» (вступил в силу 31.10.2017);

Объекты Министерства спортаа) ПП РФ от 06.03.2015 г. №202 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта» б) <Письмо> Минспорта России №ПН-07-10/6354 от 02.10.2015 «Разъяснение порядка применения требований к антитеррористической защищенности объектов спорта»; в) Приказ Минспорта России № 895 от 21.09.2015 «Об утверждении методических указаний по порядку составления паспорта безопасности объектов спорта»; г) Приказ Минспорта России № 921 от 30.09.2015 «Об утверждении методических указаний по порядку проведения обследования и категорирования объектов спорта»

Объекты таможенных органовПП РФ от 05.12.2014 г. №1328 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) таможенных органов и формы паспорта безопасности объектов (территорий) таможенных органов»;

Объекты министерства связи — ПП РФ от 30.10.2014 г. №1130 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в ведении Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федерального агентства связи, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, а также подведомственных им организаций, и формы паспорта безопасности таких объектов (территорий)»;

Объекты культурыПП РФ от 11.02.2017 № 176 «Об утверждении требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»;

Субъекты РФ и муниципальные образования — Приказ МЧС РФ от 25.10.2004 г. №484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;

Объекты министерства регионального развития РФ — ПП РФ от 28.08.2014 г. №872 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства регионального развития Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»;

Розничные рынки — ПП РФ от 28.04.2007 г. №255 «Об утверждении требований к оформлению паспорта безопасности розничного рынка и перечню содержащихся в нем сведений»;

Объекты массового пребывания людейПП РФ №272 от 25.03.2015 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)».

Школы, детские сады, ВУЗы, институты, ПТУ — ПП РФ №1235 от 07.10.2017 г. «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».

    Структура ПАТЗ

    Типовой паспорт антитеррористической защищенности объекта, заполненный в соответствии с требованиями нормативных документов, помимо титульного листа и оглавления предусматривает следующие разделы:

    • Аннотация. Краткое описание назначения, задач и целей разрабатываемого документа.
    • Лист изменений и корректировок. Информация о внесенных изменениях и дате, когда в последний раз корректировался паспорт антитеррористической защищенности школы или другой конструкции.
    • Общие сведения. Описание сооружения (предприятия), включая реквизиты, профиль, режим работы и так далее.
    • Сведения о персонале. Общая численность и данные о сотрудниках.
    • Анализ уязвимых участков. Информация об имевших место ЧС с моделированием вероятных ситуаций и возможных последствий.
    • Мероприятия по обеспечению безопасности и защиты от террористической угрозы.
    • Силы и средства, привлекаемые для предупреждения ЧС и охраны.
    • Порядок взаимодействия с соответствующими органами.
    • Системы жизнеобеспечения.
    • Схемы и планы.
    • Используемые источники.
    • Выводы.
    • Приложения.

    Кроме этого, паспорт антитеррористической защищенности ЧОП (объекта, хранящего оружие) может включать другие разделы, перечень которых определяется территориальными органами безопасности, МВД, МЧС и исполнительной власти.

    Какова ответственность за отсутствие АП?

    Если в здании (сооружении) отсутствует паспорт безопасности антитеррористической защищенности или он не утвержден, предусмотрено административное наказание с оформлением предписания по устранению выявленного нарушения. Проверку с правом выписывания штрафов могут проводить представители полиции и органов МЧС, специально уполномоченные для решения определенных задач в области ГО и защиты населения от ЧС.

    В соответствии с КоАП РФ ч. 1 ст. 19.5 виновные в невыполнении решений по противодействию терроризму, выраженном в несвоевременной разработке и/или несогласовании ПАТЗ в соответствующих инстанциях, лица могут быть привлечены к уплате штрафов в размере 3–5 тысяч рублей. Для должностных лиц предусмотрено наказание от 30 до 50 тысяч рублей либо дисквалификация на 1–3 года, а для юридических — от 300 тысяч до 1 миллиона рублей или приостановление деятельности до 90 суток.

    Объекты культуры

    Постановление № 176 Правительства РФ от 11 февраля 2017 г. регламентирует антитеррористическую защищенность объектов культуры таких как театры, концертные залы, дворцы культуры, библиотеки и так далее.

    Постановление 176 утверждает общие положения об антитеррористической защищенности объектов культуры и их категорирования, порядок разработки и утверждения, а также форму паспорта безопасности объекта культуры и выполнения прописанных в нем мероприятий по антитеррористической защищенности, регламентирует информирование об угрозе или совершении террористического акта и контроль за соблюдением всех требований по антитеррору.

    Согласно документу, под объектами (территориями) культуры понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений), систем и помещений, отдельные здания (строения, сооружения) и прилегающая к ним территория, правообладателями которых являются Министерство культуры Российской Федерации, его территориальные органы и подведомственные организации, а также иные организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры за исключением объектов туристской индустрии, (отели, гостиницы, пляжи, горнолыжные трассы).

    Обеспечение антитеррористической защищенности

    Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий).

    Некоторые ключевые моменты документа из раздела II:

    Для категорирования по решению руководителя учреждения, являющегося правообладателем территории или объекта создается специальная комиссия по обследованию объекта:

    • в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) — не позднее 3 месяцев со дня вступления в силу настоящих требований;
    • при вводе в эксплуатацию нового объекта (территории) — в течение 30 дней со дня окончания необходимых мероприятий по его вводу в эксплуатацию.

    Срок работы комиссии определяется назначившим комиссию руководителем органа (организации) в сфере культуры в зависимости от сложности объекта (территории) и составляет не более 30 рабочих дней.

    Таким образом, данное должностное лицо обязано создать комиссию, вызвать представителей Росгвардии, ФСБ и МВД для проведения обследования, а далее на основе акта обследования и всей относящейся к антитеррористической безопасности информации об объекте разработать и утвердить Паспорт безопасности согласно ПП 176.

    Как разрабатывается Паспорт безопасности объекта культуры

    Паспорт антитеррористической защищённости учреждения культуры разрабатывается в полном соответствии с ПП №176, изготавливается в двух экземплярах и в обязательном порядке согласуется с МВД, Росгвардией и ФСБ. На первоначальном этапе проводится категорирование объекта. Для этого созывается межведомственная комиссия.

    Акт категорирования объекта культуры

    Акт категорирования — это главный документ, после того, как объекту культуры дана соответствующая категория, можно приступить к непосредственной разработке антитеррористического паспорта, для этого необходимо:

    • Собрать все необходимые данные по объекту культуры (площадь, количество мест, описать критические элементы объекта и так далее).
    • Разработать текстовую часть и схему охраны объекта (включить все необходимые чертежи и планы).
    • После этого надо разработать инструкцию, по которой должен действовать персонал в случае ЧС.
    • Конечный этап, изготовление самого паспорта с учётом требований ПП №176.

    После того, как Паспорт безопасности создан, его согласовывают со всеми уполномоченными ведомствами, от администрации до силовых ведомств (МВД, ФСБ, Росгвардия).

    Срок действия Паспорта безопасности

    Срок действия Паспорта безопасности объекта культуры составляет 3 года. Один экземпляр хранится у собственника объекта культуры, второй передаётся в вышестоящее учреждение культуры. При этом копия паспорта должна быть передана территориальным органам, отвечающим за безопасность объекта (одна копия в ФСБ, одна в МВД и одна в Росгвардию).

    Обязательно ли иметь Паспорт АТЗ?

    На сегодняшний массовой практики выставления штрафов объектам культуры за отсутствие Паспорта безопасности пока нет, есть статья 20.6 КоАП РФ, и уже сегодня суд может обязать собственника сформировать данный документ в определённые сроки, а случае отсутствия его к назначенному сроку юридическое лицо может получить штраф в соответствии с упомянутой статьей 20.6 КоАП РФ в размере от 200 тыс. до 1 млн рублей.

    Если объект культуры относится к 1-й категории (зависит от числа посетителей, количества мероприятий и так далее) на этом объекте в обязательном порядке должны быть:

    • Системы видеонаблюдения.
    • Физическая охрана (ЧОП, ЧОО, ФГУП).
    • Видеокамеры, а видеозаписи с камер видеонаблюдения должны храниться не менее 30-ти дней.
    • Обеспечена дополнительная защита критических элементов объекта.

    Для объектов 2-й категории и ниже, в отличие от объектов относящихся к 1-й категории, обязательным и достаточным будет наличие охраны (ЧОПа или ЧОО), а при наличии камер видеонаблюдения записи с них должны храниться не менее 30-ти суток. По результатам категорирования составляется соответствующий акт, который подписывают все участники процесса. Паспорт создаётся на основании акта.

    Кто и как обеспечивает безопасность российских школ?

    За последние два года в России произошло несколько нападений подростков на учебные заведения, в результате которых пострадали как ученики, так и учителя. После каждого из них представители различных министерств и депутаты предлагали новые ограничения и правила, однако единого стандарта охраны образовательных учреждений в стране до сих пор нет.

    Кто охраняет и кто контролирует охрану

    За обеспечение безопасности образовательного учреждения персональную ответственность несет его руководитель. Только директор школы может нанять для охраны специализированную стороннюю организацию, и именно он отвечает за безопасность функционирования учебного заведения в целом. За соблюдение мер безопасности во время занятий отвечают учителя.
    Охранять учебные заведения могут сотрудники частных охранных предприятий (ЧОП), сторожа, а также сотрудники вневедомственной охраны при ОВД. Если охрана осуществляется силами штатных сотрудников, их должностные инструкции и перечень охраняемого имущества закрепляются в должностных обязанностях. Сторожами нанимают в основном граждан пенсионного возраста, и такая охрана стоит дешевле, чем услуги ЧОПа.


    Если договор на охрану заключается с отделом вневедомственной охраны при ОВД, его работа регулируется законом РФ «О полиции». Требования к качеству и объему охранных услуг фиксируются в договоре. Как правило, в нем не прописывается конкретный перечень имущества заказчика, которое необходимо охранять, а сотрудник полиции в случае обнаружения признаков правонарушения вызывает группу немедленного реагирования.
    Если же речь идет о заключении возмездного договора с частным охранным предприятием, то, согласно действующему законодательству, ЧОП должен иметь лицензию на оказание охранных услуг. Лицензию выдает МВД, контроль за деятельностью осуществляют органы лицензионно-разрешительной работы.


    При охране школ их делят на категории, как объекты, в отношении которых существуют требования об обязательной антитеррористической защищенности. Это закреплено в постановлении правительства РФ №1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов Министерства образования и науки…» (утверждено 7 октября 2017 года). Постановление предписывает разделить учреждения на три категории опасности.
    К первой относятся объекты, в результате совершения теракта на которых могут пострадать более 500 человек, а прогнозируемый материальный ущерб составляет более 50 млн руб.Ко второй — организации, где может пострадать от 100 до 500 человек, а ущерб составит от 5 млн до 50 млн руб.К третьей категории относятся объекты с меньшими показателями ущерба.Это же постановление устанавливает требования к мероприятиям по обеспечению антитеррористической защищенности. Так, для всех объектов должны быть разработаны комплексы мер по выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на территорию, организации и контролю пропускного режима, пресечению действий лиц, направленных на совершение террористического акта, проведению учений и созданию «резерва материальных средств для ликвидации последствий террористического акта».


    Внеплановые проверки антитеррористической защищенности объектов, согласно постановлению, могут проводиться на основании «приказов руководителей органов, являющихся правообладателями объектов или вышестоящих органов» в случае поступления от граждан жалоб на несоблюдение требований к антитеррористической защищенности объектов. Так, после ряда нападений на школы в 2018 году, в ряде регионов такие проверки инициировала Генпрокуратура, а в Министерстве просвещения “Ъ” рассказали, что осуществлять контроль могут также территориальные представители МЧС и Росгвардии. Кроме того, наличие у охранной организации служебного огнестрельного оружия гарантирует, что в организацию не реже двух раз в год приезжает инспектор Росгвардии для проверки мест его хранения.

    ЧОП в гимназии, сторож в сельской школе


    Самыми незащищенными, как правило, оказываются небольшие школы в регионах. Так, в профсоюзе «Учитель» отмечают, что договоры с ЧОПами обычно заключают учебные заведения, расположенные в крупных городах, а остальные охраняются вахтерами и сторожами. По словам преподавателя из Удмуртии Анны Инютиной, «в маленьких школах на входе сидит вахтер, работают камеры видеонаблюдения», в то время как «в больших городских школах на входе у турникетов дежурят сотрудники частных охранных предприятий».
    Несмотря на то что почти в каждой школе есть видеокамеры, денег на охрану не выделяют, поэтому «охрана учебных заведений осуществляется за счет «добровольных пожертвований» родителей»,— считает Анна Инютина.
    Преподаватель из Санкт-Петербурга, сопредседатель профсоюза «Учитель» Марина Балуева отмечает, что в городе сейчас все школы охраняют сотрудники Росгвардии и если раньше вахтеры могли хотя бы обеспечивать контроль пропускного режима, так как «знали всех в лицо», то передача охраны школ Росгвардии, качество охраны не улучшило: «Такие же женщины, только в форме. А своих пришлось уволить»,— рассказывает госпожа Балуева.

    Преподаватель муниципальной средней общеобразовательной школы №2 города Реж Марина Шарова рассказывает, что в Свердловской области используется несколько вариантов обеспечения безопасности: «Состоятельные гимназии и лицеи, как правило, заключают договоры с ЧОПами. Иногда родители на совете школы решают вопрос о сборе средств и по гражданско-правовому договору нанимают охрану — мужчин, которые в некоторых случаях не имеют лицензии. Но чаще всего в штатном расписании у каждой школы есть ставка вахтера, именно она и используется»,— говорит госпожа Шарова. По ее словам, школы постепенно пытаются вводить пропускную автоматизированную электронную систему с вахтером и сигнальную кнопку, и «даже в сельских школах устанавливают видеонаблюдение». При этом преподаватель отмечает, что в некоторых школах, которые хотели нанять ЧОПы, родители писали в прокуратуру жалобы на сбор с них денег.


    Помимо единых стандартов обеспечения безопасности, нет в России и единой системы финансирования охраны школ. В результате самыми незащищенными, по мнению экспертов, оказываются небогатые школы в не очень крупных городах.
    Если в селах «все друг друга знают» и для обеспечения безопасности хватает тревожной кнопки, камер и минимального пропускного режима, а в больших городах у школ есть деньги на квалифицированную охрану, то в «средних» школах при относительно большом количестве учащихся штатных сотрудников охраны не хватает.При этом даже в Москве, где власти полностью берут на себя финансирование охраны (согласно данным портала госзакупок, двухлетний контракт на охрану всех столичных школ обошелся городскому бюджету более чем в 14 млрд руб., большие заказы получили частная охранная организация «Евро-Альянс» и ЧОП «Щит») и где ситуация, по мнению экспертов, лучше, чем в других регионах, предлагаемые на сегодняшний день цены не позволяют привлечь к охране образовательных учреждений ведущие охранные организации страны или выделять дополнительные средства на обучение сотрудников.
    Так, в Москве установлена максимальная цена на месяц охраны для школы в 124 тыс. руб., а стоимость услуг вневедомственной охраны Росгвардии, как сообщал РБК, составляет больше 300 тыс. руб. в месяц.Если бюджет города не в состоянии финансировать платные охранные предприятия, этим занимается родительский комитет. Сумма обычно взимается из денежных средств фонда класса. Там же, где охрану оплачивают из бюджета, заключение контрактов на охрану производится по итогам конкурсов, организуемых в соответствии с федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №44-ФЗ от 5 апреля 2013 года. По мнению экспертов, положения закона создают преимущества для участника конкурса, предложившего саму низкую цену, а не лучшее качество.


    Председатель правления ассоциации «Координационный центр руководителей охранно-сыскных структур» (КЦ РОСС) Александр Козлов:
    Несмотря на то что постановление правительства РФ №1235 прямо требует от администрации школ, категорированных как объекты первой и второй категории опасности, заключить договоры на обеспечение безопасности с частными охранными организациями, по факту, по оценкам экспертов, такие договоры на сегодняшний день имеют не более 20% школ и дошкольных образовательных организаций.
    Как правило, договоры с частными охранными организациями имеют школы, расположенные в крупных городах-миллионниках регионов-доноров. Оставшиеся 80% за отсутствием бюджетного финансирования охраняются в лучшем случае вахтерами и сторожами, находящимися в штате самих образовательных организаций.
    В Москве при организации охраны школ используются системы внутренних стандартов и контроля качества, которые были разработаны на базе саморегулируемой организации «Ассоциация «Школа без опасности»». Указанная система внутренних стандартов позволяет предъявлять к охранным организациям, претендующим на участие в охране образовательных организаций, дополнительные профильные требования. В частности, школьные охранники проходят дополнительное обучение, где им преподают основы детской психологии, учат профайлингу — выявлению потенциальных нарушителей по элементам поведения, рассказывают об особенностях охраняемых объектов с точки зрения потенциальных угроз.
    Проблема, на мой взгляд, не в недостаточности требований, а в том, что предлагаемые на сегодняшний день цены не позволяют привлечь к охране образовательных учреждений ведущие охранные организации страны. Если предлагаемая цена позволяет только едва-едва заплатить зарплату охраннику в размере не выше регионального МРОТ, значит, в охранной организации не будет конкурса на вакансию и, соответственно, надлежащего подбора персонала. Не будет также и средств на дополнительное обучение охранников, организацию эффективной контрольной службы, системы стимулирования.
    Поэтому без решения проблемы установления обоснованных цен контрактов на охрану образовательных организаций проблему качества не решить. Выходом могло бы стать применение для формирования начальных (максимальных) цен контрактов затратного метода формирования («средние издержки плюс прибыль».— “Ъ”) цен на услуги по охране объектов, финансируемых за счет средств государственного и муниципального бюджетов.
    В пресс-службе Министерства просвещения РФ ответили на вопросы “Ъ” о том, как регламентируется и финансируется охрана школ:
    В рамках формирования единой системы антитеррористической защищенности объектов и территорий в соответствии с федеральным законом «О противодействии терроризму» правительством Российской Федерации утверждены в октябре 2017 года требования к антитеррористической защищенности объектов образования (постановление правительства Российской Федерации №1235 от 7 октября 2017 года).
    Говоря о безопасности образовательных объектов, отметим, что у всех зданий образовательных учреждений есть паспорта безопасности, закрепляющие широкий ряд мер, отдельные уровни категорирования, отдельные требования по охране территорий, организацию пропускного режима, средства наблюдения за территорией. На ежегодной основе проводится мониторинг комплексной безопасности всех объектов образования в стране. Паспорта в том числе согласовываются с территориальными представителями МЧС России и Росгвардии.
    Подчеркнем, что обеспечение образовательных организаций специальным оборудованием и квалифицированной охраной не является единственным фактором защищенности и эффективности работы по реализации требований к комплексной безопасности образовательных организаций.
    Принимаются меры по развитию психологической службы в системе образования. Приоритетность деятельности психологической службы определяется с учетом актуальной социальной ситуации, обеспечивая методическое сопровождение специалистов и акцентируя их внимание на проблемах и вызовах, требующих немедленного и системного ответа. В общеобразовательных организациях Российской Федерации работает свыше 25 тыс. педагогов-психологов.

    Безопасность за турникетом

    Марина Шарова из режской школы №2 считает, что проблема психологической помощи и внутренней безопасности в школах сейчас зачастую важнее, чем безопасность внешняя: «Полиция на кнопку быстрого реагирования очень хорошо реагирует. Проблема внутренней безопасности — буллинг, моббинг — это актуальнее. Кроме того, зачастую отсутствует медицинский работник, даже на большую школу, где более 800 обучающихся, вот это проблема»,— рассказывает она.


    В марте 2019 года, комментируя драку в московской школе, эксперты отмечали, что агрессия в школах — это «проблема, выходящая далеко за пределы образовательных организаций». Так, педагог-психолог России-2018 Ольга Юрчук в интервью “Ъ” осенью прошлого года говорила, что «психолог должен выходить на общие собрания к родителям и учителям и объяснять, на какие особенности поведения нужно обратить внимание», однако «если в классе происходит травля, педагог (профильный или классный руководитель.— “Ъ”) всегда это видит». Сопредседатель профсоюза «Учитель» Андрей Рудой также отмечал, что агрессия в учебных заведениях — это «не тенденция последних лет», а «проблема, возникающая в том числе по причине недофинансирования образования и загруженности учителей отчетностью».
    В феврале 2019 года ученые из Института образования ВШЭ представили результаты анализа более 80 исследований подросткового буллинга за рубежом и в России. Они пришли к выводу, что по всему миру с травлей сталкиваются примерно 35% учеников, а в России таких школьников 27,5%.Жертвами агрессии чаще всего становятся дети, которых дома чрезмерно контролируют, не оказывая при этом эмоциональной поддержки. Для российских учащихся характерно замалчивание проблемы перед родителями и учителями, а число школьников, над которыми издеваются одноклассники, в пять раз больше, чем кажется учителям. Тогда же результаты межрегионального мониторинга эффективности школы представил РАНХиГС. Согласно полученным данным, около 70% учителей подвергались агрессии со стороны учеников.
    По ее словам, квалифицированная охрана сможет повлиять на внутреннюю безопасность: Однако в вопросе о том, помогает ли охрана предотвратить агрессию или буллинг и решить внутренние проблемы учебного заведения, мнения расходятся. По словам экспертов, чувствуют ли себя дети безопаснее в присутствии вооруженных людей, зависит от возраста школьников. «С одной стороны, на психоэмоциональном уровне, с точки зрения физической целостности дети будут понимать, что в школу не проникнет посторонний. С другой стороны, если речь идет, к примеру, о подростках, особенно с отклонениями в поведении, то их будет скорее раздражать, что их не выпускают и мешают курить за школой»,— считает доцент кафедры общей и социальной психологии ННГУ Наталья Дунаева.
    Если в школе есть буллинг, обученные люди могут определить зачинщиков. Конечно, то, что сторонние люди, не вовлеченные непосредственно в учебный процесс, будут вмешиваться во «внутренние» дела, будет раздражать агрессора, но зато поможет избежать ситуаций, когда детей избивают в школах».
    По мнению кандидата психологических наук, доцента кафедры социальной и дифференциальной психологии РУДН Ирины Новиковой, в школе «никто не воспринимает охрану как символ безопасности». «Основываясь на опыте общения с коллегами — школьными психологами, могу сказать, что для детей охранник зачастую — это тот, кто является «препятствием» для входа в школу (например, если ребенок забыл карточку) и особенно для выхода из школы — охранник не имеет права выпустить ученика из школы до окончания урока. Кроме того, сотрудники иногда не владеют навыками вежливой коммуникации, их редко готовят к работе с детьми»,— считает госпожа Новикова.


    Дискуссия вокруг буллинга и внутренней безопасности школ возобновилась после ряда нападений в учебных заведениях. После каждого из них часть представителей власти и экспертов заявляла о необходимости увеличения количества школьных психологов и центров психологической помощи (об этом, в частности, говорили министр просвещения Ольга Васильева и уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова). Другие эксперты заговорили также о полной передаче полномочий по охране школ Росгвардии. Тем не менее единых для всей страны стандартов обеспечения безопасности школ до сих пор нет.

    Источники

    • https://clubtk.ru/trebovaniya-k-antiterroristicheskoy-zashchishchennosti-obektov-obrazovaniya
    • https://www.ruspromexpert.ru/uslugi/pasportantiterorist/
    • https://www.serconsrus.ru/services/antiterroristicheskiy-pasport/
    • https://rossafety.ru/vopros-otvet/razrabotka-pasporta-bezopasnosti-postanovleniye-176/
    • https://zakon-i-poryadok.com/2019/05/kto-i-kak-obespechivaet-bezopasnost-rossiyskih-shkol.html

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Cardmoscow
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    error: