Критерии оценки заявок на участие в конкурсе: стоимостные и нестоимостные, срок рассмотрения

Содержание

III. Оценка заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки

Оценка по нестоимостным критериям (показателям), за исключением случаев оценки по показателям, указанным в подпунктах «а»и «в» пункта 25настоящих Правил, и случаев, когда заказчиком установлена шкала оценки, осуществляется в порядке, установленном пунктами 2124 настоящих Правил.

  1. В случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наименьшее значение критерия оценки (показателя), за исключением случая, предусмотренного пунктом 20настоящих Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле:

НЦБi = КЗ x 100 x (Кmin / Кi),

где:

КЗ — коэффициент значимости показателя.

В случае если используется один показатель, КЗ = 1;

Кmin — минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

Кi — предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается.

  1. В случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наименьшее значение критерия оценки (показателя), при этом заказчиком в соответствии с абзацем вторым пункта 11настоящих Правил установлено предельно необходимое минимальное значение, указанное в абзаце втором пункта 11настоящих Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется:

а) в случае если Кmin > Кпред, — по формуле:

НЦБi = КЗ x 100 x (Кmin / Кi

б) в случае если , — по формуле:

НЦБi = КЗ x 100 x (Кпред / Кi

при этом НЦБmin = КЗ x 100,

где:

КЗ — коэффициент значимости показателя. В случае если используется один показатель, КЗ = 1;

Кmin — минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

Кпред — предельно необходимое заказчику значение характеристик, указанное в абзаце втором пункта 11 настоящих Правил;

Кi — предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

НЦБmin — количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам закупки, предложение которых меньше предельно необходимого минимального значения, установленного заказчиком.

  1. В случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя), за исключением случая, предусмотренного пунктом 24настоящих Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле:

НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),

где:

КЗ — коэффициент значимости показателя.

В случае если используется один показатель, КЗ = 1;

Кi — предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax — максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.

  1. В случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия (показателя), при этом заказчиком в соответствии с абзацем вторым пункта 11настоящих Правил установлено предельно необходимое максимальное значение, указанное в абзаце втором пункта 11настоящих Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется:

а) в случае если Кmax < Кпред, — по формуле:

НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax

б) в случае если , — по формуле:

НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кпред

при этом НЦБmax = КЗ x 100,

где:

КЗ — коэффициент значимости показателя. В случае если используется один показатель, КЗ = 1;

Кi — предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax — максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

Кпред — предельно необходимое заказчику значение характеристик, указанное в абзаце втором пункта 11 настоящих Правил;

НЦБmax — количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.

в) соответствие экологическим нормам.

  1. Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по показателям, предусмотренным пунктом 25настоящих Правил, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по каждому из указанных показателей.
  2. Показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27(1)настоящих Правил):

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.02.2019 N 200)

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

д) деловая репутация участника закупки.

27(1). При осуществлении закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению, заказчик устанавливает, что показатель нестоимостного критерия оценки, предусмотренный подпунктом «б» пункта 27 настоящих Правил, формируется исключительно из следующих подпоказателей:

общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению;

общее количество исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению;

наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению.

Заказчик не вправе изменять значимость подпоказателей, указанных в абзацах втором — четвертом настоящего пункта, а также устанавливать иные подпоказатели в отношении показателя нестоимостного критерия оценки, предусмотренного подпунктом «б» пункта 27 настоящих Правил.

(п. 27(1) введен Постановлением Правительства РФ от 28.02.2019 N 200)

27(2). В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, по нестоимостному критерию оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.07.2019 N 973)

а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу;

б) общее количество исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу;

в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу.

(пункт введен Постановлением Правительства РФ от 21.03.2019 N 293)

27(3). Заказчик для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) настоящих Правил, вправе предусмотреть оценку опыта работы, связанного с предметом контрактов (договоров), предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу только по следующим группам объектов:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.07.2019 N 973)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) объекты капитального строительства;

б) особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства, а также искусственные дорожные сооружения, включенные в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;

в) особо опасные, технически сложные или уникальные объекты капитального строительства, или искусственные дорожные сооружения, включенные в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, относящиеся к виду объекта капитального строительства, искусственного дорожного сооружения, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которых является объектом закупки;

г) объекты капитального строительства, включающие особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства, а также искусственные дорожные сооружения, включенные в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, относящиеся к виду объекта капитального строительства, искусственного дорожного сооружения, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которых является объектом закупки.

(пункт введен Постановлением Правительства РФ от 21.03.2019 N 293)

  1. Оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11настоящих Правил.
  2. Для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
  3. В случае если в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок (предложений).

Законодательное регулирование

Для разных тендеров применяют различные критерии оценки заявок. Например, в электронном аукционе или запросе котировок используют единственный критерий – это предложенная цена. В конкурсе же заявку на участие не могут оценить по одному ценовому критерию из-за специфики закупки, поэтому разрабатывают комплекс оценки заявок на участие.

Учреждения самостоятельно не устанавливают правила оценки заявок на участие. Они должны придерживаться правил из ст. 32 44-ФЗ и Постановления Правительства №1085 от 2013 года. В указанном Постановлении Правительства приводится указание и на предельные значения каждого из критериев. Нужно учитывать, что данные правила не применяются к таким формам закупок, как аукцион, запрос предложений, неконкурентные закупки у единственного поставщика.

Под оценкой заявок понимается определение наилучшего предложения из поступивших на основе заданных критериев. Заказчики в обязательном порядке прописывают, какие именно критерии им предстоит использовать, а также величину их значимости. Минимальное количество критериев – два, один из которых – цена и стоимость жизненного цикла (если это применимо).

Критерии оценки заявок на участие не стоит путать с основаниями для допуска участника к закупке. Заявки от участников первоначально рассматриваются на правильность оформления документов и соответствия их установленным требованиям, а только потом заказчик переходит к оценке заявок. При отсутствии какого-либо документа участника могут отклонить.

На этапе оценки заявок, если поставщик не приложит документы, которые подтверждают соответствие требованиям и критериям оценки заявок, его не отстраняют от участия. Но баллы за определенные действия начисляться не будут.

Основные критерии оценки

После того как все предложения участников поданы, наступает период рассмотрения и оценки заявок. Целью этой процедуры становится определение компании, которая предлагает наилучшие условия сделки. На основании результатов работы комиссии будет определяться победитель конкурса, с которым впоследствии заключается договор. Остальные предложения участников ранжируются в порядке уменьшения степени выгодности для заказчика.

При оценке поданных заявок используется три типа критериев:

  1. Стоимостные. К ним относят все аспекты, касающиеся цены закупаемых товаров или услуг, а также сопутствующих расходов
  2. Нестоимостные. В эту группу входят критерии, касающиеся качества и характеристик приобретаемых объектов, а также репутации и квалификации участника
  3. Дополнительные. Применяются только к закупкам особой технической сложности

В закупочной документации в обязательном порядке прописываются все применяемые критерии оценки предложений участников. Заказчик обязан применять не менее двух критериев, причем один из них должен быть стоимостным.

Также заказчику необходимо подробно расписать в документации показатели, которые раскрывают суть нестоимостных критериев оценки и привести схему подсчета общего балла в зависимости от важности величин. Максимальная выставленная оценка равняется 100%.

Понятие и виды

Критерии оценки по 44-ФЗ — это правила, по которым предложения участников закупки оцениваются на соответствие требованиям, которые установил заказчик. Выделяют стоимостные и нестоимостные.

Стоимостные критерии оценки:

  1. Цена.
  2. Расходы на эксплуатацию и ремонт.
  3. Стоимость жизненного цикла: закупка, последующие обслуживание, эксплуатация, ремонт, утилизация.
  4. Предложение о сумме расходов заказчика по энергосервисному контракту.

Нестоимостные критерии оценки:

  1. Предлагаемое качество поставляемых товаров, работ, услуг.
  2. Квалификация участника.

Рассмотрим подробнее расчет критериев оценки конкурса по 44-ФЗ в электронной форме каждой группы.

Цена договора и стоимость жизненного цикла

По общему правилу, наименьшая цена — наивысший балл. В исключительных случаях поставщик готов заплатить за право заключить договор и указывает в предложении отрицательную цену. В этом случае, чем больше он «уходит в минус», тем больший балл получает.

В расчетах это выглядит так.

К примеру, К3 = 0.6

Рейтинг Участника №1 = 71.43 х 0.6 = 42.85

Рейтинг Участника №2 = 100 х 0.6 = 60

Расходы на эксплуатацию и ремонт товаров

К примеру, заказчику необходимо закупить оборудование. От предлагаемой поставщиком торговой марки зависит стоимость дальнейшего ремонта и приобретения расходных материалов. Поэтому, в целях экономии бюджетных средств, заказчик изначально указывает в конкурсной документации, что значительные траты на последующее использование товара негативно отразятся на рейтинге заявки поставщика. И лучшим условием исполнения контракта признается предложение с наименьшей стоимостью расходов на эксплуатацию.

Для этого в конкурсной документации заказчик вправе установить следующие параметры, которые будут влиять на оценку:

  • исчерпывающий перечень эксплуатационных расходов (ремонт, поставка расходных материалов и др.);
  • единица измерения расходов на эксплуатацию;
  • срок службы товара.

Для вычисления рейтинга количество баллов умножается на коэффициент значимости критерия.

Если все заявки содержат одинаковые предложения по данному параметру, заявки по нему не оцениваются. При этом величина значимости критерия «цена контракта» увеличивается на величину значимости показателя «расходы на эксплуатацию».

Качественные характеристики

Этот показатель является условием исполнения проводимой закупки. Предложения оцениваются по степени детализации и содержательности предложения о качестве услуг. Учитываются:

  • полнота учета требований,
  • обоснованность сроков,
  • технологии оказания услуг,
  • обоснованность необходимых для этого ресурсов,
  • указание системы контроля качества,
  • перечень мероприятий по охране труда и технике безопасности,
  • экологические мероприятия.

Показатель является наиболее субъективным и определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах), которые присудили заявке все члены комиссии по закупкам.

Квалификация участника

В этом случае показателями могут быть:

  • число сотрудников, обладающих нужной квалификацией (имеют соответствующее образование, степень доктора, кандидата наук, с наличием определенных дипломов или аттестатов и др.);
  • количество успешно выполненных контрактов на аналогичные работы;
  • количество оборудования, необходимого для выполнения работ;
  • количество положительных отзывов об участнике закупки, грамот, благодарственных писем, подтверждающих деловую репутацию. Применению подлежат и ряд национальных стандартов к примеру, Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 56002-2014 «Деловая репутация строительных организаций» и пр).

Согласно Постановлению № 1085 от 28.11.2013 используется 4 вида формул или шкала.

1. Формула расчета, учитывающая наибольшее или наименьшее количество предоставляемых документов.

Не допускается при проведении электронного конкурса использовать не предусмотренные Постановлением № 1085 от 28.11.2013 критерии или величины значимости. При этом все критерии оценки открытого конкурса по 44-ФЗ в электронной форме, которые использует заказчик, должны быть обязательно отражены в документации.

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе

Все критерии оценки заявок на участие в конкурсе по 44-ФЗ делятся на две большие группы. Это стоимостные характеристики и нестоимостные. К стоимостным характеристикам относят:

  1. Цену контракта.
  2. Расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ и оказания услуг.
  3. Стоимость жизненного цикла, стоимость товара, услуги, работы, эксплуатации, ремонта, утилизации. Такой критерий учитывается, если предполагается не только поставка товаров, но и расходных материалов и пр.
  4. Предложение относительно суммы расходов заказчика по энергосервисному контракту.

Нередко заказчик ограничивается только ценой товара для оценки заявок на участие. Но иногда ему необходимо закупить оборудование. От предложенной поставщиком модели оборудования во многом будет зависеть стоимость ремонта и приобретения расходников.

В целях бюджетной экономии заказчик указывает, что более высокий рейтинг присваивается поставщику, который сможет предложить наименьшую стоимость с позиции расходов на эксплуатацию.

Для выявления самого выгодного предложения заказчик может установить такие параметры оценки, как перечень эксплуатационных расходов (ремонт оборудования и поставка расходных материалов и пр.), единица измерения эксплуатационных расходов и сроки службы товара.

Нестоимостные характеристики – это:

  1. Качественные, функциональные, экологические характеристики товара, услуги и работы.
  2. Уровень квалификации участника закупки.
  3. Наличие у участника оборудования.
  4. Положительная репутация.
  5. Соответствие товара экологическим нормам.
Победителем закупки в форме конкурса становится участник не с самой низкой ценой, а предложивший наилучшие условия исполнения контракта. Заявки на участие в открытом конкурсе всегда оценивают минимум по двум критериям, один из которых – цена.

При этом, согласно Постановлению Правительства №1085, устанавливаются предельные величины по каждому из критериев. Это:

  • 70% для стоимостных критериев при поставках товаров;
  • 60% – при заказе работ и услуг.

Для нестоимостных критериев эти предельные значения составляют 30% для товаров и 40% – для работ и услуг. Конкретные максимальные значения стоимостных и нестоимостных критериев приведены в таблице.

Предмет заключаемого договора Максимальная значимость цены, % Предельная величина нестоимостных критериев, %
Все товары, не перечисленные в списках 70 30
Работы и услуги не из перечня 60 40
Спасательные работы 40 60
Реставрационные работы на объектах со статусом культурного наследия 40 60
Юридические, образовательные, медицинские услуги 40 60
Нормативные документы в области образования (разработка) 40 60
Экспертные услуги 30 70
Работы по техподдержке информсистем 30 70
Услуги по кинопрокату 20 80
НИОКР 20 80
Услуги артистов и режиссеров 20 80
Создание произведений искусства, архитектуры, литературы 0 100

В исключительных случаях заказчик может прописать в требованиях дополнительные критерии оценки заявок, которые не являются стоимостными или нестоимостными. Они могут потребоваться при проведении закупок технически сложных товаров и услуг.

Порядок оценки

Этап оценки поступивших заявок наступает после того, как истекли сроки для подачи предложений от участников конкурса.

Основная цель заявок – определение компании, предлагающей самые оптимальные условия сделки и выбор победителя, с которым будет заключен государственный контракт.

Каждому из поступивших предложений присваивается свой порядковый номер. Номер «1» получает победитель, остальные предложения ранжируются в порядке уменьшения степени выгоды для участника.

Для оценки поступивших заявок заказчик создает конкурсную комиссию. Ее обязанности и порядок работы прописываются в утвержденном заказчиком положении.

Для того чтобы подвести итоги конкурса, у заказчика будет 20 дней. Он не вправе нарушать данные сроки. В процессе проведения конкурсов в сфере искусства и культуры может потребоваться дополнительное время на оценку: сроки рассмотрения предложений допускается увеличить на 10 дней.

При оценке заявок комиссия рассматривает и оценивает все заявки, которые не были отклонены в процессе их рассмотрения, а при необходимости направляет дозапросы по полученным сведениям и для получения скорректированных от участников после изменения конкурсной документации.

Кратко процедура оценки предложений состоит из следующих этапов:

  1. Рассчитывается количество баллов по каждому критерию.
  2. Они суммируются с учетом значимости критериев.
  3. Побеждает участник с самым высоким рассчитанным рейтингом.

Важно учесть, что комиссия не может применять критерии для оценки поступивших заявок, которые не прописаны в конкурсной документации (согласно ч. 4 ст. 32 ФЗ-44).

При рассмотрении поступившей заявки по стоимостным критериям конкурсная комиссия применяет такой принцип: чем ниже стоимость, тем выше балл, который получает участник закупки.

В отношении эксплуатационных расходов применяется то же правило: чем они ниже, тем выше балл, который присваивается предложению участника.

Согласно требованиям 2 раздела Постановления №1085, баллы участнику выставляются по следующей формуле: «(Максимальная предложенная цена/Цену, предложенную данным участником)*100». Полученное значение умножается на величину значимости критерия, прописанное в конкурсной документации.

Указанная методика оценки применяется, только если цена предложения больше нуля. При нулевой минимальной стоимости (или даже при отрицательном ценовом предложении) формула немного видоизменяется: «(Ценовой максимум – Цена, предложенная участником)/Цена, которая предложена участником *100».

Нулевая цена может быть предложена по контрактам по открытию банковского счета. ФАС считает сделки с нулевой ценой правомерными и не нарушающим антимонопольное законодательство, но на практике они встречаются редко.

Приведем пример расчета баллов по стоимостным критериям. Критерию «цена контракта» была присвоена величина значимости 0,7. Предварительный отбор прошли два участника: один из них предложил цену 6 млн. р., второй – 5,1 млн. р.

Расчет для участника с предложением 6 млн. р. будет выглядеть так: 0,7* (5100000/6000000*100)=59,5 баллов. Участник, предложивший минимальную цену, получит 70 баллов: (0,7*1*100).

По каждому из выбранному заказчиком нестоимостному критерию участнику выставляются определенные баллы. Чем больше баллов он получит, тем больше шансов на заключение контракта.

Формула для оценки по нестоимостным критериям выглядит так: значимость показателя*100*(предложение данного участника/максимальное значение из предложенных).

Например, заказчик включил в конкурсную документацию такие критерии, как численность работников и опыт работы на рынке. Для опыта была установлена значимость в 60%, обеспеченности персоналом – 40%.

Компания с наибольшим опытом среди всех участников проработала на рынке 10 лет. Оценивается предложение участника с опытом 5 лет так: 0,6*100*(5/10)=30.

Компания получает 30 баллов по данному показателю. Тогда как самый опытный поставщик – 60 баллов: (0,6*100*1).

Если во всех заявках одинаковое значение по определенному критерию, то он не учитывается при определении победителя.

Таким образом, при проведении государственной закупки через конкурс заказчик должен определиться с применяемой им системой оценки и разработать критерии оценки предложений от участников. При этом необходимо ориентироваться не только на нормы 44-ФЗ, но и на Постановление Правительства №1085 от 2013 года.

Различают две группы критериев: стоимостные и нестоимостные. Первые включают цену товара и прочие затраты, которые предполагает закупка данного товара в ходе его эксплуатации. Нестоимостные критерии связаны с качественными характеристиками поставки и с поставщиком. Каждому критерию присваивается свой коэффициент значимости. Цена всегда имеет значимый вес при оценке заявки участника и должна присутствовать во всех оценках предложений. Все критерии оценки конкурса, используемые заказчиком, должны обязательно отображаться в конкурсной документации. При выборе поставщика-победителя заказчику нужно использовать не менее 2 критериев. Сумма значимости всех используемых критериев составляет 100%.

Как оцениваются нестоимостные критерии

Например, заказчик оценивает заявки по «кредиторской задолженности». В данном случае чем ниже значение, тем более высокий балл получает участник. На участие в конкурсе поступило две заявки:

  • Заявка №1 – величина кредиторской задолженности – 100 тыс. р.
  • Заявка №2 – величина кредиторской задолженности – 150 тыс. р.

Первый участник получит 100000 / 100000 * 100 = 100 баллов.

Второй – 100000 / 150000 * 100 = 66,7 балла.

Критерий значимости данного параметра установлен, как 0,4. Значит, участники получат:

  • Первый участник – 40 баллов (100 * 0,4).
  • Второй участник – 26,7 балла (66,7 * 0,4).

Заявки в части нестоимостных критериев могут оцениваться и по-другому. Например, заказчик установил требование о наличии опыта реализации как минимум 10 аналогичных контрактов. Тогда все участники, которые реализовали 10, 20, 40 аналогичных контрактов, получат одинаковое количество баллов.

Также заказчик может ввести шкалу оценки при проведении открытого конкурса. В них заказчик устанавливает диапазоны возможных значений и количество баллов, которые начисляются за попадание в определенный диапазон.

Например, если заказчик учитывает численность персонала, шкала может быть следующей:

  1. До 10 сотрудников – 0 баллов.
  2. От 10-50 сотрудников – 30 баллов.
  3. От 50-100 сотрудников – 60 баллов.
  4. Более 100 сотрудников – 100 баллов.

Кто оценивает заявки на участие в конкурсе и в каком порядке

Оценкой заявок на участие в конкурсе занимается конкурсная комиссия. Ее состав и перечень полномочий утверждается заказчиком в приказе о формировании конкурсной комиссии для проведения закупки.

Процесс рассмотрения заявок на участие в конкурсе состоит из следующих этапов:

  1. Конкурсная комиссия рассматривает первые части заявок на участие в электронном конкурсе. При НМЦК до 1 млн р. на рассмотрение уходит 1 рабочий день, при НМЦК более 1 млн р. – до 5 рабочих дней.
  2. По результатам рассмотрения первой части заявки на участие все допущенные к процедуре электронного конкурса лица могут подать окончательное предложение. Такие окончательные предложения передаются в день, который указан, как дата проведения конкурса в электронном формате. На подачу предложений участникам отводится 3 часа. Участник закупки может не участвовать в дозапросе, тогда его предложение в первой части заявки будет считаться окончательным. Один участник вправе подать только одно предложение, и оно не может ухудшать предложенные условия на первом этапе. Это значит, что участник конкурса может только снизить цену, но не повысить ее.
  3. После этого наступает этап оценки второй части заявок. На данном этапе определяется победитель закупки.

Сроки оценки

На основании ч. 2 ст. 54.7 44-ФЗ сроки рассмотрения и оценки второй части заявок в электронном виде не должны превышать три рабочих дня, если НМЦК составляет более 1 млн р. При закупках на меньшую сумму заказчику отводится не более одного рабочего дня после отправки второй части заявок на участие в конкурсе.

Если закупка предполагает поставку товара, выполнение работ и оказание услуг в сфере науки, культуры и искусства, то указанный срок не должен превышать пяти рабочих дней с даты отправки заказчику второй части заявок на участие в открытом конкурсе. При этом указанные сроки не зависят от НМЦК.

Окончательная оценка

При оценке комиссия учитывает только те заявки, которые были допущены до данного этапа и не были отклонены из-за отсутствия необходимых документов или несоответствия поставщика требованиям закупки.

Заявка от участника на конкурс может быть признана не соответствующей требованиям, которые установлены в конкурсной документации, в следующих случаях:

  • если не были предоставлены обязательные документы и информация
  • при наличии недостоверной информации в документах (если такая информация становится известной уже после допуска и оценки заявки, то участник все равно отклоняется);
  • при несоответствии участника требованиям конкурсной документации по ст. 31 44-ФЗ (например, участник находится в РНП или в состоянии банкротства);
  • если отклонение заявки предусмотрено в правительственных актах, принятых в рамках национального режима закупок по ст. 14 44-ФЗ (например, на участие в конкурсе поступили две заявки с товарами российского производства, и в отношении иностранного товара допускается применить правило «третий лишний», или в отношении поставки иностранных товаров введен запрет).

Порядок оценки заявок заказчику следует прописать в закупочной документации. Если закупка была признана несостоявшейся (в случае, если на нее поступила только одна заявка, не поступило ни одной, была допущена одна заявка, либо все они были отклонены), то этап оценки заявок не проводится.

Первоначально конкурсная комиссия рассчитывает количество баллов по каждому критерию. Затем все баллы суммируются. В зависимости от количества набранных баллов все заявки участников ранжируются в порядке убывания значимости. Первый номер присваивается участнику, который набрал наибольшее количество баллов. Он и становится победителем конкурса.

Важно учитывать, что конкурсная комиссия не имеет права применять критерии оценки заявок, которые не были установлены конкурсной документацией (на основании ч. 4 ст. 32 44-ФЗ).

Регламент оценки заявок на участие в конкурсе зависит от типа закупки: проводится ли она в электронном виде или стандартном бумажном виде. Заявки на участие в конкурсе в электронном виде оцениваются на основании ст. 54.7 44-ФЗ. В течение часа после формирования протокола оператор ЭТП должен направить заказчику вторую часть заявок на участие, которые позволяют заказчику оценить участников по заданным критериям оценки.

Если несколько заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме содержали одинаковые условия исполнения контракта, то меньший порядковый номер присваивается заявке, поступившей раньше.

Итоги открытого конкурса в электронном виде оформляются в виде протокола. Такой протокол содержит сведения:

  • об участниках открытого конкурса
  • о допуске участника закупки
  • о принятых решениях в отношении каждого участника конкурса в электронном виде относительно его соответствия требованиям закупки и нормам 44-ФЗ;
  • решение каждого члена конкурсной комиссии по заявкам на участие
  • о порядке оценки данных заявок
  • о присвоенных значениях по каждому из установленных критериев
  • о принятом по итогам оценки заявок решении о присвоении порядковых номеров
  • указание на наименование юрлица или ФИО физлица, которые стали победителем закупки, и участника, которому был присвоен второй номер.

Указанный протокол должен быть размещен в ЕИС непосредственно в день его подписания.

Если в конкурсной документации было закреплено право заказчика на подписание контакта с несколькими участниками, то первый номер допускается присвоить нескольким заявкам.

Любой участник открытого конкурса после размещения итогового протокола вправе:

  1. Отозвать свою заявку на участие (этим правом наделены все участники, кроме победителя закупки).
  2. Обратиться к заказчику за разъяснениями по результатам открытого конкурса.
  3. Обжаловать выбор заказчиком победителя в установленном порядке.

Процесс выбора победителя конкурса является весьма сложным, поэтому заказчики применяют форму конкурса в отношении сложных закупок, где цена не является основополагающим фактором выбора.

Таким образом, под оценкой заявок понимается процесс начисления баллов по каждому из критериев, а затем они суммируются. Победителем закупки становится участник, заявка которого получила наибольшее количество баллов. Различные факторы имеют разный удельный вес по значимости для заказчика. Заказчик устанавливает еще и значимость критериев, а именно их вес в общей совокупности. По результатам определения баллов к ним применяется определенный коэффициент, указывающий на удельную значимость фактора. Сумма удельного веса всех критериев устанавливается всегда как 100%. Удельный вес разных параметров устанавливается не произвольно, а на основании Постановления Правительства №1085 от 2013 года.


Источники

  • https://44fzrf.ru/postanovlenie-pravitelstva-rf-n-1085/
  • https://pravo.team/zakupki/44/kriterii-otsenki-zayavok.html
  • https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/180-kriterii-otsenki-konkurs
  • https://goskontract.ru/podgotovka-k-tenderu/kak-otsenivayutsya-uchastniki-otkrytogo-konkursa
  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/ocenka-zaavok.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Cardmoscow
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

error: